Многие считают, будто День народного единства был специально придуман политтехнологами для того, чтобы «аннигилировать» годовщину Великой революции, которая еще совсем недавно ежегодно праздновалась 7 ноября. Придуман в том числе потому, что на каком-то этапе этот праздник объединения стал днем раздора: самоназначенные «духовные потомки красных и белых» до сих пор сейчас готовы рвать друг другу глотки. Поэтому, мол, и был изобретен новый праздник - чтоб перестать праздновать «красный день календаря» как символ исторического раздрая.
Если бы это было действительно так, то и тогда политтехнологов можно было бы понять. В конце концов, когда этот противоестественный раздрай закончится и мы научимся относиться к великой и трагической истории нашей страны как к великой и трагической, но все же истории, а не продолжению современной политики - вот тогда-то день 7 ноября снова вернется в наши календари.
Ведь, скажем, и парижская Бастилия тоже была ни в чем таком особенном не виновата, а гражданин Камиль Демулен не раз после признавался, что, говоря «К оружью, граждане!», имел в виду нечто совсем другое. Просто именно в день взятия Бастилии французская нация приобрела новое историческое качество, и именно поэтому это - праздник. Праздник, который отмечают потомки и французских «красных», и французских «белых».
Что ж, с точки зрения политтехнологов, действительно, «все удачно получилось» - поэтому 4 ноября многие и воспринимают, увы, как «новодел». А между тем, праздник Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году не только широко отмечался в императорской России, но и поныне сохраняется в качестве праздника в православном календаре. То есть дата эта - самая настоящая.
Стоит напомнить, что в 1612 году, после того как бойцы народного ополчения приступом взяли Китай-город, Дмитрий Пожарский вступил в него именно с Казанской иконой Божией матери, сопровождавшей «второе ополчение» еще от Ярославля. И, согласно канонической версии, поклялся построить собор в честь этой величайшей победы и праздника народного возрождения.
Так в 1630-е годы на Красной площади тогдашней и нынешней столицы России, перед монетным двором на углу Никольской улицы, появился Казанский собор. Каменный храм для размещения лубянского списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Федоровича Романова, первого в романовской династии, и освящен патриархом Иоасафом I в 1636 году.
Еще через 11 лет к церкви был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал царь Алексей Михайлович Тишайший, один из величайших русских монархов, который и распорядился в 1649 году сделать день Казанской иконы Божией Матери общенациональным праздником.
С тех пор судьба храма оказалась намертво связана как с судьбой России, так и с судьбой династии Романовых. Именно здесь, в Казанском соборе, в страшном 1918 году патриарх Тихон произнес свою знаменитую проповедь о расстреле Николая Романова.
В 1936 году храм был разрушен. В начале 1990-х - восстановлен, первым из полностью утраченных в советское время храмов Москвы. И в этом тоже содержится правильный и весьма серьезный для нашей трагической истории символизм.
Словом, дата как повод для празднования Дня народного единства была выбрана более чем достойная. И можно даже не сомневаться, что судьба этого праздника получилась бы куда более легкой и радостной, если бы не «тактическая задача» по своеобразной «заглушке» 7 ноября. Которое для изрядной части современного российского общества все равно продолжает оставаться «красным днем календаря», как к этому ни относись.
Заместить праздник праздником, как выясняется, так же невозможно и смешно, как заменить голову на памятнике Ленину какой-нибудь «козацкой башкой». И нам нужно просто тихо радоваться мудрости нашего с вами народа. В современном национальном сознании День народного единства не заменил, а своеобразно дополнил день великой русской революции.
Народ оказался куда мудрее политтехнологов и прочих элит. И теперь просто воспринимает и 4-е, и 7-е ноября как единые ноябрьские праздники: от дня Казанской иконы Божией матери до дня Великой революции.
Это элиты до сих пор спорят между собой, кто из них больше «красные», а кто больше «белые». Народ в этом смысле между собой уже давно разобрался: те и другие - просто русские, причем вне зависимости не только от классовой, но и этнической принадлежности.
Пока элиты продолжают старательно выговаривать вслед за не всегда трезвым бывшим лидером «дарахие рассияни», в народе спокойно приживаются такие заковыристые для элит определения, как «русский татарин», «русский еврей» или даже «русский чеченец». И это, на наш взгляд, куда более точно и правильно, чем любая трактовка придуманных «россиян».
И эти же люди, попробовав на вкус, начинают постепенно «принимать и осваивать» День народного единства. Включать его в свой календарь так же спокойно и незамысловато, как однажды была включена «пасха красная» - знаменитый Первомай. Или как День Победы, в который едины и самые яростные сталинисты, и множество демократов - потому что Победа одна на всех.
Так в народном сознании «романовский» день Казанской иконы Божией Матери постепенно объединяется с «красным» днем Великой революции. Оба они превращаются в «дни народного единства» - такие же народные «ноябрьские праздники», как и «праздники майские». Не аннигилируя друг друга, согласно политтехнологической задумке, а дополняя.
Потому что, несмотря на все политические разногласия, у нас не только Победа, но и Россия - одна на всех.