Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нужно не столько консенсус в понимании прошлого искать, сколько объединиться вокруг идеи созидания будущего

Сергей  ПроваторовАркадий   Бейненсон,

18.07.2017

provatorov.JPG Представляя члена Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, Сергея Проваторова, можно было бы сказать просто - он с Украины, где прямо сейчас происходят всем известные события, а потому взгляд его на соотечественное движение представляется особенно «острым».
Вместе с тем стоит отметить, что в ходе интервью для сайта Московского Дома соотечественника, самый, пожалуй, колоритный член ВКС коснулся не только современности, но и рассказал о своем видении революционных событий 1917-го года.

- Сергей Германович, первый вопрос, который у меня всегда возникает, когда я общаюсь с членами Всемирного координационного совета соотечественников - в чем ваша мотивация, зачем это вам? В чем вы видите свои задачи?

- Представлять и защищать интересы этнокультурного сообщества, к которому сам отношусь. Посильно защищать интересы моей Родины и её народа, в том числе и Малой Родины. Призывать к человеколюбию, доказывать необходимость сохранения и развития Украины для спасения моих соотечественников.

Если бы для решения этих задач меня позвали или направили заседать еще в десяти советах - национальных, межнациональных, международных - пошел бы работать в каждом, были бы силы и возможности.

Сейчас такое время, когда каждому человеку, чье сознание не сильно исковеркано прагматизмом и рационализмом, нужно прилагать максимум усилий для просвещения людей. Без просвещенности в умах невозможна выработка верных решений, и мы окончательно будем заведены в гибельный тупик. Многие фундаментальные и текущие вопросы и проблемы, начиная с понятийного аппарата, ясного простым людям, не разрешены, без чего невозможно построение будущего таким образом, чтобы улучшения стали видны каждый день без умственного перенапряжения. Когда цели, позитивный образ будущего станут понятными и приемлемыми для людских масс, а дела явно пойдут на поправку, только тогда высвободится созидательная энергия народонаселения.

Если где-то хуже, чем у нас, если у кого-то «нет перспектив», это не значит, что у нас «уже хорошо». Поэтому хотелось бы вместе с товарищами принимать участие в разработке возможных решений для выхода из угрожающих нам всем тупиков. Но не нужно думать, что «Проваторов склонен к высокопарному теоретизированию», хотя и слов из песни не выкинешь. В это же время у меня есть огромный «пучок» практических рецептов. Но для приготовления по ним «продуктов» нужно общее понимание основ построения будущей жизни и желание строить на их базе не очередные «потемкинские деревни», но крепкое и долговечное здание, где будут счастливо жить и творить человеки.

- В среде соотечественников, по крайней мере, среди тех из них, кого эта проблематика волнует, периодически возникают дискуссии на тему определения - кто же такой собственно соотечественник. Есть официальные версии, насколько они совпадают с вашими личными ощущениями? Соотечественник лично для вас - это кто?

- Упрощать здесь ничего не хочу. В делах технических, юридических, при исполнении определенных и грамотно выверенных функций, хороши рациональный подход, прагматизм, старые официальные определения и программы, проверенные временем. Но во всяком деле, приступая к любому предмету или явлению, человек должен понимать смыслы, цели, задачи и перспективы своей деятельности, руководствуясь согласованными в человеческом обществе нравственными принципами, идеалами, относиться к окружающему миру с любовью. Для меня смыслы, символы, идеи, идеалы и слова имеют большое значение - сакральное, символическое, теоретическое, но и практическое.

Посему, для меня соотечественник - прежде всего тот, кто с достаточной четкостью понимает необходимость возрождения Руси и построения, развития ее как Державы справедливости. Русь для меня - не то, что было, известное из описанной истории, и не то, что есть теперь, а то святое и светлое, к чему следует стремиться, осознавая свою человеческую сущность и божественные предопределения. И кто искренне в этом русле размышляет, предпринимает посильные правильные шаги, хоть что-нибудь, малую толику делает для возрождения и развития Руси, для счастливой жизни нашего народа, каждого человека, себя и меня среди них - тот мне соотечественник. В этой части предпочитаю быть неисправимым идеалистом.

Соотечественников должно связывать близкое по содержанию чувство Родины, Отечества, народа. Причем - деятельное. Остальные - сограждане, земляки, рядом живущие люди, население.

- Мы беседуем в год столетия русской революции. Тема, как ни печально, не становится менее болезненной. Кто-то говорит, что ее раскачивают извне, кто-то говорит, что это от того, что так и не возникло консенсуса относительно того, чем же стал 1917 год для русской истории. Но вы, в одном из комментариев в соцсетях, написали, что проблема оценки 1917-го года в нашей истории не ограничивается столетием. Что вы имели ввиду?

- Первое. Не было никакой «русской» революции. Были революции антимонархическая, буржуазная, социалистическая, коммунистическая - как угодно их именуйте, но не «русской». То, что революционный слом был организован в России и всосал в свой кровавый водоворот, в том числе и русское население, нанеся во многом до сих пор непоправимый ущерб русской культуре, - это не дает оснований называть его «русской революцией». Тут Русь ни при чем.

Второе. Например, исследователи писали и говорили, что в финансировании и подготовке революций участвовали некоторые представители старообрядческого сообщества. Почему? Возможно потому, что за столетия гонений накопились небезосновательные обиды. Они и сегодня не разрешены. По-видимому, для кого-то они «слишком мелки». Аналогичные малые и крупные проблемы - их можно формулировать сотнями, а то и тысячами - аккумулировались столетиями и десятилетиями не решались в преддверии катастрофы 1917 года точно так же, как впоследствии и в преддверии катастрофы 1991-го. Это как накопление газов в гниющем болоте - подбрось огоньку и может возникнуть взрыв, пожар.

Это болезненный вопрос о роли «элит» в целом, и роли монархии, и Русской Православной Церкви, и ответственности российской аристократии. Речь идет, прежде всего, об ответственности за вольное или невольное, осознанное или не осознанное создание предпосылок к развалу Российской империи; и за участие интеллигенции в тех или иных процессах, имевших негативные последствия на протяжении всего двадцатого столетия; и о консолидированной ответственности всего населения. Точно так же следует говорить и об ответственности за развал СССР вследствие продолжения «трендов и тенденций 1917-го». Из этих же корней выросла и нынешняя война за Украину...

Разве восстания возможны в государстве, где ведётся внутренняя и внешняя политика в интересах абсолютного большинства населения, где создаются условия для реализации принципов социальной справедливости? Нет, революции происходят там, где правящие верхушки создали неприемлемые или откровенно нестерпимые условия для большинства подданных или граждан, и в населении так вырастает ненависть к правящим стратам, что иногда возникает даже жажда иноземного вмешательства, лишь бы кровососы были сброшены с вершин власти.

И если в 1917-м произошли две революции, выходит, так называемые элиты или вообще не служили, или недостаточно хорошо служили в интересах государства и его подданных, позволяя возбуждать в натурах людей самые темные стороны, а уже те становились питательной средой для бунта и переворота. И происходило это не в течение одного десятилетия. Был ведь и 1905-й год. И, судя по последующим событиям, из него не были сделаны правильные выводы. Этим всегда пользуются те или иные силы, провоцирующие и совершающие перевороты ради достижения своих далеко идущих целей. А иногда и несколько лет достаточно, чтобы обрушить всякое уважение к властям. Посмотрите на краткое правление Януковича и его клики на Украине и что за этим последовало...

Что касается поисков консенсуса в оценках революции - может это и захватывающая гимнастика для ума, но для будущего - малополезное занятие.

Людские умы, государственные мужи, политики - все должны быть заняты созиданием справедливого устройства социального государства. Такого, где каждый гражданин, каждый житель страны мог бы чувствовать себя в безопасности, здоровым и сытым, достаточно обеспеченным, достойно живущим, творцом, а не рабом обстоятельств непреодолимой для него силы. И когда все усилия посвящены решению этой достойной задачи, поиски консенсуса о революциях будут развлекать очень узких специалистов, и обязательно станут подогреваться теми, кто скучает в условиях отсутствия кровопролития и грабежа, оправдываемых по обыкновению «революционной целесообразностью».

К тому же - вообще слишком много рефлексий по поводу прошлого, и катастрофически мало хватает психической и физической энергии на улучшение настоящего ради будущего. А такое улучшение требует колоссальных усилий, нуждающихся в единении всех институтов государства, в синергии во всех измерениях, слоях, на всех горизонтах и уровнях общества.

Мое глубокое убеждение - не поиск консенсуса относительно того, «чем же стал 1917 год для русской истории» необходим, а создание условий для консенсуса в целеполагании, выработке концепции и образа позитивного будущего, соответствующей новой парадигмы, краткосрочного, среднесрочного и дальнесрочного планирования, важны консолидация всех сил для реализации этих планов, и их успешное исполнение.
Вообще нужно не столько консенсус в понимании прошлого искать (его практически невозможно найти), сколько объединиться вокруг идеи созидания общего положительного будущего и в труде, направленном на воплощение этой идеи в жизнь.

- Дискуссия относительно того, один ли народ русские и украинцы, ведется довольно давно, и, конечно, невозможно дать ответ на этот вопрос в рамках одного интервью. Но все же, если абстрагироваться от современных политических реалий, просто-таки втягивающих всех нас в «воронку» простых решений - что общего у граждан России и Украины, и что их отличает?

- Дискуссия о том, «один ли народ русские и украинцы» - тупа, бесполезна и даже вредна. Она уводит от более важных вопросов и поиска правильных ответов на них. Вот, к примеру, скажите: русские и якуты - один народ или не один?

Нелегко найти даже среди людей, называющих себя русскими, одинаковые мнения о том, кто такие русские. Когда будет достигнута ясность в этом вопросе для большинства тех, кто самоидентифицируется русскими, тогда вы убедитесь окончательно, что, конечно же, нынешние украинцы и русские - не одно и то же.

Если бы они были одним народом, то и ценности исповедовали бы одни и те же, и назывались бы одним наименованием. Не их называли бы, а они назывались. Почувствуйте разницу. Если какое-то лицо, считающее себя этническим украинцем, скажет вам: «я - украинец, но я - русский украинец», тогда можно будет развить его мысль и утверждать: «он - тоже русский». В другом случае, рассуждения о том, что «украинцы - те же русские» - это фантазии третьих лиц, чем бы они ни были мотивированы. И если сегодня люди выходят на площадь и заявляют «мы украинцы, а не русские!», значит, они не русские: или не были ими никогда, или перестали ими быть в момент нового выбора своей самоидентификации.
К тому же, одно дело рассуждать о прошлом, другое - о нынешнем состоянии дел. Прошлое, действительно, многими тонкими нитями и толстыми канатами связывает теперешних украинцев и русских. Но рассуждая об общих чертах и о различиях не нужно путать и валить в одну кучу население, народ, национальность, нацию, этнокультурную идентификацию и гражданство, общность «по крови, роду-племени» и «по месту жительства», политические взгляды (есть и «политические русские», и «политические украинцы»), цивилизационное мироощущение, страну и государство, и многое другое. Это слишком тугой клубок, чтобы его развязать несколькими легкими усилиями и фразами. А ведь именно так, «втягивая в воронку простых решений», и пытаются делать. Но простых решений никогда не было, нет и не будет в обозримом будущем.
Украинцев и русских, проживающих в украинском государстве, к примеру, связывает территория, гражданство, соседство, для многих общие или в значительной мере схожие культура, язык, цивилизация. Мы здесь все - плоды одной цивилизации; даже, если говорить точнее, сразу двух цивилизаций - западноевропейской и русской. Сейчас обе эти связывающие нас цивилизации подвергаются разрушению едва ли не с одинаковой динамикой. Удары по ним наносятся повсеместно, и в Российской Федерации - тоже, а не только на Украине.

У нас общий язык. В основном своем составе и состоянии более-менее известные нам русский язык и украинская мова, как и другие славянские языки, - части одного разделенного языка наших предков. Мы живем на территориях государственных образований, возникших на обломках одной державы (с учетом исторической ретроспективы), на теле одной страны. У современных украинцев и русских основы культуры одни и те же; одинаковые фамилии, имена, отчества; едят они, как правило, одинаковую пищу. Все живут в одной и той же Евразии, а большая часть - в одной и той же «географической» Европе, в ареале распространения и европейской и русской цивилизаций одновременно. У государств общие «заборы». Посмотрите на законодательства, на многие традиции, на социальное поведение, поведенческие мотивы и стереотипы, на формы выражения эмоций, на антропологические характеристики - они, в основном, одни и те же. Точно так же обстоит дело и с вероисповедными ориентациями большинства населения - ортодоксальные христиане; или, выражаясь образно, язычники; или безбожники. Основной массив народонаселения, хоть и с множественными другими этническими вкраплениями, имеет славяно-русские корни.

Но во все схожести целенаправленно добавляются разделяющие подтексты. Чем их будет больше и с большей частотой в краткие промежутки времени добавлено, тем больше возникнет различий и тем устойчивее станет разделение.

Народ же полноценно может сформироваться только слиянием большого ряда сил и факторов в один целеустремленный поток, рвущийся к единым высоким целям. В сём ряду - крепкие кровнородственные связи; общие язык, культура, традиции, верования. Это и мировоззренческая парадигма, определяющая качества цивилизации, нравственные установки... И, наконец, добротное государственное управление, призванное цементировать единство народа и служить его сохранению и развитию. Сегодня же, трезво рассматривая сложившуюся ситуацию, приходится сомневаться, что понятие народ в его жизнеутверждающей полноте можно применить и к украинцам, и к русским. Перефразируя слова юмориста: сыр третьего сорта - не сыр, а сыворотка.

Беседовал Аркадий Бейненсон

 

Источник



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме