Россия и Турция в контексте кипрской проблемы

Генассамблея ООН по Украине 
0
396
Время на чтение 5 минут

Россия и Турция в контексте кипрской проблемы

Динамика сирийского урегулирования в трёхстороннем формате Россия - Турция - Иран создаёт принципиально новую расстановку сил на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье, позволяя говорить о поиске развязок и других региональных конфликтов. В частности, как свидетельствуют турецкие источники, в Анкаре рассматривают возможность более активного подключения России к кипрскому урегулированию - особенно в условиях кризиса миротворческих усилий ООН, неопределённости с внешнеполитическими приоритетами новой администрации США и институционального паралича Европейского союза.

Турецкие СМИ не делают секрета из неудачи внешнеполитического курса Анкары на кипрском направлении. «На Кипре ситуация развивается против Турции», а её политика там «зашла в тупик», пишет турецкое издание Odatv.com. Другое издание Akşam считает, что именно Кипр должен стать следующей точкой приложения политических усилий России и Турции после достижения соглашения о прекращении огня в Сирии, причём помещает этот вопрос в контекст отношений с Соединёнными Штатами: «Представьте, Россия и Турция, действуя сообща, обеспечили режим прекращения огня в Сирии. А затем и кипрские переговоры благодаря усилиям двух стран пришли к определенной точке. Разве после всего этого США можно будет назвать сверхдержавой? - пишет Akşam. - Сближение Турции и России может дать важные результаты...»

Вопрос о том, что именно Россия должна стать движущей силой «перезагрузки» кипрского урегулирования (разумеется, в выгодном для Турции смысле) в Анкаре поднимают довольно часто. Тем более что периодически возобновляемые переговоры лидеров греческой и турецкой общин, а также Генсека ООН и председателя Еврокомиссии видимых результатов не дают. Турецкие политики и дипломаты строят свои расчёты, исходя из прочных позиций россиян в экономике Турции (в туристической сфере, в банковском деле, в сфере недвижимости), а также высокого уровня взаимодействия Москвы и Афин.

Следует подчеркнуть, что исторически кипрский конфликт был завязан на интересы не столько США, сколько Великобритании. После того как в 1960 году Кипр, бывший британской колонией, получил независимость, трёхсторонние переговоры между Англией, Грецией и Турцией определили его устройство как государства двух самоуправляемых общин - греческой и турецкой. Данное положение было закреплено в конституции страны. Баланс сил согласно Договору о гарантиях независимости Кипра поддерживался державами-гарантами - Великобританией, Грецией и Турцией. Великобритания сохранила за собой две военные базы - Акротири и Декелия. Кроме того, на остров были введены ограниченные воинские контингенты Греции и Турции.

Реакция Лондона на совершённый в Никосии 15 июля 1974 года военный переворот оказалась двойственной. Великобритания отказалась предпринимать самостоятельные действия, но дала понять Анкаре, что не будет возражать, если Турция сама возьмётся за «наведение порядка» на Кипре. Свои посреднические услуги в урегулировании конфликта предложили и США, но в откровенно протурецком формате. Тогдашний государственный секретарь США Генри Киссинджер передал властям Греции требования турецкой стороны, включавшие отстранение от власти нового кипрского лидера Никоса Сампсона, высылку с территории острова 650 греческих офицеров и размещение на острове турецких войск в качестве гаранта безопасности турок-киприотов.

Не дождавшись ответа из Афин, турецкие экспедиционные части 20 июля 1974 года высадились на севере Кипра и быстро продвинулись к центральным районам острова. В тот же день, 20 июля, Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 353, в которой потребовал вывести с территории Кипра все иностранные войска и призвал Грецию, Турцию и Великобританию немедленно начать переговоры о восстановлении мира на острове.

Однако начавшиеся в Женеве переговоры Турция попыталась использовать для обеспечения себе максимальных военных выгод. Анкара в ультимативном порядке потребовала от сменившего Никоса Сампсона кипрского президента Глафкоса Клеридиса преобразовать Кипр в федеративное государство, а в ответ на просьбу Клеридиса взять 36-часовую паузу для консультаций с Афинами и лидерами греков-киприотов возобновила военные действия. Этот шаг стал неожиданностью для Запада и даже породил разногласия между США и Великобританией. Как утверждал тогдашний британский министр иностранных дел и будущий премьер-министр Джеймс Каллагэн, госсекретарь США Генри Киссинджер заблокировал попытки Лондона военным путем воспрепятствовать односторонним действиям турецких войск на Кипре. В результате турецкая армия оккупировала даже большую территорию, чем та, на которой Анкара настаивала на переговорах в Женеве.

Советский Союз потребовал тогда не только вывода с территории Кипра иностранных войск, но и восстановления в стране конституционного правления. Об этом было заявлено 14 августа 1974 года на заседании Совета Безопасности ООН, призвавшего к «безотлагательному возобновлению переговоров с целью восстановления мира в этом районе и конституционного правительства на Кипре в соответствии с резолюцией 353 (1974)». К этому же призывала и поддержанная Советским Союзом резолюция Совета Безопасности ООН № 358 от 15 августа 1974 года, настаивавшая на «полном осуществлении» ранее принятых резолюций и «строгом соблюдении прекращения огня».

К середине августа 1974 года турецкие войск держали под своим контролем 38% территории Кипра и собственноручно установили разделительную линию (так называемая линия Аттилы; в международных документах - «Зелёная линия»), которую стали контролировать миротворцы ООН.

С тех пор уже более 40 лет найти политическое решение проблемы разделённого острова не удаётся. Ситуацию усугубляет гуманитарный фактор. В разгар конфликта 1974 года северные районы острова спешно покинули, по разным оценкам, от 180 до 200 тысяч человек, спасавшихся не только от турецкого экспедиционного корпуса, но и от местных турецких националистических организаций. Из греческой части острова бежали от 30 до 60 тысяч турок. Не оправдались и надежды Афин на поддержку со стороны мирового сообщества, в том числе из-за однозначно протурецкой позиции США. К февралю 1975 года на севере острова было провозглашено «Турецкое федеративное государство Кипр», впоследствии переименованное в «Турецкую Республику Северного Кипра» (ТРСК), контролирующую примерно 40% островной территории. Анкара признала это самопровозглашённое образование и стала всячески содействовать переселению на остров турок из Турции.

В последние годы ситуацию вокруг Кипра осложнил энергетический фактор. Первый раз это произошло ещё до событий 1974 года, когда в 1973 году в районе греческого острова Тасос были открыты богатые нефтяные месторождения, обострившие спор Греции и Турции по вопросу о принадлежности континентального шельфа.

А в 2011 году американская компания Noble Energy, ведущая разведку нефтяных запасов у южного побережья Кипра, получила данные, свидетельствующие о возможном залегании в районе острова крупных месторождений нефти. После этого конфликт между Никосией и ТРСК вышел на новый уровень. Правительство Кипра объявило международный тендер на выдачу лицензий на бурение, а руководство турок-киприотов в одностороннем порядке предоставило лицензию на работу на кипрском шельфе турецкой компании Turkish Petroleum Corporation. Анкара в сентябре 2011 года направила военные корабли для поддержки действий турецкой нефтяной компании у берегов Кипра.

Разведанные запасы нефти на шельфе Кипра, по некоторым оценкам, могут стать главным финансовым источником экономического развития острова и уже на первом этапе их освоения принести доход от 5 до 10 трлн долларов. Неудивительно, что интерес к освоению кипрского нефтеносного шельфа проявляют и другие страны. В частности, поспешил заключить контракт с Никосией Израиль, что встретило резко отрицательную реакцию Ливана, потребовавшего уважать в спорной акватории и его интересы.

Наконец, у кипрской проблемы есть ещё одно измерение, которое будет оказывать всё возрастающее влияние на политику Анкары. Это финансово-экономические трудности самой Турции.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Искендеров
Все статьи Петр Искендеров
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29