Хлеб, Мангуп и тайна жизни

Разговор по душам с пятнадцатилетней дочерью

Александр Сергеевич Пушкин 
0
495
Время на чтение 7 минут
Как-то на кухне разговорились мы с моей дочкой Ксенией (ей 15 лет) «за жизнь». О том, почему нынешние подростки зачастую выглядят такими усталыми и опустошёнными, притом что никаких особенных трудов они не несут и особых тягот не знают. Учёба трудна? Согласен, но если нет желания и сил учиться, то ведь и альтернативы, в смысле какого-либо иного интереса и увлечения, у них тоже нет. То есть им совсем ничего не хочется, и эта меланхолия входит в болезненную привычку, превращается в стиль жизни.

Положим, мы тоже не всегда любили учиться, но «за бортом» школы жизнь у нас кипела, била ключом. Дочка стала расспрашивать о моём детстве и юности, а я стал рассказывать об относительной, по сравнению с нынешним изобилием, нашей тогдашней скудости, и как, при всём при этом, жизнь была наполнена реальным содержанием и богатством исканий и смыслов, пробуждала в нас творческую фантазию, энергию преодоления, познания мира, побуждала к действию. Каждое мало-мальски важное событие в детстве превращалось в приключение.

Примеров - сколько угодно!

* * *

Летом на каникулах мы гурьбой ходили в кино. В городе было несколько кинотеатров, билеты на киносеансы стоили относительно недорого, но откуда у дворовой мелюзги деньги? И мы разведывали, выясняли, как в каждый из кинотеатров можно проникнуть бесплатно. С азартом первопроходцев выискивали всевозможные, причём законные, подступы и лазейки, вырабатывали стратегию, оттачивали тактику... Вот уж воистину, каждый такой поход превращался в приключение, и фильм становился настоящей наградой, связанной с преодолением препятствий и достижением долгожданной цели.

Если кому-то случалось найти «трёшку» на улице - это был уже просто праздник! Причём для всех. Спрятать её в карман и мысли не было: всем - мороженое и катание на качелях и каруселях в парке.

Мы ходили в походы - спонтанные, без особых сборов и приготовлений. Договорились и пошли, куда глаза глядят. Выезжали за город на троллейбусе, а дальше бродили по горам и лесам, забираясь не слишком далеко: так, чтобы обернуться за день. Всей душой радовались простору, ветру, солнцу, свободе... Сколько энергии и восторга давали нам эти походы, это живое и подвижное общение на природе!

Мы вообще редко сидели в четырёх стенах. Да там, собственно, и нечего было делать. По телевизору - три скучнейшие программы. Какой-то интересный фильм становился событием, достаточно редким, о нём знали заранее. «Кортик» или «Старая крепость»: смотрели очередную серию и снова убегали на улицу.

Когда подросли, могли часами разговаривать о жизни, которая бурлила вокруг нас и в нас самих и требовала осмысления, обсуждения, выводов. Мы, большей частью некрещёные даже, истово стремились к истине, к постижению смысла существования, тайны жизни, и было это всё для нас запредельно важно.

Слушали пластинки, читали книги, но не ту «шелуху», которой сейчас завалены книжные прилавки. Таких книг тогда, к счастью, просто не существовало, если не считать «идейную макулатуру», на которую никто особо не обращал внимания. Из хорошей литературы всегда была доступна русская классика, и с самого детства мы росли с мыслью, что приобщение к ней - дело необходимое для юной души.

До сих пор помню магазин «Букинист», где в витрине красовались слова: «Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете этого сделать». Раз за разом проходя мимо витрины, я так проникся смыслом высказывания, что действительно стал сознательно, «для себя», читать Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и Толстого.

Труднее обстояло дело с произведениями современных авторов. Хорошую книгу достать было непросто, но, опять же, вот вам и повод для приключений, труда душевного и телесного. Потому что приобрести её можно было только в пункте сбора макулатуры, а макулатуру эту ещё нужно было где-то добыть и доставить.

Кроме художественной литературы, мы живо интересовались вопросами мировоззрения, психологии, философии. Следовали по стопам великих мыслителей - выискивали, как жемчужины, какие-то редкие издания, которые тогда можно было достать только в библиотеке, да и то не так сразу, но покопавшись основательно в каталогах. Находили интересующую книгу, порой только по названию догадываясь о её содержании, дожидались, пока выдадут - бывало, и не сразу, а на следующий день, если редкая книга находилась в хранилище. Но зато какая радость, какой восторг первооткрывателя ждал тебя, когда заветное издание оказывалось перед тобой на столе в читальном зале, и начиналось настоящее, захватывающее путешествие! Часы пролетали незаметно, и досадно было, что библиотека закрывается, а значит, чтение придётся отложить до завтра.

Помню, были у нас пухлые «общие» тетради, куда мы скрупулёзно выписывали всё интересующее, конспектировали прочитанное, потому что знали, что больше нам эту информацию взять будет попросту негде...

* * *

Чуть позже, но тоже в пору юношеских исканий, как-то забрался я на гору Мангуп и так полюбил это место, что стал бывать там время от времени и даже жить неделями, жадно и радостно познавая мир.

Мангуп - это развалины древнего города, столицы православного княжества Феодоро на одной из гор в юго-западном Крыму. В начале 90-х там кипела жизнь: сложилось что-то вроде стихийной общины; самые разные люди приезжали сюда, жили, как и я, неделями, а то и месяцами какой-то совершенно фантастической жизнью. Заняты все были одним - поиском смысла.

Но романтика романтикой, а кушать что-то надо... На Мангупе нам часто не хватало еды, тем более что никто «централизованными» поставками продуктов туда не занимался. Кто-то придёт, что-то принесёт, сварим компанией суп. Даже поговорка такая хаживала: «Супчик жиденький, но питательный, будешь худенький, но внимательный». Съедим, потом у кого-то появятся деньги, он спустится в ближайший посёлок, что-нибудь купит. Но такой поход занимал пару часов - притом, что обратно нужно было подниматься в гору... Словом, бывало, что жили впроголодь.

В связи с этим запомнился мне один случай. В очередные скудные дни принёс кто-то на Мангуп буханку хлеба. Обычную буханку не слишком даже свежего белого хлеба. И вкус этого хлеба меня тогда поразил! Оказывается, раньше я его не знал и не ценил. Помню, отрезал ломоть, посолил, налил в кружку родниковой воды, откусил, глотнул... И вдруг обомлел от осознания: как же это на самом деле вкусно! То есть по-настоящему, действительно вкусно: хлеб и вода. Это было целое открытие.

Я отчётливо осознал, что в отношении еды больше ничего человеку и не надо. Только хлеб, соль и вода... Позже, вспоминая свои впечатления, я вполне оценил народную поговорку: «Хлеб и вода - и нема голодá». Подобные открытия совершал я одно за другим на Мангупе и в отношении тепла, света, радости общения с людьми и природой...

* * *

Впрочем, не хочу приукрашивать действительность, в которой мы жили. Ведь кроме очевидного блага умеренности и относительной скудости был у того времени и принципиальный недостаток. А именно: многие из нас - да можно сказать, большинство - жили вне Церкви, не были ограждены её спасительной благодатью. И это сыграло свою печальную роль, когда за счастливым детством и мятежной, но искренней в своих исканиях юностью настали для многих времена тягостных испытаний, мучительных скорбей и бед. Какие-то из обретённых нами в «свободном искании» духовных путей оказались ложными и опасными, а беды и скорби стали следствием развившихся «свободно» в нашем поколении и «воюющих на душу» разнообразных страстей. И многие из моих сверстников, увы, погибли в этой страшной брани, «не преполовив дней своих», то есть в относительно молодом возрасте.

И это подводит нас к главному, как мне кажется, выводу, для чего полезно и нужно разумное и добровольное воздержание: только оно содействует правильной организации духовной жизни. Без этого полноценная жизнь невозможна, более того, она теряет смысл, превращается в существование, пусть даже сытое и безбедное во внешнем своём проявлении. А правильная организация духовной жизни решительно невозможна вне Церкви. И для многих представителей моего поколения этот тезис оказался не отвлечённой теорией, а выстраданной формулой, приобретённой горьким опытом заблуждений, утрат и падений.

Глядя на современную действительность, могу смело сказать, что это разделение на жизнь вне-церковную и церковную становится всё более очевидным. С одной стороны - общество потребления с его призывами к изобилию, комфорту и наслаждению, с утверждением, что вера в Бога - дело частное и ни к чему не обязывающее. С другой стороны - святая Православная Церковь, которая посредством веры, разумного воздержания, телесного и душевного труда призывает нас наследовать неизреченную и вечную радость пребывания в Боге. И вот это-то наше стояние в правде и жизнь, согласная с ней, противна и даже ненавистна идее плотоугодия, лежащей в основе современной идеологии потребления, потому что подрывает саму её основу.

Нас приучают думать, что скудость, бедность, простота - это плохо. Что нужно жизнь свою внешнюю «совершенствовать», делать более удобной, комфортной и разнообразной. Но на деле оказывается, что разнообразие, пресыщение и довольство не добавляют человеку полноты жизни, а, напротив, притупляют чувства и делают более расслабленным, безрадостным, пресыщенным и неблагодарным, а в результате - унылым, и именно по причине отсутствия смысла.

И ведь именно об этом говорит православие: полнота восприятия земных благ не сама по себе важна. Смысл простирается дальше - к тому, что воздержание и сознательное самоограничение делают нашу душу более восприимчивой к действительной радости Богообщения.

***

Недавно гуляли мы всей семьёй по лесу в окрестностях водохранилища. День был будний, время - послеобеденное. На лесной дороге нас обогнал мальчишка с удочками, чуть помладше Ксении.

- Что ловится? - спросил я у него.

- Да разное, - ответил тот на ходу. - Уклейка, подлещик берёт.

И дальше поспешил, бодрый, целеустремлённый...

Чуть погодя дочка заметила:

- Мальчик этот, наверное, после школы удочки взял и пошёл на рыбалку. А мы в городе чем занимаемся? Гаджеты, соцсети, странички, лайки, фотки, чмоки-чмоки, ми-ми-ми... Как же всё это скучно на самом деле!

А я подумал: да не просто мальчишка удочки взял. Наверное, нужно было ему сперва и работу какую-то сделать по дому, по хозяйству, как это обычно бывает в селе, чтобы его отпустили на рыбалку. Но зато и рыбалка эта для него воистину праздник. Настоящий праздник, который непременно связан с преодолением!

Что ж, будем помнить об этом и, если действительно хотим жить доброй жизнью, в соответствии с Евангельским пониманием добра, давайте учиться воздержанию. И даже если не всегда удаётся, и так или иначе впадаем в невоздержанность в пище, питии, в многообразных своих страстях, не станем ни оправдывать себя, ни впадать в уныние. Но снова и снова, восставая от очередного падения, просить у Бога прощения, помощи и дальше приступать к постижению этой важнейшей из наук - воздержания Христа ради.

Станем искать и просить у Бога не лёгкой жизни, а мужества и сил в служении Ему и людям, в добром преодолении трудностей. И тогда обязательно познаем, что такое настоящая радость - радость духа, торжествующего над плотью.

Источник: Отрок.Ua

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29