itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему Украина - не «совок»

Бывший СССР  Украинский кризис 
0
467
Время на чтение 5 минут
Почему <a href=Украина - не «совок»" hspace="8" width="200" height="275" align="left" />
В той, советской Украине было много косного, фальшивого и плохого, хватало дурацких ограничений, а многое настоятельно требовало перемен. Но не стоит оскорблять ее память огульными сравнениями с нынешней украинской действительностью

Описывая действительность постмайдановской Украины, многие привыкли походя сравнивать нашу жизнь с «совком» - используя пейоративное прозвище советского общества, которое укоренилось у нас еще в «брежние» времена. При этом, рассказывая о преследованиях оппозиции и травле инакомыслящих, критики украинской власти все чаще апеллируют к условному тридцать седьмому году - при всей очевидной натянутости таких параллелей. Однако сталинские репрессии были давно - с тех пор минуло уже восемьдесят лет - а советское время закончилось всего четверть века назад, при жизни нашего поколения. И, вспоминая не столь далекие восьмидесятые годы, нужно честно признать, что нынешняя действительность во многом превосходит их по уровню тоталитарного безумия и идеологического контроля.

Поверьте, я вовсе не склонен идеализировать советские реалии, с которыми мне пришлось познакомиться в детстве, успев познать многие присущие им недостатки. Однако этого опыта вполне хватает для того, чтобы сравнить его с нынешней украинской ситуацией, почувствовать разницу между двумя эпохами - и понять, что она вовсе не в пользу нынешней Украины, которая позиционирует себя свободным, европейским, демократическим государством.

Да, у нас в школе были официальные занятия по политической информации. Однако я не помню, чтобы на них учили ненависти к внешним врагам - например, к тем же американцам. Хотя мы регулярно бегали на учения в бомбоубежища, а глобальная ядерная война была в то время более реальной, чем когда-либо в истории человечества. Наоборот - нам говорили о миротворческой миссии американской школьницы Саманты Смит, объясняя, что американский народ не сводится к Рейгану и вовсе не горит желанием сгинуть в глобальном апокалипсисе. А дома, на книжной полке, стояли знакомые мне с детства сочинения Джека Лондона, Теодора Драйзера, Джона Стейнбека, Синклера Льюиса и Марка Твена - классиков американской литературы, которых печатали в СССР миллионными тиражами. В отличие от нынешней Украины, которая официально объявила войну российским книгам и кошмарит идеологически неправильные советские фильмы.

Советский Союз ввязался в тяжелую и кровавую афганскую войну, с которой возвращались наши родственники и друзья - однако, никто не прививал у нас ненависть к народу Афганистана или верующим мусульманам. Моя одноклассница Динара Шайхутдинова никогда не испытывала проблем из-за национальных или религиозных предрассудков своих сверстников - ее дергали за косички только из-за желания подружиться.

Никто не требовал изгнать из страны «чужаков» - например, учившихся в нашем классе евреев, среди которых был мой лучший друг. Безусловно, антисемитизм и ксенофобия сохранялись в советском обществе, хотя бы на уровне пакостных анекдотов - но не на уровне официальной государственной политики, прививавшей нашему поколению совершенно другие ценности. Инерция уже буксующей на практике идеологии интернационализма была очень велика. Замечательный детский атлас «Мир и человек», который использовался у нас в качестве дополнения к учебнику, рассказывал о жителях всех пятнадцати советских республик, знакомя с их традициями и культурой. Встречая на улице таджика, армянина или азербайджанца мы видели в нем такого же человека, как и мы сами - а не «понаехавшего» представителя «чужой» религии или расы, которого нужно гнать в шею из Киева. Напротив, нам поясняли, чем страшен апартеид, и говорили о солидарности, помогая найти на карте далекую Никарагуа и Анголу. Даже если это было простой дежурной формальностью, впоследствии она нередко давала свои плоды.

Нас постоянно агитировали за мир - собственно, этот был основной посыл пропаганды восьмидесятых. Общество, школа и телевизор воспитывали в нас понимание ценности мирной жизни, рассказывая о разрушительных последствиях военных конфликтов. Просто сравните это с пропагандой в нынешних украинских школах, где дети рисуют стреляющие в коварного врага танки, и добровольно-принудительно отчисляют солдатам деньги, которые им дали с собой на завтраки. Просто поймите, насколько отличается от этого гуманистического посыла пропаганда современного украинского государства, заточенная на бесконечную войну с внешними и внутренними врагами, которых надо то ли посадить в тюрьмы, то ли изгнать из страны. Поверьте - школьников восьмидесятых никто не воспитывал в духе подобной ненависти к существовавшим тогда диссидентам. А доносительство было самым постыдным делом, о чем знали даже малые дети. Возможно - именно из-за страшного опыта тридцатых годов.

Не существовало и искусственно созданной сегодня языковой проблемы. Русский и украинский имели равный статус, мы в полном объеме изучали их в школе, не обращали внимания, на каком языке написаны уличные вывески, и с одинаковым удовольствием смотрели фильмы на двух родных языках. Да, все было далеко от идеальной гармонии. Русский язык преобладал в общественной жизни позднего советского времени - особенно, в многонациональной среде больших городов и индустриальных районов. Но украинский не третировали и не притесняли - а люди, которые позволили бы себе публично высказываться о нем в духе Ларисы Ницой, быстро отправились бы на беседу о недопустимости разжигания межнациональной розни.

Полностью украиноязычные в быту выходцы из села или западноукраинского региона сплошь и рядом делали в Киеве успешную профессиональную или административную карьеру - никто не дискриминировал их по признаку происхождения или языка. Больше того, зачастую это даже помогало быстрее продвигаться вверх по партийной лестнице, как это сделали первые три президента независимой Украины. И даже Ирина Фарион являлась в те времена комсомольской активисткой и пламенной поборницей дружбы народов.

В той, советской Украине было много косного, фальшивого и плохого, хватало дурацких ограничений, двойной морали, а многое настоятельно требовало перемен. Но не стоит оскорблять ее память огульными сравнениями с нынешней украинской действительностью. Главная разница между двумя эпохами состоит не в языковой и национальной проблеме, и даже не в тех социальных гарантиях и правах, которые мы утратили за минувшие двадцать шесть лет, и продолжаем терять сейчас. Гораздо важнее сравнить, о чем мечтали тогда и сейчас украинские дети. Мы не хотели войны и не думали о создании великой империи, очищенной от изменников и инородцев. Мы радовались импортным вещам, которые были для нас в диковинку - но они еще не определяли для нас жизненный смысл. Мы хотели быть космонавтами, осваивать новые планеты - или, по крайней мере, труднодоступные участки Земли. Мы грезили о путешествиях во времени и о телепортации, которая позволит мгновенно перемещаться по всему миру. Мечтали о научных открытиях, о невиданных животных, которых можно будет отыскать где-то в джунглях или в океанских глубинах. Мы, представители последнего поколения эпохи модернизации, думали о будущем - а не обращались в поисках образца к казацким шароварам и трипольским горшкам. Хотя знали нашу историю куда лучше нынешних украинских школьников. Мы делились друг с другом затасканным томиком Ивана Ефремова, который был напечатан на русском в кишиневском издательстве «Лумина», а наше кредо, в конечном счете, сводилось к словам Стругацких: «счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный».

Увы, но сегодня все обстоит совсем по-другому. И пусть вас не радует, что Украина - это действительно не «совок».

Андрей Манчук

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Манчук
Все статьи Андрей Манчук
Бывший СССР
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
«Наша работа, создание канона может подвигнуть нас к подлинным открытиям»
Советский период может быть интерпретирован как одна из форм нетерпеливого стремления русского народа к Царствию Небесному
26.03.2024
Все статьи темы
Украинский кризис
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59