«Восточное партнерство»: создание альтернативы для стран постсоветского пространства в Европе

0
620
Время на чтение 7 минут

Доклад Кандидата исторических наук Виктора Васильевича Мищенко на круглом столе «Государства постсоветского пространства в Европе: конкурентные и альтернативные отношения», организованном филиалом Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в Новозыбкове и Центром евразийских исследований филиала РГСУ в Минске и прошедшем 10 октября 2017 года в городе Новозыбков.

Eastern Partnership

25 января 1904 г сэр Хэлфорд Джон Маккиндер выступил на заседании Королевского географического общества с докладом «Географическая ось истории», опубликованным в «Географическом журнале».
Маккиндер считал, что любая континентальная держава (будь то Россия, Германия или даже Китай), захватившая господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала в первую голову Великобритания. В этой связи он предостерегал против опасности русско-германского сближения, которое могло бы объединить наиболее крупные и динамичные «осевые» народы, способные вместе сокрушить мощь Британии. В качестве одного из средств он предлагал укрепление англо-русского взаимопонимания. В этой связи Восточная Европа является ключевым регионом для стратегического соперничества между «сухопутными» (Россия, Германия, Франция) и «морскими» (Англия, США) державами. Согласно его геополитической формуле, кто контролирует ее, тот владеет «Мировым островом» (Евразия + Африка), а соответственно, и миром в целом[1]. Складывается впечатление, что формула Макиндера вновь приобрела актуальность в современных условиях.

Начинание Европейского Союза по созданию «Восточного партнерства» вызвала в России немало вопросов относительно ее целей, содержания и последствий как для самой России, так и ее отношений с ЕС и странами СНГ[2].

С предложением создания программы интеграции стран СНГ изначально выступила Польша еще в период ее подготовки к вступлению в ЕС в 2002-2004 годах.

Географически тогда польская инициатива охватывала лишь Белоруссию, Украину и Молдавию с возможным привлечением ряда приграничных районов России, в первую очередь Калининградской области.

Официально инициатива по созданию "Восточного партнерства" была выдвинута на заседании Европейского Совета 19-20 июня 2008 года. Инициатором выступила не только Польша, но и Швеция, которые предложили Европейскому союзу развивать интеграционные инициативы с рядом постсоветских стран. В программу включались Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия, Белоруссия и Армения.

7 мая 2009 года в Праге (Чехия) был проведен специальный саммит Евросоюза, учредивший программу "Восточное партнерство".
Главной целью этой программы является создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами.

Реализация программы "Восточное партнерство" в целях сближения стран-партнеров с Европейским союзом предполагает сотрудничество со странами-партнерами на основе так называемых четырех тематических платформ:

- демократия и стабильность (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ и др.);
- экономическая интеграция, создание зон свободной торговли (по мере успешного развития торгово-экономических связей и гармонизации законодательства с правовой базой ЕС);
- энергетическая безопасность (меры по обеспечению надежного энергоснабжения как стран-партнеров, так и ЕС, энергосбережению и развитию источников возобновляемой энергии);
- развитие контактов между людьми (либерализация визового режима при одновременном обеспечении мер по пресечению незаконной миграции).
Программа "Восточное партнерство" также предусматривает следующие инициативы: подписание соглашения об ассоциации (Association Agreements), предусматривающее формы более тесного сотрудничества в таких областях, как внешняя политика и безопасность, права и свободы, экономика, культура; создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement, является частью соглашения об ассоциации); постепенная либерализация визового режима вплоть до полной отмены виз (Visa Dialogue).

Всего за время действия программы странам-участницам "Восточного партнерства" было выделено со стороны ЕС 3,2 миллиарда евро на реализацию различных программ по развитию.

Что же на самом деле стоит за «Восточным партнерством»? российские аналитики считают Самым важным компонентом «Восточного партнерства» для ЕС это энергетическая «составляющая», в частности, создание альтернативных России путей энергоснабжения Европы. Мотивами Европейского Союза в выступает стремление избежать энергозависимости от России. «Восточное партнерство», как метод энергетического противовеса России уже сейчас не срабатывает: ставится под сомнение надежность Украины как члена «Восточного партнерства», как страны-транзитера[3].

Еще одна цель «Восточного партнертства» - подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе. Активизация российской политики на территории постсоветского пространства в Европе вызывает известное беспокойство; фактически ЕС поддержал Грузию и Украину в их конфликтах с Россией. При этом Брюссель постоянно подчеркивает, что ВП не имеет антироссийского характера: «Это - вовсе не антироссийская инициатива. Это - ответ на стремление наших восточных соседей существенно углубить и расширить их отношения с ЕС. Россия остается важнейшим партнером... с которым мы сейчас ведем переговоры по новому всеобъемлющему соглашению. Мы всегда подчеркиваем, что партнеры по линии ВП нуждаются в хороших рабочих отношениях со всеми своими соседями, включая Россию»[4]. Ряд российских экспертов говорят о намерении ЕС окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство с помощью «Восточного партнерства» и вывести страны СНГ из-под влияния России[5].
Официальная позиция Российской Федерации в отношении «Восточного партнерства» была озвучена Владимиром Чижовым: «...наша позиция сводится не к тому, чтобы противодействовать «Восточному партнерству» ... Для нас важно, чтобы то, что делается в рамках этой инициативы, не было направлено против российских интересов, на искусственный отрыв этих стран от сотрудничества с Россией. Мы против того, чтобы данные страны СНГ ставились перед искусственной дилеммой: либо вперед, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад - с Россией»[6].
Учитывая расхождение между декларированными и реальными целями ВП можно выразить сомнения относительно возможности успешной реализации этого проекта. Россия, являясь ключевым игроком в Восточноевропейском регионе имеет все возможности для блокирования «Восточного партнерства».

Реализации «Восточного партнерства» в настоящее время препятствуют следующие факторы.

1. В условиях глобального финансово- экономического кризиса ЕС не имеет возможности быстро реализовать такие масштабные проекты, как «Набукко» и «Белый поток» (учитывая, что стоимость первого, по оценкам специалистов, возросла с 5 до 7,9 млрд евро, а стоимость второго по-настоящему еще не просчитывалась).
2. Потенциальные экспортеры энергоресурсов (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) не имеют физических возможностей для производства объемов газа, достаточных для наполнения указанных трубопроводов. Вдобавок, эти страны связаны обязательствами перед Россией транспортировать газ через ее трубопроводы.
3. Среди самих стран- членов ЕС нет единства относительно способов энергоснабжения Европы. Так, Германия, несмотря на санкции, активно выступает за продолжение строительство Североевропейского газопровода («Северного потока-2»). Италия, Греция и Болгария в угоду антироссийским санкциям «похоронили» проект «Южного потока».
4. Украина и Ирак многими европейцами воспринимаются как не очень надежные партнеры в области поставки энергоресурсов.
5. Существуют большие сомнения в способности ЕС на самом деле всерьез изменить природу существующих режимов в странах - членах Восточного партнерства, превратив их в процветающие государства, разделяющие европейские ценности и идеалы.
6. Нынешнее поколение политиков на постсоветском пространстве готово лишь симулировать приверженность демократии, а не следовать этим ценностям на практике.
7. Беларусь в рамках «Восточного партнерства», может позволить себе в отношении России не больше, чем показную Фронду. Слишком велика ее зависимость от России в области энергетики, финансов и торговли.
8. Армения вступила в Евразийский экономический союз и выбрала курс на сближение с Россией.
9. Между самими участниками Восточного партнерства существуют серьезные разногласия, которые могут помешать реализации этого проекта. О проблемах в отношениях Азербайджана и Армении хорошо известно. Молдова имеет непростые отношения с Румынией из-за попыток последней вмешиваться во внутренние дела Молдовы (весна 2009 г.).
«Таким образом, - заключает один из экспертов, - стратегический план по созданию кольца вокруг России постепенно оборачивается бременем для Евросоюза. И, похоже, на Западе начали задумываться о цене сомнительного партнерства со странами, либо враждующими между собой, либо не отличающимися стабильностью»[7].


Мищенко Виктор Васильевич
к.и.н., доцент, филиал БГУ в г. Новозыбков.

------------------------------------------

[1] 1. Mackinder H. J. The Geographical Pivot of History / H. J. Mackinder // Geographical Journal. - 1904. - Vol. 13, № 4. - P. 421-440.
[2] Сергунин А. А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в Восточной Европе // вестник вгу. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1.
[3] . Шенин С. Ю. Мифология «Белого потока» [Электронный ресурс] / С. Ю. Шенин. - Саратов : Научно-образовательный Центр сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского госуниверситета, 2008. URL: http://cis-center.ru/
[4] Eastern Partnership. Memo/09/217. Brussels. 5 May 2009 [Электронный ресурс]. URL : http://europa.eu/rapid/ pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/217&form
[5] . Жильцов С. С. СНГ под натиском «Восточного партнерства». Инициативы европейцев могут дорого обойтись России [Электронный ресурс] / С. С. Жильцов. URL : http://www.ng.ru/politics/2009-04-30/3_kartblansh. html
[6] URL : http://www.ng.ru/courier/2009-05-18/9_chizhov.html?mright=0
[7] Горбунов А. «Восточное партнерство» уже становится бременем для ЕС [Электронный ресурс] / А. Горбунов. URL : http://www.inosmi.ru/translation /248965.html

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Мищенко
Быт сельских скопческих общин XIX в: по материалам Орловской губернии
Доклад на Международной конференции «Россия и славянские народы в XIX - XXI вв.», прошедшей 2 марта в Новозыбковском филиале БГУ
17.03.2019
Личный вклад императора Николая I в становление единоверия
На примере посещения императором посада Добрянка Черниговской губернии
31.10.2016
Штундо-баптизм накануне I мировой войны
Доклад на Международной конференции «Российско-Украинско-Белорусское пограничье: научное взаимодействие в контексте единого социокультурного пространства»
26.10.2014
Все статьи Виктор Мищенко
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:12
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51