itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Нежеланные дети» - кто они? или Для чего нужно сохранять жизнь

Семья 
0
582
Время на чтение 13 минут


На вопросы интернет-журнала «Прихожанин» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы отвечает настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова). Обитель традиционно помогает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: одиноким женщинам, сиротам, родителям детей-инвалидов. Ежедневно матушка становится свидетелем тому, что каждую, даже самую трудную жизнь можно наполнить радостью и прожить достойно. А это значит, что у каждой жизни есть смысл. А потому наши вопросы к ней о самом главном: почему нужно дарить жизнь и сохранять жизнь даже тогда, когда близкие люди и обстоятельства оказываются против?

Матушка, словосочетание «нежеланный ребенок» прочно вошло в лексикон современного светского человека. Этот термин активно используют врачи, которые дают женщинам направление на аборт. Но что, по Вашему мнению, на самом деле означают эти слова? Имеет ли, образно говоря, право на жизнь такое определение?

Для меня словосочетание «нежеланный ребенок» - очень страшные слова. В нашей семье все дети были очень желанными. Одно из ярких воспоминаний моего детства: возвращаясь каждый день домой - с занятий ли, с прогулки ли, - я видела светящиеся окна своей квартиры на 9-м этаже. Глядя на них, всегда становилось спокойно: там тебя любят и ждут. И мне всегда хотелось идти домой, где бы я ни была. И, если мне приходилось где-то задерживаться, я переживала только об одном - что дома ждут и волнуются.

Вам, наверное, приходится отвечать на вопросы, почему нельзя делать аборты и зачем нужно рожать детей. Что Вы говорите женщинам, которые их задают?

Ко мне с такими вопросами обращаются крайне редко: ведь мы живем в монастыре. Для любого православного человека понятно, что дети рождаются не потому, что нам этого захотелось или не захотелось, - жизнь дает Господь. И, если женщина пытается воспрепятствовать своему ребенку родиться, она нарушает заповедь «не убий».

Современная медицина развивается стремительно, и сегодня беременная женщина по анализам может понять, здоров ли ее ребенок. Может и избавиться от него, если ребенок болен. Подобный поступок не считается безнравственным в современном светском обществе, и порой такие решения принимают совестливые в других жизненных вопросах люди. Как Вы думаете, почему это происходит?

На этот вопрос по-разному отвечают люди, имеющие разное мировоззрение. С точки зрения православного человека, как мы уже говорили, детей дает Бог. Господь не делает ошибок и дает каждому из нас именно то, что ему нужно. Это очевидно для христиан. Наверное, это также очевидно для людей, которые любят друг друга и понимают, что ребенок - это плод их любви, и каким бы он ни был, они готовы полюбить его и сделать дни или годы его жизни счастливыми и наполненными радостью. Для православных очень важно окрестить ребеночка. Пусть он проживет несколько дней или несколько лет, но в его появлении на свет всегда есть смысл. Но если человек отказывается преодолевать трудности, то он лишает себя возможности развиваться духовно.

Очевидно, что один из факторов, подталкивающий родителей сделать аборт по результатам анализов или отказаться от больного ребенка в роддоме, - это социальная незащищенность инвалидов. Хотя сейчас много делается для того, чтобы помочь семьям вырастить таких детишек, тем не менее пока этого недостаточно. Мама ребенка с инвалидностью не должна оставаться одна со своей бедой, она не должна погружаться в вакуум, ей жизненно необходимо понимать, что вокруг нее есть люди и организации, которые готовы ей помочь.

Проблемы у мам возникают еще в роддоме. Узнав о рождении ребенка-инвалида, женщина оказывается в состоянии шока, которое возникает независимо от того, знала она об этом заранее или нет. Именно в этот период ей нужна поддержка, на которой должны сконцентрироваться окружающие ее люди, чтобы донести до нее очень важную мысль: не стоит принимать поспешных решений. «Не только у тебя такой ребенок, - надо сказать маме. - Каким бы он ни был, он все равно замечательный, он твой, такого тебе дал Господь. Давай мы тебе поможем. Поедем в реабилитационный центр, найдем хороших врачей, может быть, сделаем операцию... Но даже если ничего нельзя сделать, давай потрудимся вместе, чтобы то время, которое он проживет на свете, ему было хорошо». И если мама услышит эти слова, есть вероятность, что она не откажется от своего ребенка. Хотя бы даже потому, что люди сопереживают ей и поддерживают ее.

Марфо-Мариинская обитель милосердия традиционно занимается социальной и благотворительной деятельностью. В поле Вашего зрения много людей, чьи дети больны, однако родители не избавились от таких детишек, не бросили их. Скажите, есть ли радость в общении с больным ребенком?

Любая мать, любящая свое дитя, любит его несмотря на все его недостатки - ее любовь не зависит от того, каков ее ребенок. А мать, воспитывающая ребенка-инвалида, любит его даже больше, поскольку больше уделяет ему времени, больше о нем заботится.

Когда видишь впервые некрасивого человека, в глаза бросаются внешние его недостатки. Но достаточно скоро, познакомившись с этим человеком, ты вовсе перестаешь их замечать, поскольку общаешься с его душой, которая может быть прекрасна. Так бывает и с детьми инвалидами: те, кто общается с ними, очень скоро перестают замечать их внешние недостатки и подпадают под воздействие их чистоты и радости.

Задача привить ребенку-инвалиду какой-нибудь навык по сути ничем не отличается от задачи научить здорового ребенка, например, танцевать. Единственное отличие - в отсутствии быстрого результата. Со здоровым ребенком иногда достаточно совсем немного позаниматься, и результат станет заметен. А если мы возьмемся учить ребенка-инвалида, например, держать в руках ложку - это может быть очень долгий процесс. Бывает так, что мы пытаемся научить ребенка-инвалида сидеть, но он научится только переворачиваться. Однако для него это будет огромный результат, очень важный и для его физического состояния: ведь если он научился сам менять положение своего тела, у него уже не будет пролежней. И этот небольшой результат становится поводом для большой радости, ведь это еще одна маленькая победа.

Любая мама, у которой ребеночек с особенностями, может рассказать очень много хороших и добрых историй, поделиться радостными переживаниями от жизни. И ни одна семья не может быть счастлива, если родители отказались от больного ребенка.

Надо только заметить, что большинство мам ведь не хотят отказываться от больных детей, но уже в роддоме их начинают к этому подталкивать. Это удивительно, но такое происходит в наши дни. Мы работаем с детишками с синдромом Дауна, и могу сказать, что 90 % детей остались в роддоме по той причине, что матерей уговорили отказаться от них. Причем уговорили, используя самые нечистоплотные методы: их убеждали, что ребенок умрет, не проживет и нескольких дней, что он никогда не встанет на ноги, будет, как сейчас говорят, «овощем» (ужасное слово!). Хотя дети с синдромом Дауна имеют огромный потенциал.

У нас был такой случай: как-то мы написали одной семье, чей ребенок находился у нас, и родители, узнав, что девочка жива, буквально примчались сюда. Они были в полной уверенности, что их дочь умерла. В слезах, держась за руки, муж и жена пришли с непоколебимым желанием забрать своего ребенка и рассказали нам жуткую историю. Оказалось, что, когда девочка родилась, врачи сказали маме, что ребенок очень слаб и что он не выживет, поэтому лучше его оставить в роддоме. Мама находилась под действием информации, что у нее родился ребенок с синдромом Дауна и он скоро умрет, а отца почему-то к ней не пускали. Ему тоже сказали, что ребенок болен, и заставили подписать заявление об отказе. Это было всего четыре года назад.

После приезда к нам эти родители буквально в считанные недели собрали все документы и взяли девочку домой. Сейчас они счастливы, присылают нам замечательные фотографии. В семье есть еще старший ребенок, который опекает свою сестричку и радуется, тому, что она у него появилась. Он просил маму с папой родить ему братика или сестренку, и вот теперь это счастливая семья.

Для православных людей выбор в таких ситуациях более очевиден. Как это? Целых два дня он будет жить! Да мы же можем его покрестить, похоронить по-христиански; конечно, отдайте нам ребенка. Пусть хоть два часа проживет!

Скажите, куда может обратиться за помощью женщина, которая, вопреки обстоятельствам и мнению близких, принимает решение сохранить ребенка? Есть ли своя горячая линия в церковной структуре?

Да, конечно. Можно обратиться за помощью через сайт Синодального отдела по благотворительности и социальному служению «Милосердие.ру». На сайте есть полная информация. В нашей обители также есть справочный телефон Службы милосердия, куда любой человек может позвонить и рассказать о своей беде. Операторы переадресуют звонок профильному специалисту.

Звонки мам, находящихся в кризисных ситуациях, сразу поступают в «Дом для мамы», где женщина может проконсультироваться со специалистом, который объяснит, что необходимо делать. Действительно, бывают вопиющие случаи, когда маму, желающую сохранить ребенка, не поддерживают родственники и она вынуждена уйти из семьи, чтобы выносить и родить ребенка. «Дом для мамы» принимает таких женщин, и они живут там до рождения ребенка. Им помогают и после родов, да и потом стараются каким-то образом устроить жизнь этих семей.

И даже мест на всех хватает?

Нет, мест недостаточно, но сейчас, к счастью, и во многом благодаря пристальному вниманию к этой проблеме Святейшего Патриарха подобные дома открываются практически во всех регионах. Поэтому, когда к нам обращаются кризисные мамочки, а места в московском «Доме для мамы» заняты, мы имеем возможность перенаправить их в Иваново, Владимир, Кострому. Оплачиваем переезд, договариваемся с региональной организацией, и мамы едут туда и получают помощь.

Еще одна важная проблема - это малообеспеченные семьи. Мы знаем, что в православных семьях родители не пользуются средствами контрацепции. Государство, декларируя необходимость улучшения демографической ситуации в нашей стране, к сожалению, пока не помогает или недостаточно помогает многодетным семьям. Христиане, конечно, дают возможность появиться на свет и третьему, и четвертому ребенку. Но если человек не имеет веры, то едва ли можно адресовать ему запрос общества о необходимости участия в увеличении численности населения. И получается, что на нужды общества откликаются православные люди, но общество (читай - государство) их нужды оставляет без внимания. Как можно помочь таким семьям?

Конечно же, таким семьям нужна государственная поддержка. Проблемы, которые перед ними стоят, только за счет церковной благотворительности в полном объеме решить невозможно. Мы работаем с просителями и стараемся помогать всем, но мы не можем качественно изменить положение многодетных семей. Таким семьям, как правило, не хватает жилплощади, им нужны денежные средства, няни. Перед мамой в многодетной семье стоит очень непростая задача: одного ребенка нужно отвезти в школу, другого - на секцию, третьего - на музыку, четвертого - к врачу. При этом у мамы на руках есть еще и младшие дети: может быть грудной ребенок и ребенок постарше, который только что научился ходить и стремится залезть всюду, куда у него получится. Со всеми детьми мама должна погулять, всех накормить (сходить в магазин за продуктами, приготовить обед), за всеми постирать; кому-то мама должна помочь выучить урок по музыке, кому-то - по английскому, с кем-то разобрать задачу по физике. Когда старшие дети подрастут, конечно, они помогают маме в ее заботах, но и им тоже мама должна уделять не меньше времени, чем младшим. Когда с работы вернется муж, его тоже нужно встретить, накормить ужином - ведь на его плечах лежит задача прокормить большую семью, и иногда для этого приходится совмещать два или три места работы, так что домой он приходит очень усталый. Я не понаслышке знаю, как живут многодетные семьи. Многие из них экономят каждую копейку, выкручиваются, приспосабливаются, но это очень тяжело как для родителей, так и для детей.

Мы, со своей стороны, насколько можем, конечно же, пытаемся помогать многодетным. Помимо оказания продовольственной и материальной помощи, помогаем решать проблемы со здоровьем, через Православную службу помощи «Милосердие» подбираем нянь. В этой службе есть особые курсы по подготовке нянь.

Было бы хорошо, чтобы таким семьям помогали прихожане того храма, в который они ходят. У кого нет возможности помогать финансово, могут помочь погулять с детьми, отвезти кого-то из детей на занятие.

Церковь призвана оказывать, прежде всего, духовную поддержку людям, которые несут свой крест, сохраняя жизнь детям, не отказываясь от больного ребенка. В чем конкретно она заключается, расскажите, пожалуйста.

Когда к нам приходят родители больного ребенка, мы на самом деле очень мало что можем сделать: мы не можем ни вылечить ребенка, ни удовлетворить все нужды семьи. Однако мы можем сделать другое - указать им путь в Церковь, путь к Богу. Здесь семья может научиться правильно понимать происходящее, понимать смысл страдания как средства для очищения души, понимать, для чего оно посылается. Ведь любую ситуацию легче перенести, когда ты понимаешь, зачем так случилось. Например, если человек теряет ногу на войне, ему легче принять это, чем если он потерял ее в результате какой-нибудь бестолковой оплошности. Поэтому если человек начнет понимать, для чего Господь посылает ему то или иное испытание, ему гораздо легче будет его принять и понести.

Церковь всегда поддерживала, утешала тех, кто в этом нуждался, а в наше время всем людям нужны утешение и любовь - не только тем, у кого какие-то большие сложности.

Одна из проблем, которая всегда мучает родителей детей-инвалидов, - неустроенная будущность их детей. Что станет с ребенком, когда ты умрешь? Скорее всего, он попадет в интернат, где о нем некому будет позаботиться. Эта безысходность тяжелым камнем ложится на плечи семьи, и кажется, что нет никакого выхода. Только в Церкви человек может понять, что есть Божественный Промысл и Господь устроит всё так, как для нас полезнее.

Нужно понимать, что социальная деятельность Церкви не может и не должна заменить государственную помощь и поддержку, в первую очередь, материальную, поскольку у Церкви - иные задачи. Церковь призвана помогать человеку в его духовной жизни.

Беседовала Екатерина Орлова

Прихожанин

Фото: Владимир Ходаков

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монахиня Елисавета (Позднякова)
Все статьи Монахиня Елисавета (Позднякова)
Семья
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности
Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар
26.03.2024
О проблемах многодетности в России
Многодетность — образ жизни?
23.03.2024
Что сказали Путину по госнацполитике и кадровым вопросам
Центральные СМИ не в полной мере информируют о проблемных вопросах
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04