Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Нести сокровище чистой и истинной веры...»

Владислава  Романова,

25.07.2017


Наследие русских миссионеров …

«Нести сокровище чистой и истинной веры...»

В год столетия революции Россия отмечает несколько дат, связанных с историей христианской миссии. 220 лет со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири, Камчатки и Аляски и 40-летие со дня его канонизации Русской православной церковью (в 1977 году).

195 лет со дня рождения просветителя и православного миссионера Поволжья - Николая Ивановича Ильминского. Труды его по просвещению тюркских народов России были столь велики, что в среде православных чувашей и кряшен его почитают как святого.

150 лет со дня рождения еще одного великого миссионера Российской империи, принявшего мученическую кончину в 1918 году - священномученика Иоанна Восторгова.

Празднование этих юбилеев и круглых дат, а также многие другие события года, происходящие в общественной, научной и церковной жизни, свидетельствуют о том, что наш народ стремится глубже осмыслить историю Отечества, осознать ее призвание. И это призвание с полной очевидностью можно назвать миссионерским.

 

До революции просветительскую миссию России хорошо понимали не только представители Церкви, но и первые лица государственной власти, цари. В царствование последних государей из династии Романовых Россия приросла значительными территориями, разительно отличающимися культурно и составившими, по определению тогдашних востоковедов, «собственный восток России».

 

К началу ХХ века Россией был накоплен колоссальный опыт ведения миссионерской работы. На тот период страна имела наивысшие достижения в этой сфере: десятки переводов Священного Писания на языки народов России; сотни просветительских школ, миссионерских станов по окраинам страны; активная миссионерская работа в Поволжье, на Алтае и в Сибири, в Средней Азии, на Северном Кавказе и в Закавказье, на Дальнем Востоке. А также специализированные духовные академии и монастыри для подготовки миссионеров, переводчиков, многочисленные публикации научных исследований апологетических, вероучительных книг. И внешние миссии в Китае, Японии, Корее, Монголии, Иране, Палестине, Америке.

Осваивались новые методы работы: миссионерские станы, подготовка книгонош (люди, разносившие духовную литературу), выделение им бесплатных билетов на железнодорожный транспорт, миссионерская работа дружинами, использование светопроекторов для миссии, создание миссионерских школ, пастырских курсов...

Миссия русского народа началась сразу же после принятия им святого крещения в купели Днепра. Известные и безвестные веропроповедники, подвижники и свидетели Христовы, «убелившие костями своими дебри Севера», трудились среди диких и языческих племен: святители Исаия и Леонтий Ростовские, преподобные Трифон Печенгский, Трифон Вятский, Феодорит, просветитель Кольский, преподобный Кирилл Челмогорский чудотворец, святитель Стефан Великопермский, святитель Иннокентий, епископ Иркутский - все они, начиная от святителя Михаила, первого митрополита Киевского, были миссионерами.

После обретения Казанской иконы Богородицы в 1579 году начинается новая эпоха миссионерских подвигов для русских. С одной стороны, присоединение Сибири, начатое в XVI веке, вхождение Якутии в состав России, выход к Тихому океану в XVII веке. С другой - большие задачи с началом вхождения народов Кавказа в состав России.

В середине XIX века на Алтае, в Якутии, на Камчатке и Аляске миссионеры сначала лечили население, учили, помогали ему наладить быт, а затем уже крестили. Проповедь веры шла вместе с помощью просвещаемым в их житейских нуждах. И давалось все это нелегко. Вот лишь краткие воспоминания о трудах миссионеров Алтайской миссии. «Приезжает миссионер домой и не смеет рассчитывать на отдых: и с делом, и с бездельем постоянно приходят к нему инородцы. Один зовет исповедовать больного, другой просить лекарства, третий жалуется, что у него увезли остожье. Приходят муж с женою, оба плачут, друг на друга жалуются...Тут приносят детей для крещения, просят о повенчании, спрашивают, можно ли такому-то жениться на такой-то... А тут приходиться ехать, иногда верст за пятьдесят, для напутствования больных. А тут, смотришь, за время поездок на столе лежат бумаги, на которые нужно отвечать немедленно. Надо писать исповедные росписи, метрики, вести разные журналы. Надо о школах позаботиться...».

Просветитель Камчатки митрополит Нестор (Анисимов) вспоминал о том, как, будучи миссионером, он общался с камчадалами, эвенками. Как ему приходилось излечивать их детей от разнообразных болезней, прививать элементарные навыки гигиены.

В синодальный период, в середине XIX - начале XX века московскими митрополитами (т.е. первейшими архиереями) становились выходцы из миссионерской среды: после святителя Иннокентия (Вениаминова) (1868 - 1879) - преосвященный Владимир (Богоявленский) (1898 - 1912), в прошлом Грузинский экзарх и миссионер, а потом преосвященный Макарий (Невский) (1912 - 1917) - известный алтайский миссионер. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в 1917 году промыслом Божиим был избран преосвященнейший Тихон (Беллавин) - в прошлом деятель на ниве созидания Церкви в Америке. Патриарх Сергий (Старогородский) также в прошлом имел опыт миссионерской работы в Японии.

В бытность двух Московских митрополитов - Владимира (Богоявленского) и Макария (Невского) развернулась деятельность главного миссионера страны протоиерея Иоанна Восторгова, который в своем слове в Киеве на Всероссийском миссионерском съезде в 1908 году говорил о миссионерском призвании России: «Промысл Божий, призывая нас, русских славян средней Европы, в лоно Церкви Христовой, и в самом географическом положении нашей страны - на границе Европы и Азии, Запада и Востока, на грани двух миров, двух цивилизаций, - и в её племенном составе указывал нам великую задачу, задачу прямо и непосредственно миссионерскую: нести полученное сокровище чистой и истинной веры к малоизвестному востоку и северу Европы. И далее - в неведомые и таинственные в то время страны сопредельной Азии...».

Протоиерей Иоанн Восторгов был не только выдающимся организатором миссионерского дела, но и незаурядным проповедником, мыслителем, внесшим свой вклад в русскую духовную и патриотическую мысль.

С именем протоиерея Иоанна Восторгова связаны Северный Кавказ, Грузия, Москва и знаменитый храм Покрова на рву (Василия Блаженного), где он был настоятелем.

 

Но, может быть, более всего с этим великим подвижником ассоциируются Сибирь и Дальний Восток, православные миссии на Алтае, в Восточном Казахстане, миссии в Китае, Корее. Там он бывал, трудился и много сделал для просвещения живущих в этих местах светом Христовым. Даже православные корейцы, более 150 лет проживающие в России, считают его своим небесным покровителем.

 

Многие из их предков были крещены этим святым в южно-уссурийском поселке Посьет в 1908 году. В IV томе Полного собрания сочинений отца Иоанна содержится обзор положения Кореи под властью японцев в 1908 году. Его слово проникнуто сочувствием и интересом к корейскому народу. Он отмечал, что корейцы положительно относились к христианству и России. Одной из причин этого было их противостояние японцам. К сожалению, этот потенциал в отношениях во многом был утерян, сегодня часть корейцев является коммунистами, а часть находится под мощным религиозным воздействием американского сектантства.

Священномученик Иоанн подвижничал в самые сложные для миссионерства годы, когда стремительно оскудевала вера в народе, когда распространялись безбожные идеи, порожденные Французской революцией. Время, когда после принятия в 1905 году закона о веротерпимости, революционная пропаганда и ложь о православии, о России губила многие юные и доверчивые души.

Отец Иоанн был тесно связан с переселенческим делом, к организации которого приложил немало сил Петр Аркадьевич Столыпин. Реформы П.А. Столыпина были направлены на формирование крепкого социального основания России - среднего слоя, поддерживающего коренные, почвенные ценности государства. А миссионерская деятельность протоиерея Иоанна Восторгова вся подчинялась духовному сохранению русского народа.

«Народ русский - говорил он, - есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, - призвание сохранить и распространить святую истину Православия; народ наш входит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества есть умаление истины...». И подчеркивал: «Служить в этом смысле народу - значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества».

В 1908 году по личной просьбе императора Николая II протоиерей Иоанн Восторгов объехал Китай и Корею в целях изучения нужд миссии. Из каждого города, который посетил (Порт-Артур, Дальний, Сеул, Харбин и т.д.), он давал в центральные газеты телеграммы, где сообщал о состоянии миссии и указывал для читателей адрес миссионерской общины. По этому адресу можно было присылать книги и средства на разные нужды - для строительства храмов, для поддержания в порядке могил русских воинов в Манчжурии. Туземное население нередко грабило могилы героев Русско-японской войны, русские заброшенные кладбища оставляли тягостное впечатление. Особенно это было заметно там, где в народах было принято религиозное почитание своих предков.

 

После посещения Кореи и Китая, по прибытии во Владивосток, протоиерей Иоанн Восторгов произнес знаменитую речь о христианской роли русского народа перед лицом языческой Азии и сравнил Великий (Тихий) океан со Средиземным морем времен апостолов.

 

Большое водное пространство, как и в апостольские времена, открывало возможности сообщения между народами для распространения Благой вести. Отец Иоанн представил во Владивостоке практический план подготовки миссионеров со знанием языков на базе школы для детей воинов, погибших в Русско-японской войне. И на базе Восточного института. Этот языковой институт был создан Указом Николая II (начало будущего Дальневосточного федерального университета). По инициативе о. Иоанна Восторгова стали давать высшее образование и языковую подготовку миссионерам. В будущем многие православные священники, трудившиеся в Китае, изучали китайский язык именно во Владивостоке. Известно, что в их числе был и архиерей Китайской церкви Виктор (Святин).

Великое расселение русского народа в Сибири и на Дальнем Востоке во времена императоров Александра III и Николая II заставило глубже осознать миссионерскую задачу России, придало новый размах миссионерскому движению.

Вместе с началом переселенческого движения на восток во второй половине XIX века, задолго до строительства Великой Сибирской железной дороги, встала необходимость в возведении новых храмов и школ в местах переселения. Многотысячные потоки переселенцев по Транссибу требовали от Церкви и властей устроения духовной жизни. Возникала острая необходимость укрепления на новых землях православия, русской народности и гражданственности.

Отсутствие храмов служило препятствием в переселенческом деле. Многие переселенцы не соглашались поселяться даже на прекрасных участках (хорошая, плодородная земля, удобное место, близость воды) именно по причине отсутствия духовного окормления - об этом сообщалось в документах Министерства внутренних дел. Неустроенность христианской жизни вновь прибывших использовали в своих интересах секты. Социалисты издавали специальные работы для соединения интересов революционеров и сектантов (так вызовом стала книга известного писателя-революционера Степняка-Кравчинского «Штундист Павел Руденко»).

Церкви и правительству было очевидно, что необходимо привлекать усилия общественности и капиталовладельцев. Для поднятия интереса в народе к миссии, которая нуждалась в благотворителях, создавались разнообразные миссионерские журналы.

С 1877 по 1891 год в Сибири и на Дальнем Востоке в новых заселяемых местах было построено 389 церквей, 335 часовен. Император Александр III в 1892 году лично одобрил проект строительства недорогих церквей-школ (нового типа школьного здания). Первым жертвователем в этом проекте был святой праведный Иоанн Кронштадтский, на его средства построено 9 таких школ и 2 храма.

 

Примеру знаменитого пастыря следовали жертвователи со всех концов империи. Шли частные пожертвования не только денег, но и икон, утвари, материалов, парчи, меди...

Император Николай II продолжил традицию своего державного отца. Еще в ходе своего Восточного путешествия в 1891 году, проезжая по Сибири, он был поражен малочисленностью церквей и их теснотою. Многие построенные при Николае II храмы в Сибири и на Дальнем Востоке имели непосредственное отношение к императорской семье Романовых и посвящались торжественным событиям, связанным с августейшими особами. Процесс церковного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке продолжался вплоть до 1922 года.

Еще с середины XIX века особенно активна стала русская внешняя миссия на Дальнем Востоке. В 1910 году в работе миссионерского съезда в Иркутске участвовали даже миссионеры - китайцы, японцы, корейцы.

Наибольший всплеск интереса к Дальнему Востоку, Японии и русской миссии возник в годы Русско-японской войны. Общественность России хорошо была знакома с личностью святителя Николая Японского, с устроением его миссии, с работой катехизаторов, с деятельностью видных японцев, принявших православие. Значимыми событиями для русской прессы были факты покупки земли для церковных нужд, строительство православного храма в Токио. Успехи миссий за границей достигались без всякой помощи российской дипломатии, поскольку дипломаты чаще лишь создавали трудности для своих собратьев-миссионеров.

 

Нынешнее состояние нашей православной миссии в АТР характеризуеся тем, что во Владивостоке - богатейшем и наиболее дорогом городе России - много лет не могут достроить кафедральный Спасо-Преображенский собор по причине отсутствия жертвователей, равнодушия к этому делу общественности, бизнеса и местных властей.

Хотя во Владивосток ежегодно приезжают на поездах, автобусах, самолетах сотни тысяч китайских, японских, корейских туристов, которые любят заходить в православные храмы из любопытства - в поисках красоты, духовных и эстетических впечатлений.

При этом на Дальнем Востоке современные протестанты (христиане-евангелисты) уже всерьез заявляют о себе как «старейшей конфессии в крае» и даже пытаются оспаривать главную культурно- и духовнообразующую роль Русской православной церкви в этом регионе. Делают они это через вузовскую профессуру, через активную подготовку остепененных специалистов-ученых, штампующих исследования, в которых негативно оценивается роль РПЦ в Сибири и на Дальнем Востоке, искусственно возвеличивается роль штундистов, малокан, пятидесятников и иных религиозных организаций в истории региона. Ученые, преуспевающие на этой ниве, как правило, имеют родственников, проживающих за границей, и определенные коммерческие связи с пропагандируемыми ими сектами. Несмотря на все потери (очевидно, что мировое Православие крепко тогда, когда крепка православная Россия), миссия в Азии остается потенциальной задачей для нашего государства. Это связано с природным миссионерским призванием России.

К странам АТР сегодня привлечено внимание политиков, бизнесменов, миссионеров, социологов религии, поскольку это зона интереса многих ведущих мировых игроков. Азия становится главным промышленным и финансовым центром, сюда стекаются основные капиталы, это регион, богатый природными и людскими ресурсами. Значительная часть жителей этого большого пространства являются религиозными людьми. Перед атеистами тоже в ближайшие десятилетия встанет задача религиозного самоопределения.

Россия имеет обширный выход в Азию и АТР и поэтому обладает первейшим призванием для миссионерской работы. Понятно, что Россия в послереволюционные годы уничтожения Церкви многое утратила и сама по сию пору не смогла возродить все храмы, которые у нее были до революции. Но ее миссионерское призвание никто не сможет отнять, так как Россия и ее Церковь по факту многообразия народов на ее территориях, многочисленности инославных соседей у ее пределов является по Промыслу Божьему государством и Церковью миссионерскими.

Русское священство и монашество, русские государи, русский народ веками трудились, созидая церковь и государство - выстраивали великолепные храмы, с великим трудом осваивали дальние территории, которые освящались молитвой. Облагораживали и приобщали к цивилизации целые народы и этносы. Великие средства и усилия были вложены в созидание национальных церквей в Японии, Китае, Корее, Америке, Иране.

Но многое из миссионерских достижений Россия теряла, как правило - в одночасье. В Китае Русская церковь дважды утрачивала все результаты своих трудов. Во время «восстания боксеров» был сожжен знаменитый Бейгуань - Китайская духовная миссия, были вырезаны крещенные семьи китайцев. Но юная церковь в Китае восстала, за пятьдесят лет создала все вновь, укрепилась, чтобы... все потерять во время «Культурной революции». На сегодня в Харбине остались обезглавленные православные храмы, как отголосок великой миссионерской эпохи. Их основная часть занята музеями.

Правда, в последние десятилетия за счет Китайского государства, разрушавшего церкви, восстановлены некоторые православные храмы. Но в этих немногочисленных церквах нет священников, они остаются неосвященными, а в воскресные и праздничные дни верующие - в основном граждане Китая русского происхождения - молятся там мирским чином.

 

В Китае наблюдается рост интереса к протестантизму. И перед многими миллионами жителей Поднебесной, возможно, станет проблема религиозного выбора. Потому в спешном порядке в Азии заявляют свое присутствие греческие структуры православного Константинопольского патриархата, за спиной которого стоят США.

С 2000-х годов в АТР начали учреждаться митрополии и экзархаты этой церкви, ранее никогда не присутствовавшей в регионе. На сегодня учреждено 4 митрополии: Новозеландская; Корейская митрополия и Экзархат всего Верхнего Востока; Митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии и Филиппинский экзархат; митрополия Сингапура и Южной Азии. Они организуют сети школ, специализированных факультетов, больниц, организаций социального служения и т.д.

Константинопольский патриархат уже объявил о своей претензии на монопольное окормление азиатских стран. Русская православная церковь имеет лишь небольшое число приходов в разных странах АТР. Как правило, они имеют ставропигиальный статус, то есть непосредственно управляются Патриархом Московским и всея Руси, а не митрополитом или епископом этих территорий. По численности приходов исключением являются Филиппины (католическая страна), где у Русской православной церкви около 9 приходов и Индонезия (оплот мирового ислама), где существуют около 26 приходов Русской православной церкви за границей. Но в этих приходах численность православных не превышает тысячи человек.

В Ветхозаветной истории дан образ праведника - святого праведного Иова Многострадального, богатого ранее человека, но утратившего все по злобе диавола, начиная от имущества, семьи и до здоровья. Так попустил Господь. И этот праведник, сидя в ранах на гноище, ни разу не похулил Бога. И тем самым свидетельствовал о верности и любви праведника Своему Творцу. В итоге Господь вернул верному исповеднику все, что было утрачено, и даже с преизбытком - имущество, и семью, и здоровье.

Так и верные Русской церкви и Русскому государству после тяжелых испытаний всё могут обрести вновь, с преизбытком. Россия только должна быть верной Богу.

Владислава Николаевна Романова,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Источник: Столетие.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме