Несостоявшееся обретение рая

Бывший СССР 
0
514
Время на чтение 5 минут
Журналист Андрей Бабицкий - о том, почему уехавшие на Запад не стали там своими, а их жизнь была навсегда искалечена травмой переезда.

Очевидно, что пришла пора подвести итог ещё одного грандиозного эксперимента, который Россия в 90-е прошлого столетия поставила над собой и продолжает ставить, хотя уже в гораздо меньших масштабах, сегодня. Речь идёт о попытке, предпринятой сотнями, если не миллионами российских граждан обрести новое бытие, новую Родину в странах просвещённой и богатой Европы.

Собственно, то, что она просвещена и несравнима по уровню благосостояния с нашим погрязшим в варварстве и нищете отечеством, мы знали ещё в советские времена. Последняя пара десятилетий советской власти прошли под трендом расцвета и ставшей наконец тотальной власти идеи качественного потребления. Большевистская аскеза, нещадно боровшаяся с мещанством, культом домашнего комфорта, страшное эхо предвоенных, военных и послевоенных голодных и кровавых лет, романтика оттепели, мечтавшая о покорении горных вершин, походах, археологических экспедициях, путешествиях в далёкие вселенные, - всё это в позднебрежневские времена, когда народ стал жить хоть и бедненько, но относительно сыто, сменилось безудержной жаждой благоустройства личного пространства.

Ещё в ходу была мода на собирание библиотек, но уже шмотки и аппаратура, которую тащили из-за бугра редкие счастливцы, котировались ничуть не меньше, а то и существенно выше собраний сочинений классиков.

Какой-нибудь двухкассетный "Шарп" с хромированной поверхностью и казавшимися бесконечно благородными линиями внешнего обвода, украшавший собой полку комиссионного магазина и стоивший немыслимых по советским меркам денег, воспринимался как доказательство существования цивилизации, которая в своём развитии осуществила все самые смелые мечты человечества.

О том же самом неустанно свидетельствовали жевательная резинка, джинсы, редкие на советских улицах авто иностранного производства и случайно попадавшие на столы заморские деликатесы, схваченные строго по размеру фантастическими по цветности пластиковыми упаковками.

Какой эстетический восторг рождала эта разноцветная тара, она приоткрывала окно в чудесный, переливающийся рекламными огнями мир, в котором дышали невообразимыми ароматами триста сортов колбасы, в котором человек мог запросто, хоть каждый день, посещать стрип-клубы, в котором не было экзаменов по диамату и истмату!

<a href=Москвичи, желающие эмигрировать из СССР, знакомятся с правилами оформления документов у консульства. Фото: © РИА Новости / Олег Ласточкин" width="600" />

Москвичи, желающие эмигрировать из СССР, знакомятся с правилами оформления документов у консульства. Фото: © РИА Новости / Олег Ласточкин

Статья экономиста Ларисы Пияшевой "Где пышнее пироги?" стала одним из первых текстов, ознаменовавших собой коренной перелом в нашей жизни, получивший название "перестройка". Здесь очень важен образ, вынесенный в заголовок. Речь не идёт о достижениях человеческой мысли, о парении творческого духа, о научных прорывах. Именно пирог маркирован как синоним человеческого счастья, смысла жизни и смены цивилизационной парадигмы. И мы не просто стали смотреть на западный мир как на образец общественного быта, государственной системы, экономической модели - самые отважные храбрецы бросились осваивать далёкие пределы, благо что с границ послетали советские запоры.

Миллионы верили в то, что земля обетованная откроет им ласковые объятия, примет как своих блуждавших много лет во мраке сыновей, крепко прижмёт к сердцу, отмоет и усадит за стол. Ведь триста сортов колбасы, коль скоро они лежат на прилавках несъеденными, в истоме ожидают, когда же наконец появятся те голодные, истосковавшиеся по нормальной жизни люди, которые не просто окинут их равнодушным взором, а бросятся раскупать все эти бесконечно милые батоны и палки. И без работы прекрасный капиталистический мир не оставит никого. Пусть даже придётся начинать с самого низа - водителем такси, уборщицей, чернорабочим, но лишь бы зацепиться, стать своим в этом мире всех чудес света, реализовавшей себя сказке о бесконечном изобилии.

Прошла четверть века с момента развала Союза. За эти долгие годы сотни тысяч, миллионы бывших советских граждан, потом уже россиян, перебрались в благословенную Европу, обзавелись паспортами стран, в которых осели, обустроили свой быт и не намерены возвращаться обратно. Обрели ли они искомое счастье?

Я, проживший 15 лет в Европе, видевший множество соотечественников, могу ответить однозначно, что нет. Очень жёстко выстроенный, вертикально структурированный европейский мир готов предоставить нашим людям место только в самом низу социальной лестницы. Речь не идёт о людях редких профессий, учёных или отдельных счастливцах, сумевших выстроить на Западе свой успешный бизнес. Таких - ничтожный процент в общей массе.

Подавляющее большинство искателей новой родины получили низкий социальный статус, малооплачиваемую работу и бесконечные хлопоты по удержанию в относительном равновесии того минимально пристойного уровня жизни, который гарантирован достаточно высоким уровнем благосостояния в целом.

Да, с "пышными пирогами" у них всё в порядке - качество потребления может быть на порядок выше сегодняшнего в России, но они не стали своими в этой новой реальности, сортность их существования в глазах окружающих намертво привязана к нулевой отметке. Комплекс социальной неполноценности, порождаемый плохим знанием языка или даже если хорошим, но непреодолимо акцентированным, низкими доходами, возможно, будет преодолён, но уже детьми и внуками, которые сумеют стать психологически и ментально неотличимыми от коренных жителей той или иной западной страны.

Жизнь самих перебравшихся до скончания дней будет навсегда искалечена травмой переезда. Особая тема - это чувство непреодолимого одиночества, возникающего как результат гигантского зазора на стыке непохожих культур. На Западе хватает милых, улыбчивых, вежливых и предупредительных людей, однако общество настолько стратифицировано, его элементы так жёстко отделены друг от друга незримыми границами, что социальные взлёты и падения, характерные для России, там немыслимы.

Жизнь разных классов, людей с разным уровнем благосостояния проходит в соответствии с выделяемыми строго для конкретной социальной страты моделями поведения и существования. Вырваться из объятий удушающего кокона удаётся единицам. Большинство даже не пытаются экспериментировать, поскольку это может крайне дорого обойтись экспериментатору. Жизнь строго расставлена по шахматным клеткам, по которым следует передвигаться в строго определённом порядке.

Нашему человеку в той среде не хватает искренности чувств, солидарности, чувства локтя, эмоционального и интеллектуального размаха. Ему приходится ломать свою природу, отказываясь от привычки дышать полной грудью, переживать реальность во всю широту сердца, мыслить бескрайними перспективами. Западный человек прагматичен, расчётлив, внутренне пуст и холоден. Даже рукопожатие, которому в России придано значение ритуала обмена дружеским теплом, уверенностью в том, что всё как-нибудь сложится, сочувствием и поддержкой, теряет в Европе большую часть русских смыслов. Там это скорее жест вежливости и узнавания.

Фото: © РИА Новости / Игорь Михалев

Фото: © РИА Новости / Игорь Михалев

Наши граждане перестали массово выезжать на Запад, утратив веру в его неисчерпаемую благость. Точно так же, как либеральная реформа закончилась провалом, предварительно изрядно покалечив страну, поиск новой Родины не дал ошеломительных результатов. Сотни тысяч соотечественников, не желающих возвращаться в пугающую, изменившуюся за долгие годы до неузнаваемости Россию, - это потерявшая себя и потерянная для нас большая группа людей, чьё существование заполнено вязкой и стонущей пустотой бессмысленного выживания.

А триста сортов колбасы есть сегодня и на российских прилавках. Но как-то постепенно выяснилось, что вообще не в этом дело.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Бабицкий
Все статьи Андрей Бабицкий
Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50