«Умудряйся, чтобы все было ради Бога»

0
698
Время на чтение 6 минут
Дорогие читатели! В этом номере "Православной веры" мы открываем новую рубрику - «Подвижники ХХ столетия». Мы хотим рассказать вам о людях, которые жили рядом с нами совсем недавно и которые на деле исполнили в своей жизни заповеди Христовы. Сегодня нам остро необходимы их наставления и опыт.

С апостольских времен христианское отношение к жизни передается от человека к человеку. Для христианина очень важно встретить такого руководителя в духовной жизни, кто сможет наставить не только словом, но и делом - показать добрый пример. К сожалению, несколько волн жестоких гонений ХХ века привели к тому, что таких наставников стало очень мало, и сейчас часто говорят об утрате традиции, отсутствии преемственности в Русской Православной Церкви. Сегодня, как и во все времена, ко Христу приходит множество людей. В большинстве случаев, это взрослые люди, которые выстрадали свою веру, но им бывает трудно научиться тому, что такое христианство на практике и как вести себя по-христиански во всех проявлениях обычной жизни. Сегодняшним христианам свойственно уклонение в крайности: от равнодушия к духовным вопросам, теплохладности - до болезненной рефлексии и неумеренной борьбы с часто вымышленными проблемами и «врагами».

Как же можно научиться христианству, стать человеком церковной традиции, идущим по среднему, «царскому» пути, как советовали святые отцы? Безусловно, читать Священное Писание и святоотеческую литературу, ходить в храм, участвовать в таинствах, постараться научиться понимать богослужение. Но будем помнить, что традиция - это живая связь членов Церкви. И подвижники ХХ века - близкие к нам по времени и понимающие все проблемы и запросы современного человека - тоже готовы прийти к нам на помощь. Для нас очень важно знать их имена, обращаться к их духовному наследию - и молиться о них. В этом духовном и молитвенном общении созидается наш собственный внутренний хрис­тианский стержень - и внутреннее единство Церкви Христовой.

Наш первый рассказ - о схиигумене Иоанне (Алексееве).

Валаамский старец

18 марта 1940 года раздались двадцать четыре редких удара в тысячепудовый Андреевский колокол: это был горький знак, что тысячелетняя Валаамская обитель прекращает свое существование. Этому событию предшествовали трагические события периода советско-финской войны, жесточайшие бомбардировки, когда только чудом - заступничеством Божиим! - Валаам не был стерт с лица земли. Братия, святыни, богатейшая библиотека монастыря были эвакуированы в Финляндию. В местечке Папинниеми началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. И так же, как старый Валаам в 1920-1930‑е го­ды, на долгие годы он стал «островком ушедшей России». Множество русских эмигрантов искали здесь не только утешения, но и укрепления веры, духовного руководства. Многие стремились встретиться с духовником монастыря - старцем схиигуменом Иоанном, или хотя бы написать ему. Несмотря на свою известность, как бы сказали сегодня - востребованность, он оставался простым, скромным, тихим монахом, часто повторял: «Человек я от природы застенчивый, недалекого ума»...

Родился будущий старец в 1873 году в семье крестьян Тверской губернии, окончил церковноприходскую школу, с юных лет трудился, помогая родителям. Научившись читать, полюбил жития святых. В тринадцатилетнем возрасте с другом ходил в Нилову пустынь, за 150 верст, пешком: «Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи - и марш в дорогу». Узнав и полюбив монашескую жизнь, юношей шестнадцати лет пришел на Валаам, с того времени отлучался из обители только на военную службу - и горячо благодарил Бога за то, что Он судил ему всю жизнь прожить в монастыре.

Будущий старец выполнял разные послушания на Валааме и в скитах. Десять лет (1921-1931 гг.) нес тяжелый крест настоятельства в обители преподобного Трифона Печенгского на берегу Северного Ледовитого океана. Этот монастырь, так же, как и Валаам, в то время находился на территории Финляндии и некоторое время мог сохранять свой традиционный уклад. С 1933 года схиигумен Иоанн становится духовником братии на Валааме, принимая и прибывающих паломников. Такое же послушание он нес и в Ново‑Валаамской обители. Кроме того, работал как все - летом в поле, зимой рубил дрова. В свободное от монастырских послушаний время, почти до самой своей кончины в 1958 году, отвечал на письма многочисленных духовных чад. Благодаря этой переписке мы и сегодня можем побеседовать с этим удивительным подвижником - простым и глубоким, строгим к себе и любвеобильным к людям.

Азбука духовной жизни для мирян

«Боголюбивейшая», «Честнейшая о Христе...» - так чаще всего обращался отец Иоанн к своим адресатам. Большинство сохранившихся и опубликованных писем адресованы Елене Армфельд, молодой эмигрантке, основательнице отделения Русского христианского движения в Хельсинки. Среди духовных чад старца были миряне, священники, монашествующие.

Судя по письмам, люди задавали ему множество вопросов о том, как жить, как поступить в той или иной ситуации: их волновало окружение чужих по духу людей, тяжелая болезнь, беспокойство о посмертной участи усопших родных и многое, многое другое... Однако, утешая или советуя что-то, старец всегда говорил о едином на потребу - о том, в чем должна заключаться духовная жизнь христианина: о внимании к себе, внутреннем делании, стоянии пред Господом, трезвении. Многие говорят сегодня, что книги святых отцов очень трудны для восприятия. Письма отца Иоанна полностью согласны со свято-отеческими наставлениями - и в то же время просты и доступны абсолютно всем.

Характерная черта этих писем - спокойная трезвость. Старец не налагал на мирян больших молитвенных правил и строгих постов. Он старался их убедить, прежде всего, в необходимости внимательной внутренней жизни:

«Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого, однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь отрубать им головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир»;

«По закону духовного ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем более видит свои грехи, как песок морской, - и это знак здоровья души. При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле»;

«Когда мы подвержены страстям - говорю о самомнении, тщеславии, гневе, лукавстве и бесовской гордости, - то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай; во время неприятностей углубись в Священное Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей. Своим рассудком, как ни рассуждай, без Божией помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить».

Второе, что особенно важно в духовной жизни, - наше отношение к ближнему: «От ближнего зависят жизнь и смерть». Отец Иоанн убеждал никого не осуждать и по возможности хранить мир со всеми людьми: «Не осуждай никого ни в чем. Всего, чего не любишь сама, не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, - и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличит - кайся Господу».

Многие миряне обращались к старцу с вопросом: как научиться молиться? Людям, живущим внимательно, отец Иоанн советовал читать Иисусову молитву, то есть иметь постоянную память о Боге:

«Ты теперь к своей работе привыкла, думать о ней не надо; набивай свою память молитвой и богомыслием. В добрый час, начинай - без молитвы жизнь будет многовоздыхательна»;

«Ты ревнуешь о молитве. Бог благословит - трудись, ибо молитва в духовной жизни главное делание; однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и дается дорогой ценой, т. е. большими трудами. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять Евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам - пользоваться не пристрастно».

Советы старца, которые он давал людям, вопрошающим, как поступить в той или иной ситуации, а также его предупреждения об ошибках, наверняка пригодятся многим из нас:

«Знай: куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а Царствие Божие ведь не вне, а внутри нас. Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано Самим Господом»;

«Еще знай: сделаешь что-то со тщеславием - жди бесславия; так и бывает»;

«Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило следовать советам богомудрых святых отцов. Если предстоят тебе два зла, то выбирай меньшее, а если предстоят две добродетели - выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил».

Жизнеописание и письма отца Иоанна издавались множество раз, их можно найти в церковных лавках и книжных магазинах под разными названиями: «Письма Валаамского старца», «Загляни в свое сердце» и т. д. Очень хорошо иметь такую книгу в своей домашней библиотечке, чтобы иметь возможность время от времени сверяться с этим простым, но очень точным камертоном.

Газета «Православная вера» № 18 (590)

Наталья Горенок

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36