У «друзей России» - очередная перемога. Европейская пресса пестрит материалами о торжественном открытии 838-километровой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. При этом многие издания отчего-то пишут, что эта закавказская дорога бросает вызов... русским транспортным потокам.
Тут самое время взглянуть на карту. Свежевыстроенная магистраль связала столицу Азербайджана с высокогорным турецким городком через территорию Грузии. И теперь, по причудливой мысли европейских медиа-комментаторов, она должна стать угрозой грузовым перевозкам по китайскому «Новому шелковому пути» - не только в иранской его части, но и почему-то в российской.
Более того, по словам министра транспорта Турции Ахмета Арслана, именно этот маршрут может конкурировать с... морскими перевозками, потому как после завершения работ по нему можно будет перевозить пассажиров и грузы «из Пекина в Лондон за 12-15 дней».
Словом, так и подмывает отыскать на грузинско-турецкой границе населенный пункт Нью-Васюки...
Зигзаги строительной мысли
Еще раз вчитаемся в детали проекта.
Как ожидается, магистраль Баку-Тбилиси-Карс будет перевозить один миллион пассажиров и около 6,5 миллионов тонн грузов в год. Впрочем, по мнению эксплуатантов, уже к 2025 году грузооборот может увеличиться аж до 50 миллионов тонн - если, разумеется, все будет работать, как задумывалось.
А задумывалось так, что Карс станет лишь промежуточным пунктом на пути с Востока на Запад, в Старый Свет. Правда, строительство узла, который связал бы Европу с Азией, пока не завершено. Его собираются закончить в 2018 году, когда Турция заложит последний камень в железнодорожный тоннель Мармарай, который строится под Мраморным морем.
Подразумевается, что грузы из Поднебесной будут каким-то образом приходить в Баку, переправляться на ишаках (зачеркн.) по «железке» в турецкий городок, талантливо огибая солнечную Армению, после чего трястись по Малоазиатскому нагорью до самых Проливов, в районе Царьграда нырять в тоннель - и наконец, через приветливые Болгарию, Сербию и, допустим, Венгрию, достигать изголодавшегося западноевропейского потребителя.
Что тут можно сказать.
Россия, президент которой вместе с «хозяином Баку» Ильхамом Гейдар оглы Алиевым находится сейчас с официальным визитом в иранском Тегеране, - по этому поводу никакого беспокойства не высказывает. Как, впрочем, и Иран.
И не потому, что Владимиру Путину сказать нечего. Просто - не о чем беспокоиться, извините. Проект «стопицотого» альтернативного участка «Нового шелкового пути» известен давно, ничего в нем опасного нет, и мы тут даже не конкуренты.
Дело в том, что этот коридор идет на юг, на Средиземноморье, и России объективно нет смысла здесь конкурировать - разве только через черноморские порты. Но черноморские порты, инфраструктура которых, кстати, продолжает расширяться, изначально заточены под перевалку российских, а не китайских грузов.
И нам есть, что через них экспортировать: русские нефть, зерно, уголь и металл - уже этого, в общем, вполне достаточно, чтобы загрузить порты едва ли не «под завязку». Особенно если учитывать «узкое горлышко» Босфора.
Ну, и, спрашивается, - зачем биться лбом об стену?