Российские специалисты на этой неделе прибыли к берегам Аргентины на поиски пропавшей подводной лодки «Сан-Хуан». А я вспомнил лица морских офицеров, когда «Курск» уже затонул, но еще теплилась надежда в сердцах россиян, не отрывавшихся от телеэкранов. Я смотрел в глаза подводников в Мурманске и Североморске... И везде они были одинаковыми. В них не было надежды. Они все отлично понимали и мысленно поминали своих погибших товарищей. Даже если кому-то удалось выжить в уцелевших отсеках - он все равно обречен на страшную, мученическую смерть. Потому что спасать экипаж затонувшей подлодки было нечем.
- Чего мы медлили, - скрипели потом зубами офицеры. - Нужно было сразу соглашаться на помощь иностранцев.
Хотя они в любом случае вряд ли успели бы. И я не мог понять, чего в этих горьких словах было больше - боли за родной флот или стыда. За несколько лет его, да и всю армию довели до такого состояния, что носить форму, мягко говоря, перестало быть престижным. На металлолом шли авианосцы и ракетные шахты, а вместе с ними ко дну опускалась и обороноспособность страны... Неудивительно, что в таком же жалком состоянии была и спасательная служба.
Спустя несколько лет на Камчатке я по телефону связал экипаж батискафа АС-28 с их британскими спасителями. ЧП на подводном аппарате произошло в бухте Березовой. Семь человек оказались в ловушке на глубине 190 метров - батискаф запутался в рыболовных сетях и кабелях связи. И снова - спасать некому, отечественная техника оказалась бессильна. Но в этот раз с международной помощью тянуть не стали. Британские специалисты за восемь часов освободили АС-28 от пут, и семь человек благополучно всплыли на своем батискафе.
И только после этого случая в России начала мощно развиваться аварийно-спасательная служба, на «вооружении» которой теперь есть и новейшая техника, и телеуправляемые подводные аппараты, и чудо-скафандры, в которых можно опускаться на глубину 370 метров и проводить под водой до 48 часов.
За короткий, по историческим меркам, срок российская армия изменилась так кардинально, что кажется, будто портянки, кирзачи и ржавая техника были многие десятилетия назад. Хотя все это я застал сам - на «срочке» в середине 90-х. Когда мы и не помышляли, что в состоянии гонять по пустыне орды террористов, выполнять задачи по всему мировому океану, а в случае необходимости, посылать на помощь своих военных спасателей. Со своими глубоководными аппаратами, отечественными специалистами и водолазами-глубоководниками. Поводов для гордости стало значительно больше, чем для стыда или жалости