Штрихи правого катехизиса: о русском национализме с научной точки зрения

Александр Сергеевич Пушкин 
0
358
Время на чтение 6 минут
Вычёркивая ближайшее прошлое, народ теряет связь с традицией. In article dfac604096

В современности существуют два национализма. Первый - отголосок времен, когда люди размышляли. Второй - мода на правую субкультуру и имперскую стилистику.

Еще недавно ко вторым относились скинхеды и прочие «экстремисты». Сегодня различные модные интернет-ресурсы привлекли в эту компанию и представителей «креативного класса», привнеся в радикальные движения гламурные тона и ценности обывателей.

В чем состоит идейный национализм? И как отличить модное поветрие от идеологии, об этом - в «штрихах правого катехизиса».

Реакция на «измы»

Изначально национализм был уделом романтиков. Людей, ставящих культурное наследие над эгоизмом, а богатство внутреннего мира над прогрессом.

Романтический национализм пришел на смену эпохе Просвещения, когда вера в прогресс и всесилие человека привела европейцев к Французской революции. Не удивительно, что увлеченность общечеловеческими идеалами сменилась любовью к национальной культуре. Пищу для вдохновения мыслители принялись черпать в наследии предков. Ярким представителем течения в России стал Николай Карамзин. Его взгляд на былое снискал эпиграмму, приписываемую А. С. Пушкину.

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Идеалы Просвещения по сей день будоражат мысли современников. Они легли в основу либерализма, социализма и прочих плодов беспокойного разума. В фундаменте эмансипирующих теорий - представление о человеке как «чистой доске» (tabula rasa), существе, лишенном врожденных идей и, как следствие, природной склонности к злу.

По мнению «просветителей» личность приобретает моральные качества с воспитанием, что делает его ключом к общественной справедливости.

Одним из выводов «вольнодумцев» стала полюбившаяся Екатериной Второй концепция просвещенного абсолютизма, когда главным для общественного блага провозглашалось наличие образованного монарха на троне.

Другим следствием представления о безгрешности человека стала «коммунистическая идея», когда отсутствие классовых противоречий объявлялось способным привести общество к состоянию «рая на земле» и исчезновению государства.

В либерализме общественная справедливость видится следствием свободного взаимодействия индивидов, когда общество отводит государству роль «ночного сторожа». В современности политика продемонстрировала иллюзорность идеи «общественного договора» и ограниченность способности общества к самоорганизации.

Так, эпизоды «арабской весны» и свержения ближневосточных диктаторов спровоцировали анархию, которая сменилась захватом власти полевыми командирами и представителями ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), а не созданием демократических режимов.

У «националистов-стиляг» представления о верховенстве демократии, необходимости избавления России от клерикального мракобесия и прочие «просвещенческие» предрассудки звучат само разумеющимися тезисами.

Ниже изложены тезисы правой идеологии, при отсутствии которых «национализм» теряет суть, сохраняя лишь самоназвание.

Почему национализм не приемлет демократию?

Человек является продуктом нации, приобретая сознание с усвоением языка и культуры. Ребенка посредством слов обучают мыслить символами вместо образов непосредственного восприятия, благодаря чему у него развивается возможность обмениваться информацией и воспринимать знания.

Физиологически человек как вышедший с завода компьютер остается куском железа без программного обеспечения. В истории известны примеры «маугли», повзрослевших без воспитания. Они похожи на людей строением тела, но их психология неотличима от животных.

Оправдана мысль Жозефа де Местра, что человек вообще - это собирательный образ, в реальности существуют лишь представители наций: русские, французы, итальянцы и другие. Каждый становится личностью, воспринимая культуру народа.

Отвечая на излюбленный вопрос «просвещенного» собеседника, «...почему Я должен ставить интересы народа выше личных прав...», можно ответить, что к этому обязывает его способность ходить на задних конечностях, говорить и задавать вопросы.

Каждый обязан сонму поколений, которые обеспечили его жизненным пространством, сохранили жизнь и свободу от иноземного порабощения, взрастили культуру и дали возможность ей приобщиться.

Нация очеловечивает homo sapiens. Поддержание ее основ находится во главе угла здорового общества, а значит, стоит выше прав и свобод личности.

При демократии воля каждого движется эгоистичными потребностями, которые оказываются выше идеалов служения народу. Верховенство народовластия уничтожает нацию и, как следствие, приводит к деградации личности.

Нравственность начинает воспроизводить потребительские интересы, а культура наполняется ценностями: «Я - центр Вселенной», «Бери от жизни все». Служение государству объявляется прерогативой профессий, получающих зарплату из бюджета.

Нежелание продолжать род, представление о государстве как техническом союзе для обеспечения комфорта - черты представителей современных демократий. Они указывают на разложение обществ, которые в скором времени могут исчезнуть из-за демографического вырождения и ассимиляции более жизнеспособными культурами.

Почему национализм не может выступать против вероучения?

Стержнем национального наследия является религия. Она питает смыслами культуру, мировоззрение, идею государственного устройства.

Так, с падением Константинополя московский князь воспринимался продолжателем власти цезарей, по-русски - царей. Народ понимал себя живущим у престола помазанника Божия, а власть от Бога - самодержавной и безграничной.

Русская культура, общественная мысль черпали смыслы из Христианства. Даже в век расцвета вольнодумства и дворянских свобод Православие оставалось главенствующей темой общественной мысли. Писатели Николай Гоголь, Федор Достоевский, Николай Лесков, Лев Толстой посвящали труды осмыслению и интерпретации основ вероучения.

Националист может быть атеистом, верующим грешником или неверующим образцом благочестия. Но не имеет внятного объяснения оксюморон: националист - борец с религией. Современные «националисты», сражающиеся с Православием, напрасно именуют себя «русскими».

Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа, Декларация Всемирного Русского Народного Собора, 2014 г.

Что значит - быть русским?

Среди русских националистов встречается комплекс, характерный для национальных меньшинств, когда пристальное внимание уделяется чистоте крови.

Очерчивая круг ближних - с кем дружить, вступать в брак, выстраивать партнерские отношения - люди руководствуются чувством родства. Важно, чтобы человек имел схожий цвет кожи, национальный характер, представления о добре и зле.

При этом в рассуждениях о «нации», следует учитывать, что среди русских множество тех, кто по крови и образу мыслей значимо отличается. Русские - имперский народ, ассимилировавший множество этносов и смешавший обилие кровей.

Так, казаки произошли от крепостных мужиков, бежавших на окраины русской ойкумены. Вырвавшись на волю, они воровали женщин у местных народов, а впоследствии вступали в церковные браки с инородками. Неужели кто-то может усомниться в «русскости» смуглолицего потомка сибирских казаков Лавра Корнилова? Или воевавших за Россию потомков чужеземных фамилий: Петра Врангеля, Александра Колчака, Владимира Каппеля?

Русский - это человек, воспитанный в русской культуре, уважающий традиции и наследие народа. Его происхождение играет роль в той степени, в которой способствует чувству национальной причастности.

Почему национализм должен уважать наследие отцов?

В основе почитания традиций лежит уважение к ближайшему прошлому. Многие националисты презрительно отзываются о советском прошлом.

Некоторые периоды истории могут вызывать сожаление, что всё сложилось так, а не иначе, но выступать за выборочную любовь к Отечеству - позиция хамов. Антисоветские национальные мыслители похожи на детей, обиженных на Родителя, которому хотят предпочесть найденную в альбоме фотографию прадеда в мундире с аксельбантами.

Вычёркивая ближайшее прошлое, народ теряет связь с традицией. На наших глазах результат эволюции «незалежных» украинцев, когда под предлогом отрицания советского прошлого исконно русский народ заставили возненавидеть Россию.

Вслед за признанием народного достояния «совком» и уделом «ватников», активизируется поиск за рубежом надлежащего воплощения образцов культуры и государственного устройства. Такой путь прошёл ряд стран СНГ, в схожем направлении движутся многие увлеченные национальными идеями в России.

Взгляды националистов предполагают приверженность идеологии, а не просто увлечение красивыми образами. У многих «националистов-стиляг» симпатии обращены не к Отечеству, а сюжетам американских блокбастеров и компьютерных игр. Быть а-ля «европейским» правым для них «стильнее», чем ценить родные традиции.

Оглянув содержание «штрихов», мы убеждаемся, что русской национальной мысли не уйти дальше триады: православие, самодержавие, народность. Но ведь и нет задачи выдумать что-то новое, а лишь новыми словами донести мысль, лежащую в основе государства тысячу лет.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Блинов
Усиление государства или гибель
Уже десятилетия спустя некому будет защищать границы одной шестой суши
28.02.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
На небе Царство, Идея на земле
На кого державному правителю опереться?
31.07.2023
Диалоги о монархии
Слова оппонентов о необходимости изменить сознание перед утверждением монархии подобны коммунистической идее о возможности преобразить природу человека в отсутствии классовой борьбы и создать общество без государства
04.07.2023
Воистину монархическое староверие
Об упрёках критиков
21.06.2023
Все статьи Владимир Блинов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05