itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мое приношение монастырю, мое покаяние...

0
614
Время на чтение 9 минут
22 марта 2017 года в петербургском Доме актера состоялась премьера фильма «Письма Валаамского старца.Избранные письма схиигумена Иоанна Елене Акселевне Армфельт» о схиигумене Иоанне (Алексееве). Фильм снят народным артистом России Валерием Ивченко. В преддверии премьеры Валерий Михайлович побывал на Валааме. Он рассказал о съемках фильма, о вере и стезях, приведших его ко Господу, поделился своими мыслями об искусстве и творческих поисках обращения к душам человеческим через кино и театр.

Ивченко Валерий Михайлович

Народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии.Окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого в 1978 году. В 1983 году по приглашению Георгия Товстоногова поступил в труппу Большого драматического театра им. М. Горького, где служит и по сей день.

Первая встреча Валерия Михайловича с Валаамом произошла шесть лет назад. Позднее родилась идея создать фильм по изданному сборнику писем схиигумена Иоанна (Алексеева). Это был благотворительный проект, в котором сам автор выступил и сценаристом, и режиссером, и исполнителем. В фильме соединяются два потока, две сюжетные линии: рассказ о поездке в Ново-Валаамский монастырь для встречи с теми, кто мог поделиться своими личными воспоминаниями и впечатлениями о старце Иоанне, и чтение самих писем.

Это был первый подобный опыт Валерия Ивченко в области кино, но проект найдет свое продолжение: в планах - создание аудиоверсии фильма и, возможно, театральной постановки. «Я встретился с отцом Иоанном, пережил замечательное время, когда я общался с его письмами. И для меня это какое-то приношение монастырю, мое покаяние, во многом свое и личное», - сказал в начале беседы Валерий Михайлович.

- Валерий Михайлович, расскажите, как возник замысел проекта?

В.М. По благословению владыки Панкратия, игумена Валаамского монастыря, была задумана аудиозапись писем отца Иоанна. Писем более трёхсот, и выбор, какие из них озвучивать, предоставили мне.

О духовной жизни старец говорил: «Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом». И еще говорил: «Верь, что есть Бог и будущая вечная, не имеющая конца, жизнь, и душа человеческая бессмертна, - даже и не стареет».

***

Схиигумен Иоанн (в миру Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Первый раз Иван поступил в Валаамский монастырь в 1889 году. Через четыре года юношу призвали на военную службу, которая в то время длилась четыре года. После армии он несколько лет прожил в родной деревне у родителей, помогая им в их нелегких трудах. В мае 1901 года молодой человек вернулся в родной монастырь. Позднее он вспоминал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре».

134440429_0094.jpg

На Валааме Иван проходил разные послушания, и все такие, которые ему не нравились, однако, не унывал, а был мирен. Он провел почти всю свою жизнь в монастыре, был настоятелем Трифоно-Печенгской обители, а последние два десятилетия жизни - духовником Валаамского монастыря в Финляндии.

Старец вел обширную переписку со своими духовными чадами. Его письма с советами, поучениями и наставлениями могут быть настольной книгой для желающих вести духовную жизнь. «Письма валаамского старца схиигумена Иоанна» неоднократно издавались в России, Финляндии, Сербии.

Отец Иоанн завещал тем, кто будет читать его духовные наставления: «Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри вас Господи...» На Новом Валааме лежат в могилах сто пятьдесят четыре инока. Всех вас я знал, и ваши тела лежат в могилах, ибо закон смерти неумолим. Когда и где родились, мы знаем, а когда и где умрем, - не знаем. Человек взят из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога - к Богу и пойдет. ***

В.М. До этого момента я не знал о существовании этих писем. Я достал литературу, сами письма, и занялся их изучением. Меня это увлекло, очень интересный материал. Основная часть писем - переписка отца Иоанна с духовной дочерью Еленой Акселевной Армфельт.

Интересна история написания этих писем. Елена Акселевна родилась в Кронштадте, в известном роду финских шведов, удостоилась в младенчестве благословения всероссийского пастыря праведного Иоанна Кронштадтского. Воспитываясь в Смольном институте, встречалась с Императорской четой. После революции оказалась вместе с матерью в Хельсинки, где и провела оставшуюся жизнь. В начале 1930-х годов Елена Акселевна совершила паломничество на святой остров Валаам, отошедший после революции к Финляндии. Тогда и произошло знакомство с отцом Иоанном. Батюшка был к тому времени уже опытным пастырем.

В.М. Я погружался в переписку, в их отношения. Чем больше я углублялся в изучение писем, тем больше мне открывалась история взаимоотношений старца со своими духовными детьми, которых у него было много.

0103.jpg

«Мне было так легко довериться ему, - вспоминает Елена Акселевна первую встречу с отцом Иоанном. - Я ему рассказала все, ничего не боялась. Рассказала все, что было на душе». При прощании священник предложил Елене писать ему о своих делах. Так завязалась эта переписка, ставшая наиболее духоносной во время вынужденного переселения валаамских старцев вглубь Финляндии, в созданный ими Ново-Валаамский монастырь.

«Христос посреди нас! ...Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их, почему какие болезни и скорби даются нам грешным. Однако знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем. Умудри тебя Господи! Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень Милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие, отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. Старайся, по возможности, исполнять заповеди Господни, не осуждай никого и ни в чем, и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно, найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. Еще: «Чего себе не желаешь, того и другим не делай», и прочие евангельские заповеди».

В.М. На всю оставшуюся жизнь они прониклись симпатией друг к другу. Первое письмо отца Иоанна Елене Армфельт относится к 1940 году. В нем старец описывает, как бомбят монастырь, а он в своей келье читает Евангелие.

Отец Иоанн сам удивлялся: он окончил всего лишь церковно-приходскую школу, а более образованные люди приходят, тянутся к нему. Лично для меня отец Иоанн наполнен мудростью святоотеческой литературы, которую он знал буквально наизусть. Когда возникала некая конкретная жизненная ситуация, отец Иоанн помогал разрешить ее. Например, одна его духовная дочь-христианка была замужем за евреем. Она жила в Америке, хотела развестись и воспитать сына в христианской традиции. Но отец Иоанн отговорил ее разводиться, вел ее по непростому жизненному пути.

0077.jpg
Старец поражает знанием человеческой души и своей любовью к людям. В своем первом письме он говорит о смирении: «Смиряйся, чадо». И в последнем письме он возвращается к теме смирения: «Не бери на себя много, читай понемногу, но внимательно».

Отец Иоанн не давал ей благословение на развод, но спустя некоторое время поспешил передать: «Теперь разводись, мне был сон».

- Вы сейчас рассказываете случай, которого нет в книгах?

В.М. Да, эту историю мы нашли при съемках фильма.

- Как Вы думаете, почему старец благословил нарушить церковный закон и дать развод?

Это и есть прозрение. Что невозможно человеку, возможно Богу. Когда у тебя в руках судьба человеческая, и ты видишь, как будет лучше.

Есть замечательное письмо старца Иоанна, прямо таки «чеховское»: «...Когда ты уехала, я долго стоял и смотрел на пароход. Хотел помахать рукой, да там батюшки наши стояли, и я постеснялся. Скрылся уже корабль, а еще долго смотрел в ту сторону, а затем пошел к себе в келью. У меня было такое чувство, что я потерял что-то очень дорогое. Да, мы люди и нам присуще всё человеческое...»

Вот штрих: ничего духоносного и в то же время много просто человеческого даже у такого человека. И это согревает нас, вызывает доверие. И, стало быть, душеполезное дойдет и до тебя, и ты его примешь не раздумывая, и через какое-то время оно принесёт свои плоды. Не сразу, не сию секунду. Конечно, тут важна мера, черта, грань, чтобы не переступить ее, чтобы все желаемое не превратилось в нечто ужасное.

0_1bc759_9084c1af_L.jpg

Глава 2. Монашеский фильм, или в поисках своего духовника...

Протоиерей Геннадий Беловолов о фильме

У меня после просмотра возникло ощущение некоего события. Я пережил это ощущение и, наверное, сейчас приду домой и сразу наброшусь на книгу "Письма Валаамского старца". Я вспомнил одно наставление древнего Святого Отца, как нам жить: найди святого своего времени, следуй за ним, учись у него, не отставай от него. Но где найти святого своего времени? Этой встрече и сподобился автор фильма Валерий Михайлович Ивченко. Природа Церкви такова, что мы можем встречаться не только с современниками, но и с теми, кто жил до нас пятьдесят лет, и пятьсот лет, и тысячу лет. И мне кажется, эта встреча со старцем Иоанном произошла, он Вас принял в духовные чада.

Вы его читали так и говорили о нем так, как будто лично его знали, исповедовались. Наверное, в этом какая-то особая благодать этого фильма. Возможно, если бы здесь сидел документалист-профессионал, то он бы сказал: «Это не так надо было сделать, а вот это по-другому...» Но в этом фильме есть такая естественность, неподдельная простота, которую не срежиссируешь.

Фильм по-настоящему монашеский, аскетический. В нем ничего лишнего. Невозможно было отвлечься от тех слов, которые Вы читали. Читали не торопясь, но хотелось, чтобы еще медленней. Это действительно монашеское кино, в духе старца. Фильм, сделанный в эстетике монашества, где нет ничего лишнего - просто стена, икона, лампадка, лик, глаза, слово. Больше ничего нет, но больше ничего и не надо. Конечно, такого фильма я не видел, такого кино не было. Хотя православных фильмов уже наснимали столько, что нам их за жизнь не пересмотреть. А это тот фильм - тот, который надо видеть, который надо слышать.

Я рад, что Вы встретили старца Иоанна, что он стал Вашим старцем, по сути, - Вашим духовником. И Вы изменились. Я Вас не видел, наверное, года полтора, и когда встретил на лестнице, то подумал: то ли Валерий Михайлович, то ли отец Валерий, то ли старец Валерий.

0033.jpg
Хотя отец Иоанн не прославлен, но, думаю, ни для кого не секрет, что это святой подвижник. И рано или поздно его прославят, как прославили старца Силуана Афонского. Ведь, по сути, мы имеем такого же масштаба подвижника, который не только имел духовный опыт, но и смог его выразить. Это двойной подвиг: во-первых, жить духовной жизнью, во-вторых, найти слово, чтобы выразить. И таких подвижников, которые жили духовной жизнью, много, а тех, кто смог выразить, - единицы. Святитель Игнатий Брянчанинов, игуменья Таисия, Силуан Афонский, старец Иоанн - им наша особая благодарность, потому что они, жившие далече, наши учителя. А найти в наше время святого, к сожалению, очень трудно.

Еще одним большим открытием для меня было, что Елена Акселевна Армфельт из Кронштадта. Когда она была еще ребенком, отец Иоанн Кронштадтский благословил девочку. Елена Акселевна своим происхождением, тем, что она знала и Иоанна Кронштадтского, и Иоанна Валаамского, как бы их соединила. И действительно, у них много общего. Я думаю, что этот фильм надо показать на родине Елены Акселевны и вечер там провести. И еще позвольте сегодня Вас поздравить с днем Вашего Ангела.

Материал подготовлен трудами братии Валаамского монастыря, также благодарим волонтеров сайта valaam.ru Наталью Савельеву, Наталью Матвееву и Наталью Рогожину в подготовке материала

Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Ивченко
Все статьи Валерий Ивченко
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54