itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Транссиб – КВЖД: железнодорожная скрепа двух цивилизаций

Сергей Шойгу 
0
702
Время на чтение 5 минут

Транссиб – КВЖД: железнодорожная скрепа двух цивилизаций

1 июля 1903 года понимающие русские люди радовались: движение по Транссибу открыто! Но в Читинской области, у города Сретенска, Транссиб раздваивался: будущий Приамурский участок, гигантской дугой огибая Маньчжурию, шёл до Владивостока по горам, вечной мерзлоте, требовал постройки самого большого в России моста через Амур у Хабаровска. Его закончили только в 1916 году.

Другая ветка, на 514 вёрст короче, протянулась хордой через Маньчжурию, пролегала, кроме Большого Хингана, по степям и была готова уже в 1901 году. Министр Витте на переговорах с мандарином Ли Хунчжаном в 1896 году добился согласия на создание Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Говорят, была и взятка китайским переговорщикам, но напомню, что случилось за 40 лет до переговоров с Ли Хунчжаном. Стоит взглянуть на карты, которыми стращают порой российского обывателя: Приамурье и Приморье закрашены жёлтым китайским цветом, «Китай-де уже обозначает эти территории своими». Недавно на одной конференции, отвечая профессиональному «запугивателю», давнему борцу против российско-китайского сближения Шелову-Коведяеву (бывший замминистра иностранных дел у Козырева), я показал карту того же периода с «российско-закрашенными» Польшей и Финляндией. Приамурье и Приморье действительно были китайскими, пока Айгунским договором 1858 года и Пекинским 1860-го их не передали России. Это своего рода мировой рекорд дипломатических отношений: столь огромные территории переданы без войны, вообще какого-либо конфликта. Тоже взятка? Муравьёва-Амурского? Уже самому богдыхану?

А причина была: Англия и Франция, представлявшие собой НАТО XIXвека, вели опиумные войны, громили Китай, врываясь в воды Янцзы, Хуанхэ, захватывая столицы. Проводили операцию «Чай в обмен на опиум». Сажали на опиум целый народ, вывозя чай, шёлк, фарфор (многие сокровища английских и французских музеев - того происхождения). Потому богдыхан и был рад явлению России (до этого российский выход к Тихому океану держался на единственной вьючной тропе Якутск - Охотск 1261 км длиной, через хребет Джугджур, по которой пушку, например, не перетащить). И расчёты конфуцианских мудрецов оправдались. Россия, даже проиграв русско-японскую, даже учинив у себя войну гражданскую, остаётся на Дальнем Востоке...

3 сентября 2015 года президент Путин и министр Шойгу на параде в Пекине вручили председателю Си Цзиньпину книгу (мне выпала честь быть одним из её соавторов) о роли советско-японской войны. Есть в этой книге и оценка Мао Цзэдуна: «Красная Армия пришла помочь китайскому народу изгнать агрессоров. Такого примера еще не было в истории Китая. Влияние этого события неоценимо».

Так вот, ту уникальную переброску армий из Германии обеспечил в 1945 году Транссиб, а КВЖД стала полноценным участником боевых действий.

В России железнодорожный транспорт - признанная государствообразующая отрасль. Залог единства, жизнеспособности страны. Главная железная дорога страны и самая протяжённая в мире, Транссиб - позвоночник России. Однако был в истории период, когда «государствообразующими» железные дороги стали почти в буквальном значении: в удивительном квазигосударстве КВЖД со столицей Харбин. «Желтороссия» - иронично называли его газеты начала ХХ века. Витте на переговорах в Портсмуте отстоял её даже и после проигранной войны. Именно обществу Китайско-Восточной железной дороги было поручено устройство морского пароходства (!) на Тихом океане, основание в Даляньской бухте коммерческого порта «Дальний» и управление им. КВЖД имела свой флаг, свою полицию (особый Заамурский округ пограничной стражи), суд, почту, флотилию в 20 пароходов, телеграф, школы, больницы, библиотеки, угольные и лесные концессии. Земля вдоль дороги принадлежала КВЖД, у которой её и брали в аренду.

6-7 сентября вопросы безопасности возникали на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2017) во Владивостоке неизбежно, и в ответах президента России подтверждена историческая линия, идущая ещё с начала стройки Транссиба - КВЖД: эти дороги имеют глобальное стратегическое значение, главная их цель - обеспечение международных коммуникаций.

Президент Республики Корея господин Мун Чжэ Ин, высоко оценив роль Транссиба в истории Кореи,выдвинул идею «девяти мостов» между Кореей и Россией: газ, железные дороги, Северный морской путь, судостроение... «Соединение Транссиба с Транскорейской железной дорогой, - сказал президент Южной Кореи, - станет коридором, соединяющим континентальный и морские пути Евразии... Несмотря на трудности реализации трёхсторонних проектов с участием двух Корей и России, к которым пока не приступить, [следует] приступить к тем проектам, которые возможно продвинуть за счёт содействия между двумя странами. Конечно, лучше было бы, если бы Северная Корея с самого начала приступила к работе и принимала участие в сотрудничестве».

Президент России, кратко изложив историю северо-корейской ядерной проблемы, в деле улучшения ситуации подтвердил мнение президента Республики Корея: «Нужно постепенно втягивать Северную Корею в сотрудничество в регионе. У России есть конкретные предложения (все об этом знают) - совместная дорога, связывающая Транссиб и корейские железные дороги через Северную Корею, трубопроводный транспорт, освоение портов Северной Кореи...»

Единственная железная дорога, связывающая обе Кореи и Россию, проходит близ самого южного порта России - Зарубино. Здесь пролегают 40 километров границы России и КНДР (по реке Туманган и по морю). Здесь, у реки Туманган, - знаменитое озеро Хасан, место сражения советских войск с японцами в 1938 году, начало побед советского оружия на Дальнем Востоке, завершившихся освобождением Северного Китая и Кореи.

Формально железная дорога, связывающая Россию с двумя Кореями,и сейчас соединена с Транссибом, но нет совместныхпроектов её использования. Президент Мун Чжэ Ин во Владивостоке открыто радовался первому танкеру, прошедшему Севморпутём из Норвегии в Корею: «Время, затраты на перевозку сократились на одну треть по сравнению с использованием Южного морского пути через Суэцкий канал и Индийский океан».

Восточная Азия - Европа... Это главный торговый маршрут мировой истории, современности и обозримого будущего. Сейчас основную долю имеет линия Суэцкий канал - Индийский океан (18.000 судов в год), на Транссиб и Севморпуть приходятся менее 5% объёма перевозок. А ведь Транссиб - это потенциально самый эффективный мост между АТЭС и Европой: срок доставки контейнеров 13-18 суток, тогда как через Суэц - 30-40 суток.

В апреле 1998 года по Транссибу прошёл демонстрационный контейнерный поезд Находка - Брест (10538 км), его время в пути составило 9,3 суток - в 2 с лишним раза быстрее, чем через Суэцкий канал. А главный резерв ускорения - в Европе: прокладка российской колеи 1520 мм от Бреста до Гамбурга и Вены убрала бы время и затраты на замену колёсных пар. К сожалению, уже 10 лет эти проекты застревают в стадии обсуждения.

Между тем в 2011 году транссибирский транзит превысил 15 млн тонн, в 2013 году была введена вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом...

Китай, как известно, значительную часть трафика Нового шёлкового пути пускает южнее России, через Среднюю Азию. И Россия должна дополнить эту глобальную евроазиатскую транспортную ось своим проектом: присоединение к Транссибу железной дороги, «нанизывающей» обе Кореи, станет великим вкладом в успокоение самого взрывоопасного на сегодняшний день полуострова на планете.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Шумейко
Что там с победой в СВО
Нужно снова и снова проговаривать, почему действия России справедливы
14.12.2022
Украина. Краткая история проекта
Всё, что было в России антироссийского, при царях, генсеках, сливалось, канализировалось на южную окраину и там отвердевало
17.11.2022
Канонизируй это
Как президента одной державы объявили святым
26.03.2022
Все статьи Игорь Шумейко
Сергей Шойгу
«Мы можем попробовать добить их резервы»
Решение противника перебросить войска с правого берега Днепра на Запорожское направление затруднит наше продвижение, но поспособствует перемалыванию боеспособных бригад ВСУ
24.02.2024
«Обучение войск – непременное условие “науки побеждать”»
Владимир Путин передал Главному командованию ВКС список подносной иконы-складня «Спас Нерукотворный»
21.02.2024
«Нам придется решать проблему суверенитета»
Пока мы не поймем, что свобода и независимость является главным методом нашей победы над НАТО, мы будем иметь СВО в виде бесконечного противостояния
25.01.2024
О неприятной статистике
Ситуацию с уменьшением числа верующих, посетивших Рождественскую службу, может исправить повторение патриотической позиции Патриархов Сергия и Алексия Первого в Великую Отечественную войну
09.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31
Превратить поражение в победу
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
29.03.2024 11:27