itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Похищение Европы по-русски

Про художника и издателя Николая Локотькова из Старой Руссы

0
664
Время на чтение 9 минут
Похищение Европы по-русски

Он таки «похитил» Европу, этот мальчишка из курского села Обуховка, родившийся через шесть лет после окончания Великой Отечественной войны. Сельский ребенок, восхищавшийся живописцем Серовым, попав впервые в Эрмитаж в 14 лет, был потрясен залом французской живописи настолько, что стилистика некоторых великих французов, переплавившись в сердце, сформировала его творческую манеру.

Николай Локотьков образование получил на художественном факультете Курского пединститута. С 1974 г. живет в Старой Руссе, здесь открыл художественное отделение в школе искусств и руководил им до 1997 г., преподаватель высшей категории. Локотьков говорит о приютившем его, похоже, навсегда, древнем русском городе: «Есть что-то в этом местечке такое притягательное, что объяснить трудно. Едва вступив на старорусскую землю, я понял, что не уеду отсюда никуда. Может быть, летнее солнце, светившее тогда ярче обычного, узкие улочки со старинными домами, утопающими в зелени, и купола церквей, отражающиеся в реке Полисти, так меня очаровали... Я принимаю свою жизнь как некое послушание, а постоянную борьбу за жизнь журнала - как норму.

Все, чем я занимаюсь в отношении моей художественной студии, детей, журнала, стараюсь выстраивать бесхитростно, в надежде на то, что если это и имеет хоть какую-то ценность, то оно непременно найдет отклик, а если нет, то жизнь сама покажет, что будет дальше.

Но я убежден, что в жизни всегда есть место подвигу: в любое время находится человек, который поднимает в атаку, восстанавливает памятники из руин...».

Большинство работ Николая Локотькова являет нам пример соединения русского земельного начала, русской духовности, а также советского ретрансляционного кода, и воистину «европейской эстетики», в частности, модильяниевой, при создании портретов и человеческих пластических образов и, скажем, ван-гоговской или иной импрессионистической манеры при написании пейзажей, будь то итальянские или родные старорусские. В смысле «мирового усвоения ценностей» Николай Локотьков мне напоминает Станислава Косенкова, уроженца села Рождественка тогда Курской же области, ныне Белгородской. Да и десятилетняя разница у художников в возрасте не устраняет послевоенной поколенческой сущностной и тематической общностей.

Творчеству Н. Локотькова присущ неизъяснимый внутренний свет - грустный, но и улыбчивый, добрый и живой, без агрессивной цветовой палитры, без атаки на зрителя (как это сегодня повелось), словно приглашающий посидеть с автором за деревянным столиком на веранде, выпить чайку с баранками, вдыхая вечерний аромат окружающих садов и лесов, побеседовать (может, и молчаливо) о сиюминутном, не забывая о вечном.

Локотьков - по-настоящему русский провинциальный художник всемирной отзывчивости, и я не знаю в современной эстетической действительности более высоких эпитетов, особенно если помнить слова историка Ключевского, что в России центр находится на периферии.

Недавно вышел из печати полутысячным тиражом альбом произведений Николая Михайловича Локотькова - честно, без экивоков, но и с неким подтекстом названый «Похищение Европы». Живопись, графика, фото, дневниковые записи.

Жанр книги автор определяет как альбом-дневник: «Видимо, сказался многолетний учительский опыт... это профессия, в которой мне все время приходится раскрывать свои и чужие секреты мастерства, делиться знанием, опытом, чувствами и переживаниями. Мне и самому всегда было интересно узнать, додумать, дочувствовать: а что там, за картиной, за гравюрой, за фотографией? Какие душевные ощущения, мысли, идеи, творческие поиски, окутанные радостями и мучениями? Каков он, автор? Мне кажется, что все искусство в первую очередь должно быть искренним. ... Отсюда и родилась дневниковая часть книги, которой предназначалось стать просто альбомом».

Изумительны у Локотькова сквозные, через весь альбом, образы красноармейцев, коих много разных - задумчивых, лиричных, отдыхающих, вспоминающих, вернувшихся с фронта и пропавших без вести: цикл линогравюр «Песни о Красной Армии» (1979), «Пропал без вести» и «Память», «На сборах» (линогравюры, 1981), триптих «Жертвы империалистической» (офорт, акватинта, 1981), «Ночи в июне очень короткие» (1982), «Отдых кавалериста» (1989), «Красноармеец на отдыхе» (1991), «Встреча» (1991), «Новобранец» (1994) и скульптурная глиняная раскрашенная фигурка «Красноармеец» (2001), и поразительный, но и внятно прочитываемый красноармейский «Георгий Победоносец» (бумага, гуашь, 2002), и космичный «Спящий часовой» (холст, масло, 2006), и другие. В «Красноармейце» усматривается внутренняя автопортретность, соединение с героем, отсюда и цикличность автора, высказывающегося всякий раз словно не до конца; какая-то главная печаль, туга или «родная мысль», возвращающая его к этому образу - в разных техниках, форматах, состояниях, в разной цветовой гамме, на протяжении всей творческой жизни. Вот и серия «Победители» («Пехотинец», «Летчик», «Моряк», «Молодой боец») создавалась в течение полутора десятилетий, и тоже в разных техниках и материалах. Неслучайно и «программный» триптих 1984-го года «Про войну» («Ждут», «Пропал без вести», «Домой») помещен на разворот книги, то есть сущностен.

По-русски в содержательном смысле решен заглавный офорт автора «Похищение Европы»: «Европу» в облике бабы-крестьянки, стоящей-летящей на стоге сена, увозит бык, запряженный в воз. Находка образа нова и дерзновенна - и пластически решена весьма грациозно.

Отдает дань Локотьков и лубочным графическим стилизациям, посвященным как русским народным песням (например, «Да любил же Ванька чужую жонку»), так и советским («Лучше нету того цвету...»). В близкой стилистике создан и ряд гравюр с образами знаменитых новгородских храмов.

Нельзя не сказать об интересных и очень выразительных работах Локотькова в жанре «ню» («Сахара», «Утро», «Леда», «Ева»), а также вообще о ряде женских образов («Белый танец», «Муза», «Грешница», «Портрет недоверчивой девушки», «Благодушная», «Ждущая»). Приглашают к всматриванию и вдумыванию работы разных лет: «Синий стул» (стул, кстати, нередкий образ у этого автора), «Натюрморт с грушей», «Осенний пейзаж».

Особой жизнью живут у Локотькова множественные «портреты цветов», иначе не скажешь. Живут как люди, со своими характерами и судьбами.

* * *

Убедительными и неотъемлемыми реализациями художественной сущности Николая Локотькова являются также созданная им в 1997 г. частная художественная школа и выросший в 1998 г. словно из ее корня дивный, цветной, изумительного содержания, внешнего вида и полиграфического качества журнал для детей и родителей «Введенская сторона».

Про свою авторскую художественную школу Локотьков говорит: «Я не отбираю детей, учу всех, кто ко мне приходит. Убежден, что каждый человек, независимо от способностей, имеет право изучать, понимать и использовать в своей жизни мировой культурный опыт. И считаю, что абсолютно не гуманно отказывать любому ребенку в его желании попробовать себя в изобразительном искусстве. К тому же мне намного интереснее создать творческого человека из казалось бы безнадежного материала. На одаренных детей всегда учителя найдутся. А как быть другим?» .

И еще. «Старая Русса, - говорит Локотьков, - этот город создан для души, для отдыха, возможно для творчества, но заниматься в нем большими культурологическими проектами, если для этого требуется несколько человек, практически невозможно. Известно, что все более или менее перспективные люди стремятся покинуть провинцию, питая тем самым бурные реки столичного прогресса. Провинция опустошается. В целом это не очень перспективный путь, множество способных людей сломались в этой "мясорубке", не создав и малого из того, что было предначертано на ладони.

Остаться же жить и работать в районном городе - это значит согласиться с тем, что ты неудачник. Но Господь не только направил меня жить в этот милый городок, но и наградил ощущением того, что главная удача моей жизни - жить и трудиться именно здесь.

С первого дня я знал, что это навсегда, и стал постепенно, исподволь создавать в себе и вокруг себя ту среду, за которой многие "срываются" в столицу. И мой жизненный опыт показал, что это возможно. Я стал свободным человеком. Хотя не без борьбы. Я создаю окружающую меня культурную среду по моим правилам и принципам, и в ней живу. А со мной в ней живут и другие люди, кому довелось родиться и жить в провинции. Мне не приходится подстраиваться, играть по чужим и чуждым правилам. Мне не пришлось ходить за три моря, я нашел все здесь, в провинции».

В 2007 г. Локотьков был избран председателем Правления новгородского фонда культуры. Награжден знаком Министерства культуры «За достижения в культуре». С 1972 г. участвует в выставках, а в 1982 г. принят в Союз художников России. Работы Н. Локотькова были представлены на выставках в Мексике, Тунисе, Польше, Болгарии, Финляндии, Австрии, Норвегии, Германии, США, Эстонии, Швеции. Живописные и графические работы - находятся в музеях России, в Национальном музее народной графики в Мехико, в частных коллекциях разных стран. В 2003 г. немецкий публицист и режиссер, автор популярного цикла телефильмов «Далекий мир» Клаус Беднарц снял фильм о Н. Локотькове - «Художник с Ильмень-озера» (VDR Кельн).

Николай Михайлович хорошо помнит свое детство - как в мятое-перемятое жестяное ведро собирал картошечку на уже убранном колхозном картофельном поле, где, «если побродить, пошвырять землю носком сапога, можно было натолкнуться на оставленную в земле картофелину, а то и целый куст», как потом он вез ее на велосипеде заготовителям, чтобы получить горсть монет, а через три года на скопленные деньги поехал далеко-далеко, в Эрмитаж, смотреть картины.

* * *

Особо следует сказать о журнале «Введенская сторона» (конечно, он тоже нашел место в новом альбоме Локотькова), в котором гармонично соединились все, Богом данные Локотькову ипостаси: и педагог, и художник, и дизайнер, и редактор. В следующем году изданию исполняется 20 лет. На журнал подписываются и за рубежом. Он получил премию Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи».

Журнал действительно является если не лучшим, то одним из лучших профильных изданий на русском языке. Об этом говорит и премия 2009 года имени академика Д.С. Лихачева (Фонда Д.С. Лихачева), за выдающийся вклад в сохранение культурно-исторического наследия России.

Формулировки мощные, но вполне соразмерные изданию.

Этот весьма и весьма культурный журнал, который задумывается и порождается в Старой Руссе, наполняется всем миром, печатается в Санкт-Петербурге, стал своеобразным центром притяжения культурных и нередко духовных сил больших пространств.

Николай Михайлович Локотьков сам создает и издает журнал, однако авторами и читателями «Введенской стороны» являются как молодые художники и литераторы, так и профессионалы, нередко классики из разных стран. Издание стало по географии международным, а по наполненности и отзывчивости - всемирным, и это, по сути, есть своеобразная духовная воронка, в которую втягиваются большие культурные пространства. Возможно, дело тут в непостижимом космическом феномене, отзвуком коего нам известен Достоевский, связанный родовыми и биографическими узами со Старой Руссой.

В связи с этой «странной» затеей - издания удивительного журнала - Локотьков был определен как «уникальный и маниакальный двигатель русской культуры, из своей трехкомнатной квартиры сделавший редакцию одного из самых уважаемых ныне журналов об искусстве для школьников, учителей, родителей».

На самом деле он - симпатичный, улыбчивый православный человек, прекрасный, теплый художник.

Любит цитировать афоризм «мы грустные, потому что русские». Да, подвижник. А кто еще возьмется издавать художественно-просветительский, полноцветный журнал для молодежи, хоть и давши ему замечательное название - по району Старой Руссы, где и располагается одноименный Введенско-Богородичный храм.

Из ничего, с нуля Локотьков изваял первый номер, который сразу был поддержан писателями А. Солженицыным и Д. Граниным, с радостью в нем опубликовавшимися. Это потом уже журнал удостаивался всяческих грантов, ему помогала Людмила Путина, благодаря которой редакция получала на издание журнала субсидию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

За неполные двадцать лет вышло 59 номеров этого ежеквартальника. Сегодня тираж каждого номера составляет 3000 экземпляров, имеется также сетевая версия: http://www.art-storona.ru.

Любой номер «ВС» - откровение добра, ума и прекрасного. «Каждый выпуск журнала - признание в любви не только искусству, но всей земле, всей нашей изменчивой многоликой жизни, щедро питающей творчество и придающей ему смысл», - сказала о «Введенской стороне» М. Аграновская.

Как заявлено в выходных данных, журнал «Введенская сторона» посвящен мировой культуре, юношескому творчеству, выявлению и поддержке молодых дарований, нравственному и духовному воспитанию, формированию культуры молодежи, профессиональному обучению.

Помимо работ обычных школьников, свои рубрики в журнале есть у известных искусствоведов, профессиональных художников. Всю корреспонденцию редактор просматривает очень внимательно, отбирая то, что выйдет в свет: чтобы «никоим образом не царапнуть душу ребенка», читающего журнал. Как говорит сам редактор, он не ставит своей целью проводить ранжирование работ, оценивать, кто лучше, а кто хуже.

Журнал насыщен всемирно признанными шедеврами, есть и раздел «Мастера модернизма». Однако странным образом Локотькову удается гармонизировать их с русским духовным (читай православным) консервативным посылом и с произведениями, скажем, современных школьников, людей совсем молодых.

Девиз журнала размещен на титуле: «Будущее российской культуры вырастает из юношеского творчества».

А сам Локотьков, с его собственным творчеством, авторской школой и уникальным журналом «Введенская сторона» есть достойнейшее настоящее русской культуры.

Фото автора и из архива Н. Локотькова.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Русский Харьков
К выходу книги
14.02.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии