Просвещение для возрождения

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
767
Время на чтение 16 минут

Сергей Игоревич Астахов

В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня рождения нашего выдающегося иерарха митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) († 1995). Владыка был воистину пастырем добрым, и теперь, спустя время, все отчетливее проявляется великое благотворное значение его слов и деяний, посеянное им семя веры и правды приносит драгоценные плоды. Одно из таких плодотворных начинаний, у истоков которого стоял приснопамятный архипастырь, - уникальное издательство «Царское Дело», книги которого давно стали любимым чтением многих верующих. Милостью Божией, побывав в Санкт-Петербурге, мы познакомились и побеседовали с его директором - Сергеем Игоревичем Астаховым.

«ПРАВИЛЬНЫЕ» КНИГИ

- Сергей Игоревич, расскажите, пожалуйста, о Вашем издательстве. Когда и как оно возникло, откуда такое название - «Царское Дело», что издаете?

- Основано «Царское Дело» было в конце 1994 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Название нам дал Леонид Евгеньевич Болотин, с которым мы давно знакомы и сотрудничаем. Инициативная группа по созданию издательства состояла из нескольких человек. В частности, туда входил Константин Юрьевич Душенов, руководитель пресс-службы Владыки. А я на тот момент был одним из ее сотрудников.

Основное направление деятельности, определенное изначально - выпуск православно-патриотической литературы. Т. е. не просто православных, святоотеческих или богослужебных, а именно православно-патриотических книг.

- Такой курс Владыка задал?

- Да, это линия была избрана именно владыкой Иоанном. И мы стараемся ее неизменно придерживаться.

- А с помощью каких ориентиров, авторов? Как Вы выбираете «правильные» книги?

- Любая подлинно православная литература, безусловно, полезна. Мы сотрудничаем со многими издательствами и видим, что на этом поприще далеко не одиноки. И слава Богу! Но у каждого при этом есть свои отличительные черты. В частности, нашей особенностью стала разработка серии «Духовное возрождение Отечества», в основу которой легли в первую очередь труды самого митрополита Иоанна. И до сего дня они остаются для нас приоритетными.

- Назовите, пожалуйста, самые важные из них.

- Конечно, главная его работа, которая выдержала уже больше десяти тиражей, - книга «Русская симфония». Мы считаем ее своего рода визитной карточкой нашего издательства. Ее знают многие читатели в России и за рубежом. Это сборник очерков по историософии - духовное осмысление истории нашего Отечества.

Помимо нее мы издавали не менее известный сборник проповедей Владыки «Голос вечности»; его письма духовным чадам: «Дай мне твое сердце» - это письма мирянам, «Наука смирения» - письма монашествующим и «Время приобретения» - переписка с одной рабой Божией, также духовной дочерью. Далее, публицистические работы Владыки - статьи, выступления 1992-1995 годов - составили книгу под названием «Русский узел», которая также выпускалась неоднократно. Есть и менее известный труд, созданный на основании материалов, переданных нам уже после кончины митрополита Иоанна - «Ключ к „Отечнику" святителя Игнатия (Брянчанинова)», систематизированное Владыкой по определенным темам святоотеческое творение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА

- Спаси Господь за такие действительно чрезвычайно полезные для возрождения нашего Отечества дела! А какие еще выпускаемые издательством книги Вы можете отметить как приоритетные?

- Соответственно названию мы в первую очередь заинтересованы в издании литературы на тему православного самодержавного Русского Царства, а также книг о нашем последнем Государе, святом Царе-мученике и страстотерпце Николае Александровиче и его Семье.

Здесь можно назвать важную работу Виктора Кобылина «Анатомия измены», тоже переиздававшуюся несколько раз. Она имеет подзаголовок «Истоки антимонархического заговора», а название первого заграничного издания звучало так: «Император Николай II и генерал-адъютант Алексеев». Эта книга касается самого наболевшего вопроса - о заговоре, предательстве Государя.

И еще одна знаковая для нас и неоднократно переиздававшаяся работа, которая, на мой взгляд, крайне важна для понимания Русской истории и особенно духовных причин т. н. Русской революции - «Воспоминания» Николая Давидовича Жевахова. Два достаточно объемных тома мы объединили в одну книгу - «Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова». Это очень яркое произведение, автор которого, будучи человеком неравнодушным, глубоко и искренне верующим, убежденным монархистом, патриотом, раскрыл и показал все те страшные события, которые происходили в Русском обществе накануне революции 1917 года - и в первую очередь как человек, который занимал важную внутрицерковную должность - кстати, по личному назначению Государя Николая II. Жевахов, можно сказать, бил в набат. Он показывал, что страшный яд либеральных идей глубоко проник в Русское общество - не только в аристократические, но и в церковные круги, что самое страшное. Вот эти разрушительные тенденции Николай Давидович описал правдиво, живо и ярко в своих «Воспоминаниях». Он дает подчас нелицеприятные оценки различным историческим персоналиям, известным людям того времени. Поэтому неудивительно, что его книга многими была встречена, мягко говоря, без восторга.

.- А что еще Вы издаете по царской теме?

- Относительно новая книга - «Царский лейб-медик», о Евгении Сергеевиче Боткине, враче-страстотерпце, прославленном в феврале 2016 года. Автор этого биографического труда - Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина, дочь святого. Она написала и выпустила его в эмиграции во Франции, где жила и почила. Там остались ее сродники, с разрешения которых мы и осуществили издание на русском языке. Это сочинение уникально и интересно тем, что раскрывает служение Евгения Сергеевича, начиная с царскосельского периода и заканчивая тобольской ссылкой, где автор пребывала со своим отцом; и, соответственно, отражает многие важные детали подвига святой Царской Семьи и их верноподданных.

Еще хочу упомянуть книгу «Страницы моей жизни» Анны Александровны Танеевой (Вырубовой) - лучшей подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны и самого близкого, на мой взгляд, человека для Царской Семьи. Анна Александровна была воистину «верная Богу, Царю и Отечеству» - так называлась одна из ранее выпущенных нами книг о ней. В новое же издание вошли воспоминания, которые она написала в эмиграции в Финляндии и опубликовала в Берлине и Париже (мы работали с берлинским текстом). Анна Александровна умерла в 1964 году, прожив в монашестве с именем Мария 40 лет, находясь в крайней нищете, всеми оставленная и оклеветанная. Долгие годы ее воспринимали как недалекую интриганку при дворе, и лишь в последнее десятилетие ее имя начинают чтить, а на ее могилу на православном кладбище в Хельсинки стекается множество паломников. Хочется верить, что этому посодействовали и труды «Царского Дела». Для нас очень важен ее духовный опыт, ведь Господь сохранил ей жизнь, вопреки пяти арестам на Родине и гонениям на чужбине. Весь страдальческий путь монахини Марии Танеевой (Вырубовой) - подвиг служения верой и правдой России и памяти Русского Царя и его Семьи. Ее воспоминания на «Страницах моей жизни» несут светлый образ святых Царственных Мучеников. Она написала о них необычайно тепло, с такой неподдельной любовью, как никто другой.

Есть еще книга, правда, тоже автора не сегодняшнего - Ильи Дмитриевича Сургучева - «Детство Императора Николая II», написанная и опубликованная впервые во Франции в 1953 году. Мы ее тоже издавали не единожды. Это замечательная документальная повесть для детей и взрослых.

А из современных работ могу упомянуть книгу Виктора Корна «И была надпись вины Его: „Царь"». Она затрагивает проблему убийства Царской Семьи, предлагая читателю посмотреть на это злодеяние как на явление, требующее еще многого осмысления и детального, серьезного, кропотливого расследования. Хотя, конечно, уже написано на эту тему немало - П. В. Мультатули, О. А. Платоновым и др., но екатеринбургское преступление по сей день имеет ряд сложных граней и темных пятен.


Книги «Царского Дела»

– Сейчас, в связи с новой волной экспертиз екатеринбургских останков, это более чем актуально…

– Согласен. И думается, хорошо, что разные авторы предлагают различное видение того страшного злодеяния, в чем-то дополняя, а в чем-то дискутируя друг с другом. В любом случае, мне кажется, точка в этом вопросе еще не поставлена.

– А люди покупают такие книги, интересуются этой темой? Какие тенденции Вы замечаете у читателей?

– Да, эта тема сейчас важна и востребована. За 23 года, что мы с Божией помощью трудимся, уже новое поколение народилось и пришло в Церковь, которое, безусловно, неравнодушно к царскому делу. Я вижу живой интерес, и особенно на выставках, где есть возможность пообщаться с православной аудиторией из разных городов. Люди подходят, спрашивают, в том числе и об отношении нашего издательства к острым вопросам – к екатеринбургским останкам, т. н. «отречению» Царя. Хотят разобраться и понять, что же происходило в те роковые для России 1917–1918 годы. Конечно, чтобы нам сейчас это правильно осмыслить, необходимо досконально изучить ключевые моменты. И слава Богу, что теперь уже появилось немало затрагивающих их трудов.

ДУХОВНАЯ БИТВА

– И все-таки с какими критериями Вы подходите к выбору авторов и произведений?

– Разумеется, мы не издаем все подряд. Понятно, что такие сочинители, как Радзинский и иже с ним, тоже что-то пишут о случившемся с Россией 100 лет назад. Но то, как и что они пишут, их взгляды на Русскую историю – нам не только не близки, но категорически для нас неприемлемы. Такие работы мы не возьмемся издавать ни при каких условиях финансирования. Ибо это – совершенно недопустимая ложь о нашем прошлом.

Вообще, царская тема очень обширна, и чем больше мы узнаем о Царской Семье, тем хочется еще глубже и сильнее этой темой проникаться. Ведь вопрос православного самодержавного Царства, идея Монархии становятся все актуальнее, и потому подвиг Государя Николая II и всей его Семьи требует особого внимания.

Но когда какие-либо источники начинают подавать правдивую информацию на такую жизненно важную для страны тему – будь то издательство О. А. Платонова «Институт Русской цивилизации» или общественное движение «Царский Крест» А. Порожнякова – то, естественно, враг рода человеческого ополчается на этих царских подвижников. Нападки, к сожалению, неизбежны, особенно в нынешнее смутное и лукавое время. Ясно, что эти люди находятся на передовой борьбы со злом, ибо диавол есть отец лжи, в том числе лжи про нашу Русскую историю, Царскую Семью и их верноподданных.

Поэтому в просветительской деятельности я вижу серьезный смысл – обострение духовной брани, по всей видимости, должно привести к победе света над тьмой. Сейчас многим приходится, а в конечном счете придется всем – делать свой выбор: с Богом мы и Его святыми или предаем Его и верных Ему и пребываем под влиянием понятно каких сил.

«ЦАРСКИЙ ДРУГ»

– Сергей Игоревич, на меня произвела сильное впечатление новая книга Вашего издательства «Вериги любви» – к столетию мученической кончины Григория Ефимовича Распутина († 17/30 декабря 1916 г.). Знаю, что Вы возглавляете Народную комиссию по его общественной реабилитации. Расскажите, пожалуйста, как, на основании чего сформировалось Ваше отношение к этому человеку?

– Началось все с того, что лет 25 назад мне попала в руки самиздатовская брошюра «Житие опытного странника». Прочитав ее, я понял, что автор – совсем не такой Распутин, о каком мне рассказывали в школе и институте. Вот с этого момента возникло желание узнать о Григории Ефимовиче подробнее: каким он был, почему так приблизился к Царской Семье, как попал во дворец, каковы обстоятельства его кончины и т. д.

И я обнаружил, что во всех архивных материалах, царских дневниках и переписке Государя с супругой, Григория Ефимовича всегда называют «Другом» – именно с большой буквы, и нет ни одного негативного слова или даже намека на осуждение его личности, взглядов, поступков. К тому же Императрица собственноручно скрупулезно переписывала в свою тетрадь все присылаемые старцем Царской Семье письма и телеграммы. Вот, насколько она дорожила его посланиями!

– Да, мне кажется, наследие Григория Ефимовича, собранное в вашей книге, лучше всего позволяет понять, какой это был глубоко духовный, смиренный и любящий Бога и ближних человек.

– Да, именно. И, соответственно, у нас встал вопрос: почему этот подвижник был так оболган, оклеветан, и до сих пор вся та ложь жива, несмотря на множество опровергающих ее трудов. У меня со временем собралась своего рода библиотека, посвященная старцу Григорию, объемом в две книжные полки. И я пришел к убеждению, что эта тема в истории нашего Отечества крайне важна. Неслучайно Пуришкевич, принимавший активнейшее участие в заговоре против Григория Ефимовича и Царской Семьи, впоследствии отмечал, что убийство Распутина было «первым выстрелом Русской революции». Т. е. это то величайшее зло и преступление, которое послужило отправной точкой к дальнейшему кровопролитию, в том числе и к убийству Царской Семьи.

Старец Григорий – простой Русский мужик, который родился и вырос в Сибири, не знал грамоты, но по памяти цитировал Священное Писание, потому что постоянно посещал службы, святые места, странничал на Святую Землю. Он был человеком Божиим, подвижником. Впитав в себя духовное видение мира, познав его открывшимися духовными очами, он попал в Петербург, где был представлен Царской Чете, увидевшей в этом человеке из крестьян носителя живой искренней веры, истинного Русского духа. Будучи сами глубоко верующими, Царственные Мученики почувствовали в нем это качество – простую истовую веру, которой им так часто недоставало в окружении.

И конечно, значительную роль сыграл Цесаревич Алексий – Григорий Ефимович выступил главным образом молитвенником за Наследника. Мы знаем, что неоднократно именно по его молитвам облегчались тяжелые приступы гемофилии, фактически смертельные. Также старец Григорий служил связующим звеном между Царем и Русским народом. Т. е. этот простой Русский мужик из Сибири пришел во дворец как вестник, посланник Русского народа, принес знание и видение крестьянина, которого там не хватало. И молитвенную поддержку всей Царской Семье от Григория Ефимовича невозможно переоценить – они в ней нуждались, они ее чувствовали и поэтому неоднократно за ней обращались, – в первую очередь Государь, правивший Россией в столь тяжелое время.

Можем ли мы на все это закрыть глаза и сказать, как некоторые, в том числе православные, что Царская Чета заблуждалась по отношению к Григорию Распутину, неправильно оценивала этого человека и не понимала его духа? Это невозможно! Ведь духовный путь святой Царской Семьи, окончившийся их великой вечной славой через христианское перенесение страшных земных страданий – их восхождение на Русскую Голгофу, складывался в течение всей их жизни, и как раз в общении с этим удивительным человеком, их духовным Другом. Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?!

– А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания...

– Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред.). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти.

По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора!

Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом. Солист диско-группы «Бони М» Бобби Фаррелл, в 1980-е годы прославившийся исполнением пасквильной гнусной песни о России Rasputin, кощунственно пародировавший старца в своих шоу, в 2010 году приехал выступить в Петербурге. Остановился в отеле «Амбассадор» – недалеко от Юсуповского дворца, где произошло страшное убийство Григория Ефимовича; после концерта закрылся в своем номере, лег в кровать, а утром… не проснулся. В ночь на 30 декабря!..


Место захоронения старца Григория в Царском Селе

Конечно, не нам определять суды Божии, но мы должны понимать, что любая ложь и клевета на подвижников чревата серьезными последствиями. И вот, чтобы их предотвратить в дальнейшем, мы с единомышленниками решили потрудиться для очищения в народном сознании имени и памяти Григория Ефимовича.

КОМИССИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ

- Кто состоит в вашей Комиссии по общественной реабилитации старца? Чем она занимается, как продвигается работа?

- На сегодняшний день состав Комиссии достаточно большой, туда входят: писатели Олег Платонов («Институт Русской цивилизации», Москва) и Игорь Евсин (Рязань), режиссер-документалист Виктор Рыжко (автор прекраснейшего 10-серийного фильма о Григории Ефимовиче, созданного по благословению старца Николая Гурьянова, Москва), журналисты Анатолий Степанов (главный редактор «Русской народной линии», Санкт-Петербург) и Виктор Саулкин (радио «Радонеж», Москва), историк и публицист Леонид Болотин (Москва), начальник Православной общевойсковой миссии Игорь Смыков (Москва), игумен Кирилл (Сахаров) (Москва), протоиерей Петр Влащенко (Ивановская митрополия), два священника из Санкт-Петербургской митрополии - протоиерей Алексий Успенский и иерей Сергий Чечаничев, а также Ольга Баранец (координатор Общества ревнителей памяти А. А. Танеевой (Вырубовой), монахини Марии, Санкт-Петербург) и Ваш покорный слуга в качестве ответственного секретаря Комиссии.

Наша цель - реабилитация имени Григория Распутина в обществе и сбор материалов о чудесах при молитвенном обращении к нему, подтверждающих его святость, для возможной последующей канонизации Церковью. Работа уже началась, и вот, я, пользуясь случаем, через Вашу газету призываю людей присылать такие свидетельства. Задача оказалась непростой, потому что эти материалы не должны быть анонимными, а многие говорят: «Мы вам расскажем, но не хотим, чтобы нас где-то упоминали». Однако комиссия по канонизации будет рассматривать только то, что подтверждено подписью, какими-то координатами, как сообщение реального человека.

Кроме того, чтобы осуществлять реабилитацию, нужны достоверные источники, исторические материалы и исследования. Самые важные и серьезные труды в этом направлении - это работы Сергея Фомина, Олега Платонова и Александра Боханова. И вот, первая издательская составляющая нашей программы - выпуск книги «Вериги любви», в которую вошли статьи, письма, размышления, изречения старца, т. е. практически все, что на сегодняшний день мы можем отнести к его личности, либо самостоятельно написанного, либо надиктованного, либо присланного им в качестве писем и телеграмм Царской Семье и А. Вырубовой.

Есть еще отдельный аспект нашей деятельности - содействие сохранению мест, связанных с памятью старца Григория. В первую очередь это место его временного погребения в Александровском парке Царского Села. Там А. Вырубова осенью 1916 года начинала строительство храма во имя преподобного Серафима Саровского при лазарете для раненых на полях Первой мировой войны - в благодарность за свое спасение в железнодорожной катастрофе в 1915 году в день памяти батюшки Серафима. Она тогда была сильно травмирована, и старец Григорий ее чудесно вымолил. А в декабре 1916 года в подклете этого возводившегося храма его и погребли. Примечательно, что одним из первых распоряжений Временного правительства за подписью Керенского было указание об извлечении и уничтожении честных останков Григория Распутина. Так вот, в 2005 году мы поставили там поклонный крест, который милостью Божией сохраняется, вопреки всем недовольствам и гонениям со стороны местной администрации. Этот объект уже известен многим в России и почитается, в том числе и нашими соотечественниками за рубежом. Но официально «узаконить» его в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» пока проблематично.

Известно, что после извлечения тело Григория Ефимовича было сожжено в Пискаревском лесу, но точное место этого злодеяния установить невозможно. А то, что сжечь не удалось, уничтожали затем в котельной расположенного неподалеку Политехнического института...

Существует также пятикомнатная квартира в Петербурге на улице Гороховой, дом 64, находившаяся в распоряжении старца Григория последние два с половиной года его жизни, где он принимал многочисленный народ. В ней тоже хотелось бы сделать место паломничества для почитателей. Но в силу того, что у нее как у коммунальной официально три хозяина, это непросто. Хотя среди владельцев все же есть понимание значимости этого помещения для Русской истории. На сегодняшний день работы по увековечению памяти подвижника ведутся в тех двух комнатах, которые удалось выкупить нашему соратнику Дмитрию Филатову.

А место убиения Григория Ефимовича - Юсуповский дворец - доступно сегодня в формате музея, где проводят экскурсии, посвященные семье Юсуповых. Но в подвальной комнате, где произошло это страшное преступление, лет десять назад была создана соответствующая экспозиция, в том числе в виде восковых фигур участников заговора и самого старца. Однако, надо отдать должное ее устроителям: к старцу они не относились негативно - это видно по подаче материалов и не может не радовать.

- Сергей Игоревич, давайте подытожим нашу беседу. На что в конечном счете направлены труды неравнодушных к царскому делу людей: патриотическое просвещение, очищение оболганных и возвращение забытых имен, сохранение исторических памятников и т. п.?

- На то, чтобы понять и признать те события 1917-1918 годов - предательство и убиение Божия Помазанника - духовной трагедией России. А также на преодоление этой трагедии через восстановление исторической памяти нашего народа и обретение им правдивого и осознанного отношения к прошлому. Это необходимо для правильного взгляда на будущее, точных прогнозов и оценки возможных рисков - чтобы подготовиться к любым серьезным испытаниям, которые пошлет нам Господь.

Для этого нам следует прежде всего правильно относиться к великому жертвенному подвигу святого Царя-Мученика Николая II и его Семьи, подвигу истинной Христианской веры и любви к Богу и своему народу. И тогда даже и речи не будет о каких-то провокационных «матильдах» и иже с ними.

От всей лжи и клеветы, опутавшей нашу страну - ее прошлое и настоящее, - я верю, мы обязательно избавимся - милостью Божией и молитвами святых Царственных Мучеников, старца Григория и всех верных Богу, Царю и Отечеству!

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

Источник: Электронная версия газеты "Православный крест"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Астахов
Плач сердца
Вышел из печати дневник Владыки Иоанна (Снычева)
30.06.2023
Ушел из жизни хранитель памяти о старце Григории Распутине
На кончину Дмитрия Николаевича Филатова
12.04.2023
Русский узел сегодня
В издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна (Снычева) «Русский узел»
24.01.2023
Малороссия в сердце Владыки Иоанна
К 95-летию со дня рождения митрополита Иоанна (Снычёва)
08.10.2022
Иван-Покштей
Издательство «Царское Дело» выпустило книгу о Кузнецком старце Иоанне
16.08.2022
Все статьи Сергей Астахов
Анастасия Державина
Святитель Игнатий – апостол наших дней
Беседа с благочинным Троице-Сергиевой пустыни
07.12.2018
Расчеловечивание на марше: что происходит с нашим образованием и со всеми нами?
Интервью с аналитиком о современной школе, цифровизации жизни, духовной брани и отговорках
28.09.2018
Все статьи Анастасия Державина
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49