Отрицание социального — оружие колониализма

Бывший СССР 
0
314
Время на чтение 7 минут

Не существует, пожалуй, более непопулярной на постсоветском пространстве идеи, чем социальная справедливость. Её обсуждения избегают в политических ток-шоу, её игнорирует актуальное искусство, литература, поп-музыка. Даже в риторике постсоветских коммунистических партий, естественно вытекающий из их идеологии запрос на социальную справедливость всё чаще сублимируется идеей механического восстановления СССР. При этом базис будущего союза как бы выносится за скобки, при этом широкое присутствие в рядах сторонников «СССР 2.0» людей, исповедующих противоположные взгляды на устройство идеального социума, как бы намекает на то, что и в рамках этого проекта вопрос о социальной справедливости может оказаться задвинутым на второй план. Стремление паразитировать естественно для любой элиты, увы.

Между тем идея социальной справедливости вовсе не является маргинальной на Западе, брать пример с которого нас призывают борцы с социалистическими пережитками. Она популярна не только в Европе - там к власти регулярно приходят представители умеренно левых сил. Да, европейские левые - это никакие не левые, но циничные финансовые тараканы, однако сам факт поддержки избирателями их риторики свидетельствует о широком распространении в обществе идей, присутствия которых в нашем обществе так не хватает. Левые убеждения всё распространяются и где в течение всего ХХ столетия проявления левизны в политике пресекались, и нередко при помощи свинца.

Социальная справедливость так и не стала базовой идеологией ни одной из правящих партий, но левый модус, в той или иной степени, присутствует в мировоззрении всех последних президентов и большинства кандидатов: Обама и всеобщее медицинское страхование, Трамп и всеобщее трудоустройство, а Берни Сандерс, согласно опросам, третий по популярности участник президентской гонки, вообще называет себя социалистом. И это, для такой антикоммунистической страны как США, уже невероятная победа левых на уровне массового сознания, традиционно колебавшегося между христианским консерватизмом и либерализмом портов и прерий, где ещё 100 лет назад будущий 41-й вице-президент США Нельсон Рокфеллер сносил фреску Диего Риверы на стене Рокфеллер Центра в Нью Йорке из-за отказа художника закрасить на ней изображение В. И. Ленина.

Локомотивом трансформации массового сознания стала интеллигенция - т. е. прослойка, недостаточно обеспеченная, чтобы относиться к буржуазии, однако образованная и связанная с участием в общественных процессах: преподаватели, научные работники, журналисты и т. д. И если в вузах первой пятёрки негласная война с левизной ещё ведётся, то где-нибудь в социологическом департаменте средней руки университета коммунистом готов назваться каждый второй. В школах ситуация аналогичная - в конце концов, низкие зарплаты и социальный статус школьной педагогики обеспечивают приток в профессию людей определённых убеждений. Такое положение дел, очевидно, мало отражается на политическом курсе страны, однако оно влияет косвенно. Через умы граждан, через создание общественного запроса на социальную справедливость на уровне фундаментальных представлений о добре и зле.

Так почему же стремление копировать Запад исключает такую важнейшую моральную составляющую, как стремление граждан к социальной справедливости? Вероятно, либерализм антикоммунистического толка - это такой колониальный идеологический продукт, экспортируемый в страны, порабощение которых стало очередной повесткой глобальных элит. Либеральный антикоммунизм востребован в Гондурасе, против курса на социальную справедливость восстало мещанство Венесуэлы. Эта идеология долгое время господствовала почти по всему южноамериканскому континенту, в странах южной Европы: Испании, Португалии, Греции. Таких стран полно в Африке и сегодня. Неолиберальный миропорядок - это когда страны-гегемоны оставляют себе финансовый капитал и «Капитал» Маркса, а туземцам достаются лишь бусы и невидимая рука рынка, умеющая пороть и шарить по карманам.

Следует признать, что позднесоветская интеллигенция, ставшая в последние декады ХХ века локомотивом процессам, противоположным тем, что имели место на Западе, отбросила модус социальной справедливости задолго до распада СССР. Именно на интеллигентских кухнях и в курилках советских НИИ и КБ ковалась постсоветская буржуазная антиутопия. Слишком крепким и монолитным выглядело советское общество того времени, и слишком уж велик был соблазн поставить под сомнение его базовые принципы - из фрондества и стремления к самоутверждению. «Образованные люди умнее, а потому заслуживают лучшей, в сравнении с остальными членами общества, жизни» - эта социал-дарвинистская позиция идеально ложилась на сознание «среднего интеллигента», возомнившего себя солью советской земли и венцом ленинского плана всеобщего образования.

Бунту против социальной справедливости способствовали и привилегии, которыми пользовались советские руководители. Обсуждение автомобилей генсека Брежнева и его окружения, а также спецпайков из распределителей ЦК КПСС стали одним из любимых развлечений образованной прослойки общества. Так обретало контуры и формы будущее неравенство. Ведь если социализм не смог преодолеть распределители, то и равенство невозможно в принципе. А значит, незачем и огород городить - дайте пожить как люди. То есть за счёт других граждан и посредством перетягивания одеяла. Такого рода вывод как бы напрашивался сам собой, при этом всякий советский инженер и научный работник видел себя в верхней части социальной пирамиды, не задумываясь, что завтра он может попросту быть выброшен на улицу просто потому, что отсутствие за спиной страны идеи планетарного значения делает ненужной всю его деятельность.

Вследствие распада сознания позднесоветского общества идея неравенства передалась и партийным элитам - раз уж народу самому не нужна социальная справедливость, то почему бы именно им было не возглавить процесс трансформации общества? В конце концов, это не просто сохраняло в новых условиях прежнюю власть и влияние, но даже упрочивало её, позволяло наследовать привилегии. Коммунисты-предатели стали самыми последовательными антикоммунистами на планете - в марксистской теории они дадут фору любому марксисту, ибо учили её не в сети, но в Высшей партийной школе. Любой намёк, попытку протащить идею социальной справедливости через художественный сюжет или, допустим, анализ того или иного социально значимого явления вычисляется этими людьми и пресекается буквально на лету.

Так уж случилось, но в лидеры этого процесса вышла Украина. Именно здесь оказалось достигнуто абсолютное дно. И это не только законодательный запрет на распространение коммунистической идеологии и символики или беспрецедентные антисоциальные реформы. Апофеозом стал судебный процесс над львовскими студентами и школьниками-членами ЛКСМУ. Один из них, 22-летний студент, уже приговорён к 2,5 годам тюремного заключения за распространение запрещённой в Украине коммунистической идеологии. В частности, осуждённому инкриминировали размещение в социальной сети «Фейсбук» цитат из Карла Маркса и Владимира Ленина, а в качестве орудий «преступления» были изъяты и уничтожены членские билеты легально действующей в Украине организации «Ленинский комсомол Украины» и «Капитал» Маркса - именно там осуждённый черпал цитаты. Другие члены «преступной группы» - школьники. По их поводу собирают общешкольные собрания, родителей запугивают увольнением с работы.

Однако самым вопиющим является сокрытие личности участников процесса. Их имена не указываются на сайте суда и СБУ, а сами участники, которым параллельно инкриминируется терроризм, под угрозой переквалификации уголовного дела были вынуждены подписать расписку о неразглашении. Поэтому даже руководство ЛКСМ сообщает лишь имена, но не фамилии фигурантов дела: Александр, Денис и Сергей.

Разумеется, Украина за последние три года умудрилась пробить не одно дно. Однако в данном случае, полагаю, речь идёт о «дне абсолютном». Ведь сожжение книг Карла Маркса отбрасывает нас во времена, о которых принято вспоминать исключительно в рамках обсуждения темы Холокоста. Как и сокрытие информации о репрессируемых государством инакомыслящих или недавний запрет соцсетей и отложенная попытка запрета Украинской православной церкви.

И в этом, при всём ужасе положения граждан Украины, есть положительный момент. Ведь от абсолютного дна уже можно оттолкнуться. Ведь, чем больше режим запрещает, тем сильнее желание действовать назло. Тем более когда государство-запретитель ещё и не очень успешно с точки зрения управления. А ещё постсоветские общества развиваются по общим схемам - да, с разной скоростью, да, с поправкой на местную экзотику. Однако, как бы там ни было, стартовые условия и принцип формирования новых общественных институтов оказались одинаковыми. А значит, и украинское дно может стать общим для всего постсоветского пространства - крайней точкой разрушения демократических институтов во имя сакральной войны против коммунизма под руководством коммунистов-ренегатов.

События в Украине не просто пугают. Они десакрализируют всю мифологию противостояния коммунизму, к которому белыми нитками были подшиты все контексты советской культуры и наиболее ярких её представителей. Весь пантеон - от сталинистов Ильфа и Петрова до академика Сахарова, призывавшего в проекте Новой Конституции СССР к «конвергенции социалистической и капиталистической систем». Вся эта кажущаяся стройной мифология смогла пережить и распад СССР с его многочисленными конфликтами на национальной почве и цивилизационным упадком, наступившим на постсоветском пространстве одновременно с распадом СССР. Ибо преступления, творящиеся сегодня под знаменем крестового похода против коммунизма не могут не ужаснуть, а значит, и пересмотр постсоветскими обществами вопроса о коммунизме и социальной справедливости уже появился на горизонте.

Это, разумеется, не означает полного исчезновения антикоммунизма. Он станет другим - более сектантским, возможно, даже мистическим. В конце концов, пример мистического антикоммунизма уже есть - китайская религиозная организация - Фан Лунь Дафа, или Фалангун. Там считают коммунизм воплощением мирового зла, разрушающий созданный свыше, основанный на социальном неравенстве сакральный пирамидальный миропорядок. Сама идея разрушения институтов социального неравенства рассматривается в рамках учения даже не как греховная, но как радикально бесовская. И казус Украины и украинской декоммунизации максимально приблизил постсоветский антикоммунизм к постулатам этого эзотерического учения. Ибо и у нас, и в Китае невозможно отрицать идею социальной справедливости, не впадая в мистицизм. Слишком уж очевидна её роль в формировании нашего цивилизационного пространства, а в постсоветском мире и цена, которую общество вынуждено платить за отказ от неё.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35