Переход к позитивным изменениям в сфере образования

округ школы и сферы образования с приходом О.Ю. Васильевой развернулась ожесточенная духовно-мировоззренческая борьба за будущее не только образования, но и страны в целом.

Нерв этой борьбы - суверенность российского образования, патриотически ориентированные формы организации воспитания, самоопределения и традиционного мировоззрения российского человека. Однако, смысловым фоном этой борьбы является вопрос о деградации интеллектуального потенциала российской нации и разрушении конкурентоспособности российской системы образования среди мировых образовательных систем.

 

 

Министром О.Ю. Васильевой был задан иной целевой вектор для сферы образования. Этот вектор во многом совпадает с положениями доклада «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» и предложенной в нем Концептуальной модели «Нового образа отечественного образования». Данный аналитический доклад и «Модель» были разработаны авторским коллективом, состоящим из членов международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований (РИСИ) (рук. Слободчиков В.И., д-р психол. наук, член-корр. Российской академии образования), и фондом «Русский предприниматель» (Екатеринбург) (рук. Писарев С.В.), который в свое время выступил одним из основных спонсоров и организаторов создания известной «Русской Доктрины». Фонд «Русский предприниматель» обратился к нам с просьбой дать экспертное заключение по данному докладу.

Наша заключение было безусловно положительным. В докладе чётко зафиксировано, что образовательная политика последнего десятилетия стала внутренней угрозой национальной безопасности. Многие концептуальные позиции доклада совпадают с нашими представлениями.

Идеологическая компонента воздействия образования на общество связана с восстановлением суверенности российского образования при опоре на исторические ценности российского общества и государственности (ценности служения, справедливости, самоотверженности, свободы), лидерские отечественные образовательные технологии, освоение содержания всемирной истории с позиций российских исторических школ, глубокое знание русского языка. Одновременно суверенность российского образования не предполагает изоляции от тенденций технологического развития мирового образования.

 

 

Стратегическая компонента российского образования нацелена на стимулирование в обществе того, что американцами было названо «событие спутника». Она предполагает резкое повышение в обществе и у власти значения человеческого капитала, интеллектуальных и волевых способностей подрастающего поколения (теоретического мышления, понимания, рефлексии, проектного действия, технологий употребления знаний), которые формируют институты образования.

Повышение оценки различными общественными группами роли и значимости образования, авторитета и статуса педагога предполагает создание в самой сфере образования нового стиля управления образованием в соответствии с действиями министра.

Эти положения надо превратить в практику пошаговых позитивных изменений в сфере образования.

Сегодня кадры для управления образованием готовят структуры, которые идеологически враждебны новому министру. Это опорные структуры «либеральной опричнины», которая уже действует «как власть имеющая» в сфере образования автономно от Министерства образования и науки.

Совершенно очевидно, что восстановить управление сферой образования в интересах страны возможно лишь при наличии сформированной и эффективно организованной в короткие сроки группы управленцев образованием, поддерживающих идеологию министра О.Ю. Васильевой, и способной выстроить новую архитектуру управления образованием в России. Необходимо переориентировать систему подготовки кадров управления образования высшего и среднего уровня в соответствии с целями и задачами, которые ставит новый министр.

Только опираясь на высокопрофессиональный коллектив управленцев образования, можно заложить позитивные изменения в системе, восстановить управляемость сферы образования в интересах страны и народа и создать условия для разумно действующей вертикали ведомственной власти.

 

 

Необходима подготовка в кратчайшие сроки (в течение 1-2 лет) минимум 100 преданных делу и высококвалифицированных людей, обладающих духовным и интеллектуальным ресурсом, готовых к самоотверженному труду. Подготовленные управленцы должны занять места как в центральном аппарате Министерства образования и науки РФ, так и в регионах (от уровня руководителей региональных Министерств и Департаментов образования до уровня директоров школ).

Для реализации замысла министра О.Ю.Васильевой необходима фактически «кадровая революция» в образовательной сфере, прежде всего, в области управления развитием образования.

Но где их взять - квалифицированных, духовных и интеллектуальных людей, готовых восстановить управляемость сферы образования, разваливаемую с 2000 года по зарубежным рецептам и рекомендациям? Такое ядро управленцев, условно говоря, 100 человек, надо специально отобрать и подготовить.

Фактически, технология кадрового отбора и подготовки управленцев нам хорошо известна. Это специальные сессии стратегического сценирования, сессии анализа ситуации, сессии постановки и решения конкретных проблем.

В ходе подготовки эти 100 управленцев

1)​ зададут принципиальное отличие новой технологии управления развитием образования от технологии, основанной на гипертрофированной надзорно-контрольной функции, формировавшейся последнее десятилетие;

2)​ скорректируют сложившийся перекос в области управления образованием, состоящий в приоритете распределения денежных средств над управлением качеством содержания, методов образования и уровнем формируемого человеческого потенциала;

3)​ сформируют новые требования к качеству образовательного результата, адекватные интересам развития человеческого капитала как основы российской экономики и культуры;

4)​ проанализируют ограничения законодательства и ведомственных подзаконных актов и распоряжений, сформулируют требования к пакету новых законов, отменяющих рассмотрение образования в качестве услуги;

5)​ определят условия подготовки доктрины развития образования как документа для принятия решений Президентом страны с утверждением приоритета духовных ценностей и развития практики воспитания (мой институт был инициатором подготовки первого варианта доктрины и знает все перипетии её создания);

6)​ спроектируют новый финансовый механизм высшего образования, связанного с реализацией госзаказа и подготовкой кадров для неоиндустриализаци и импортозамещения;

7)​ создадут атмосферу позитивных изменений общественного климата вокруг образования.

На наш взгляд, неотложное требование настоящего момента состоит в том, чтобы соединить идеологию министра и технологию кадровой подготовки управленческих кадров под реализацию намеченных целевых изменений, заявленных министром. Для этого нужен институт подготовки кадрового резерва - управленцев образования нового типа.

Со своей стороны мы готовы внести в создание такого института собственный интеллектуальный ресурс, опираясь на большой практический опыт в области образования.

Громыко Юрий Вячеславович

Лауреат Государственной  премии  Правительства

 в области образования,

доктор психологических наук, профессор,

действительный член РАЕН,

разработчик программы "Метапредметное образование",

директор АНО институт опережающих исследований.

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий