Матильда. Для кого-то важно, чтобы в России как можно больше людей друг друга ненавидели

0
540
Время на чтение 5 минут

Что за несчастливый человек - режиссер Алексей Учитель! За какой фильм ни возьмется, обязательно сыщутся недовольные. Вот, казалось бы, всем должно понравиться: любовная интрижка государя, почитаемого святым, название броское. И вот опять.

Где оскорбленному есть чувству уголок...

Чацкий

Что за несчастливый человек - режиссер Алексей Учитель! За какой фильм ни возьмется, обязательно сыщутся недовольные. Вот, казалось бы, всем должно понравиться: любовная интрижка государя, почитаемого святым. Название этакое броское, кассовое - «Матильда». И вот опять. Да что ж это!..

В чем причина? Не знаете? И почему другим везет? Вот взять «28 панфиловцев». Ну ведь ни диалогов, ни психологизма, ни любовной интриги. Даже разоблачения ужасов сталинизма нет. Ничего нет! Как это работает? Непонятно...

Кстати, любопытно пофантазировать, как Алексей Ефимович снял бы фильм про панфиловцев, кабы на него не нужно было побираться, что унизительно для Художника. Ну, что любовная интрижка там бы появилась, это понятно. А вот между кем и кем? Я замираю. Страшно предположить.

За поруганный невеждами шедевр Учителя вступился протодьякон Андрей Кураев. Это неудивительно. Вот если бы он вдруг вступился за канонизированного его Церковью страстотерпца, было бы удивительно, а так нормально.

Андрей Кураев опытный полемист. Он обратил внимание на тот факт, что суждения критиков основаны лишь на рекламном трейлере фильма. «Дуракам наполовину сделанную работу не показывают», - приложил критиков-торопыг протодьякон.

Имеется в виду, что только умный человек способен оценить шедевр по отраженью в капле росы. Для дураков это плохая новость: им придется смотреть шедевр целиком. Я им, честно говоря, не завидую.

Не государство оплачивало фильм - не государству и его запрещать (фото: ТПО Рок)

В трейлерах стараются показать все самое интересное. Если так, то самое интересное в грядущем шедевре - это обнажившаяся грудь балерины и то, как наследника престола бьют по лицу.

Охотник ли протодьякон Кураев до таких зрелищ, мне неведомо. Вряд ли. Не думаю. Скорее всего, он вступился за фильм по очень простой причине: те, кто собирал «голоса в поддержку», знали, кому звонить. Нажми на кнопку - получи результат.

И не важно, что результат этот только раздразнит противников фильма (милейшему ли Андрею Вячеславовичу вступаться за гражданственно неоднозначные явления - за него бы самого кто вступился). По большому счету это и нужно - скандал и разжигание вражды.

Для этого такие фильмы и снимаются. Для этого находят режиссеров, готовых их снимать, выделяют им деньги, запускают провокационные трейлеры - и так далее. Важно, чтобы в России как можно больше людей друг друга презирали и ненавидели.

Конечно, нигде никем так прямо не говорится.

Даллес никогда не озвучивал никакой «доктрины Даллеса». (Иначе он был бы не Даллесом, а дураком - сидел бы, фильмы про сиськи с мордобоем смотрел.) Но в упрощенном виде схема именно такова.

В 90-е годы к управлению культурой пришли люди, в глазах которых патриотизм, державность и консолидация общества относятся к негативным факторам. Они никуда не делись. Они работают. С ними дружат «творцы» (все сплошь талантливые ребята), которым грех не порадеть - не подкинуть деньжат на постановочку.

В десятые годы изменилось лишь одно: если раньше эти люди действовали в свое удовольствие, то теперь они еще и ведут борьбу - с «негативными тенденциями»: с теми самыми державностью, гордостью за страну и прочими «проявлениями тоталитаризма», которые вновь поднимают голову.

«Наследнику престола бьют морду? Хорошо! Ах, он еще и эрпэцэшный святой у них... Пусть тогда у нас на забор помочится - вот правда искусства будет».

Людей, которым претит практика запрета тех или иных культурных явлений по мотивам «оскорбленных чувств», я хорошо понимаю. Они боятся, что в первых рядах «оскорбленных» окажутся люди низменные и корыстные. Совестливый человек промолчит, а подлец или агрессивный дурак - выступит.

Дойдет до того, что закон «об оскорблении чувств» станет инструментом конкурентной борьбы. Ну, как в известные времена: понравилась соседская комната в коммуналке - напиши доносец.

Этого, конечно, совсем не хочется. Но нельзя же для того, чтобы предотвратить грядущую подлость, пестовать и холить подлость нынешнюю!

Да, кляузничать и доносить подло. Но и гадить там, где живешь, тоже подло. Растлевать наивных людей, которые в ответ на твою «Матильду» не усмехнутся презрительно, а простодушно примут все за чистую монету, - это не лучше, чем доносить.

Чтобы не провоцировать «охоту на ведьм» и тотальный погром в духе китайской «культурной революции», можно было принять простое решение (в кавычках «простое» - учитывая все те кабинетные и площадные противодействия этому решению, которые непременно возникнут) ­- не выделять государственных средств на постановки, в которых эти самые чувства будут оскорблены.

Не государство оплачивало - не государству и запрещать. У нас свободная страна, хочется представить отечественную историю «в необычном ракурсе» - на здоровье, но за свой счет и под свою ответственность.

Вот только кто и как будет решать - роняет предполагаемая постановка национальный престиж или не роняет? Для этого понадобятся худсоветы, сценарные комиссии и прочая всякая такая, страшно сказать, цензура. Ну а как еще? Или так - или погром.

В цензуре нет ничего страшного.

Во-первых, она у нас и так была, все эти годы, которые мы прожили якобы без нее.

Не устаю рассказывать и еще раз расскажу: в конце девяностых, в разгар «свободы слова», мой товарищ, литературный критик, написал статью в один известный литературный журнал. Среди прочего там речь шла и о пользе цензуры. Автору сказали: «Мы либеральное издание, у нас цензуру хвалить нельзя». Чик! - и вырезали этот абзац.

Это что касается того, была ли у нас цензура.

А что до ее пользы - то вспоминается мне рассказ кого-то из съемочной группы фильма «Покровские ворота» (был ли это сам Козаков или кто-то другой, не помню, врать не буду). Он как раз жаловался на цензуру - дескать, столько хороших придумок выкинула.

Например, когда к Костику приходит «вся такая противоречивая». Костик под завистливым взглядом Велюрова втаскивает ее за руку в комнату - и все. А у нас было так: камера показывает шкаф в коридоре. На шкафу стоит глобус. Глобус начинает ритмично раскачиваться...

И вот этакую «хорошую придумку» (а иначе говоря - пошлость, которую режиссер, увлекшись, не заметил) советская злодейка-цензура заметила и выкинула. (Сегодня, глядишь, в рекламный трейлер вставили бы. Только на глобус обязательно трусы повесить, а то вдруг непонятно будет кому-нибудь.)

Будут резать, будут стричь, творец будет пищать, визжать и жаловаться в комиссию по правам человека, но зато его не вываляют в перьях и не поднимут на кол, когда «негативные тенденции» (общественные чувства гордости и ответственности за страну) окончательно возобладают (а это непременно случится).

Разумный компромисс, как считаете?

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Пирогов
Все статьи Лев Пирогов
Последние комментарии