itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Христианство в золотой век толерантности

0
432
Время на чтение 4 минуты

Толерантность воистину стала богом века сего и общепризнанным лекарством от всех общественных бед. Если в прошедшие века нетерпимость к чужим верованиям, обычаям, образу жизни порождала всяческие конфликты - вплоть до самых тяжелых и кровавых, то с введением терпимости в жизненный канон цивилизованного мира стали расцветать сто цветов, никто не обижен и человечеству задан превосходный образец движения к всеобщему благоустройству.

Оно и можно было бы отчасти согласиться. Вежливость - пусть даже стократ неискренняя - все же лучше искренней грубости. В тяжких испытаниях - например, на войне или в опасном путешествии средь дикой природы - одной вежливостью, понятное дело, не обойдешься, но в комфортабельном городском быту - почему бы и нет?

Сложность только в том, что вежливость даже и в эпоху торжества толерантности носит довольно избирательный характер. Не будем говорить о сегодняшнем дне, когда самые невежливые нападки на Церковь (то, что называется нулевой толерантностью) сделались у особо цивилизованной части российской публики самым что ни на есть хорошим тоном. Допустим, что тут во всем виновны грехи священноначалия. С этим допущением, однако, не вполне согласуются такие случаи, когда немецкий журнал ставит на обложку карикатуру, которая изображает Папу Римского Бенедикта XVI в негодном виде. Какие такие грехи совершил римский первосвященник, что в рамках всепобеждающей толерантности надо изображать его обделавшимся? В России мы также наблюдали, как Патриарх Алексий II, ни в каких грехах не обвиняемый, получал от продвинутой публики потоки самого грубого хамства.

Семь лет назад в журнальной заметке - прошу прощения за автоцитату - я предлагал читателю проделать мысленный эксперимент. "Возьмем такой текст - "Некоторых, между прочим, очень бесят жиды в телевизоре, бесят в школах, бесят на всяких государственных мероприятиях. И жидовские праздники бесят"... Автор высказывания погибнет в либеральном общественном мнении...

Между тем в приведенном тексте нужно всего лишь поменять аргумент, заменив жида на попа, а жидовский праздник на крестный ход, чтобы получить типовое атеистическое высказывание, в либеральных кругах ничуть не считающееся неприемлемым".

С тех пор такие парадоксы избирательной толерантности стали более распространенными.

Отчасти это может быть связано с тем, что сама по себе дрессировка людей на предмет толерантности не предполагает какой-либо внешней благодатной помощи. Люди не делаются добрее, они делаются более дисциплинированными, но количество зла в душах при этом не уменьшается. Иногда эта диспропорция прорывается в совсем диких и страшных деяниях вроде массовых расстрелов, учиняемых сорвавшимися людьми в кинотеатрах и учебных заведениях. Но чаще работает относительно более мирный механизм, при котором толерантность сочетается со стигматизацией, т. е. с выделением какой-то группы людей, на которых толерантность не распространяется и по отношению к которым - можно.

Такая стигматизация бывает довольно причудлива. Сейчас в цивилизованном мире объектом ее стали, например, курильщики. При том, что в табакокурении нет ничего особенно хорошего, а запах табачного дыма может раздражать, сила и объем антикурительной кампании явно превосходит всякую разумную достаточность. С какого-то момента гигиенические соображения окончательно уступили более принципиальному "Чтобы служба медом не казалась", а равно и "Ату их!". Всласть излив свою ненависть (которая из души никуда и не девалась) дисциплинированный член общества после этого охотнее тянет лямку толерантности.

Вероятно, и религия, которая есть опиум для народа, также считается пригодной для стигматизации. По крайней мере, некоторые конфессии. Православие и католичество - в силу их ортодоксальности - уж точно годятся.

Стигматизация, однако, требует некоторого условия. Чтобы с чистой совестью ненавидеть, необходимо представлять себе стигматизируемую группу людей в образе врагов гармонического и толерантного общества, желающих причинить ему вред или даже вовсе разрушить.

И тут можно напомнить, что образцы высокотолерантного общества уже существовали в истории. Таковым обществом была Римская Империя II в. по Р. Х. (династия Антонинов).

Как писал историк-просветитель Э. Гиббон, "Политика императоров и сената в отношении религии удачно нашла себе поддержку в размышлениях просвещенной части подданных и в привычках их суеверной части. Все разнообразные культы, преобладавшие в римском мире, народ считал одинаково истинными, философы - одинаково ложными, а чиновники - одинаково полезными. Таким образом, терпимость порождала не только снисходительность друг к другу, но даже согласие между религиями... Античная эпоха была в этом отношении такой мягкой, что народы обращали больше внимания на сходства своих религиозных культов, чем на различия между ними". Не только толерантное отношения к различным культам, вплоть до самых экзотических, была присуща той эпохе. Чрезвычайная терпимость наблюдалась в области половой морали -- поздняя античность была совершенно чужда гомофобии, публичным процессиям Гелиогабала позавидовали бы и самые продвинутые организаторы гей-парадов. Национальной розни также не существовало. Наличествовало, правда, рабство, но и оно неуклонно смягчалось. В сущности, контуры Прекрасного Нового Мира были начертаны уже в эпоху Траяна и Адриана.

Между тем вся эта действительно высокая толерантность никак не мешала жестоким гонениям на христиан. Причем если гонения I в. можно списать на крайнюю порочность цезарей Нерона и Домициана, то во II в. наиболее жестокие гонения происходили не при худших, а при лучших императорах. Например, при Марке Аврелии. Причина такой кажущейся несообразности в том, что лучшие цезари, а равно и лучшие языческие мыслители искренне считали христианство учением, говоря по-нынешнему, тоталитарным. И то сказать, христиане не считали позднеантичное гниение золотым веком, но произносили ему недвусмысленное осуждение, произносили много высокопарных слов о том свете, когда и на этом жить так хорошо и приятно, и претендовали на высшую истину, что уж и вовсе нетолерантно. В формуле К. Поппера "Открытое общество и его враги" понятно, кем оказывались христиане. Просветители впоследствии приходили к сходному выводу: христиане разрушили терпимое и гуманное общество золотого века, приведя ойкумену в состояние дикости и фанатизма, присущих Темным Векам. А всякий золотой век чего-нибудь стоит, когда умеет себя защищать.

Сегодня, когда успехи толерантности все более напоминают успехи позднеантичного гниения, те, кто намерен вечно наслаждаться Прекрасным Новым Миром, высказывают христианству примерно те же претензии, видя в них врагов открытого общества. Совершенно, как во времена Марка Аврелия.


http://www.foma.ru/xristianstvo-v-zolotoj-vek-tolerantnosti.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Соколов
Все статьи Максим Соколов
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25