Уроки кроткого сердца

0
399
Время на чтение 6 минут

«Как человек ограниченный, грешный и немощный, я всю жизнь старался учиться, проверять себя, не доверяя себе ни в чем, что делаю и сейчас... Но все, что мне было дано, старался передать своей пастве».

В архиве Саратовской епархии по сей день хранится личное дело протоиерея Александра Ильина (1895-1971), служившего в Аркадаке в храме в честь Вознесения Христова с 1947 по 1949 год. Я всматриваюсь в почерк - классически изящный и мягко, смиренно склоненный; в синеву старинных чернил, в пожелтевшую фотографию...

Он происходил из крестьян Тверской губернии. До начала Германской войны успел окончить семинарию и один курс Духовной Академии. Потом служил в армии. Женился на дочери священника, сельской учительнице Александре Пономаревой. В 1922 году епископ Новоторжский Феофил, впоследствии расстрелянный, рукоположил Александра Ильина во иереи. Первым местом служения молодого священника стала церковь святой мученицы Параскевы в Торжке.

35‑й вопрос длинной анкеты: «Привлекался ли к судебной ответственности?». Привлекался - «1937-1942 год, 5 лет лагеря». В своих воспоминаниях отец Александр поясняет, что арестован был в том самом Торжке, вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими: «Матушка осталась с тремя детьми... Она переселилась к своему отцу, протоиерею Василию, а после его ареста в 1937 году осталась с детьми и своей матерью...».

После лагеря отец Александр жил на поселении в Ухте; туда к нему приехала супруга Александра Васильевна с младшей дочерью Варей (старший сын Ильиных Николай пропал без вести на фронте, средний, Евгений, еще воевал). И уже из Ухты они решили направиться в Аркадак - по совету одного из товарищей отца Александра по заключению, уроженца наших мест. Аркадакский период их жизни оказался нелегким - но и светлым тоже.

С 1944 по 1947 год отцу Александру не разрешали служить, а когда такая возможность наконец появилась - организовали настоящую травлю. Анонимный «коллектив верующих» писал донос за доносом...

Зато простые аркадакские прихожане сразу поняли, какой пастырь служит сейчас в их старинном храме. И просто горой встали на защиту батюшки. «Отец Александр - это единственный такой человек. Когда он совершает обедню, все плачут...» - так писали верующие тогдашнему правящему архиерею Саратовской епархии епископу Борису (Вику).

И отец Александр всегда вспоминал Аркадак добром: «Каждое воскресенье причащались до тридцати человек. В отдельные праздники было много причастников, так, в Троицын день 1948 года их у меня было до 800 человек». Кстати, в аркадакском Вознесенском храме протоиерея Александра поминают за каждой Литургией по сей день.

Тяжелая болезнь бесконечно любимой и почитаемой супруги Александры Васильевны, а также, возможно, и обстановка в Аркадаке заставили отца Александра искать священнического места в Ленинградской епархии - под омофором митрополита Григория (Чукова), ранее окормлявшего Саратов. Отец Александр служил в городе Луге, затем - в Великом Новгороде. Именно здесь отца Александра настигла самая большая боль и беда его жизни - смерть супруги. Из автобиографических записок, 1963 год: «Сколько раз я бывал в разлуке - в армии, в лагере, но я жил там надеждой вернуться в свой дом, к любящему сердцу. Теперь этого нет на земле, все опустело, стало как бы мертвым, и я стал как бы мертвым для окружающего <...> но знаю, что со мною Господь в том деле, на которое Он поставил меня, и Он-то через мою мертвенность и немощь делает Свое дело».

По свидетельству ухаживавших за смертельно больным отцом Александром монахинь последние слова его были - «Знаю, знаю». Он разговаривал с кем-то невидимым...

***

Отец Александр был из духовников тихих, кротких, бесконечно терпеливых, ничего людям не навязывающих, не требующих от них того, что выше духовных сил. Он ждал от своих духовных детей не послушания лично себе, а любви к Богу. Любви, которая жила в нем самом. Все его духовное наследие пронизано этим живым дыханием любви, любви алчущей, жаждущей, не мечтательной, но требующей действия. А центральным действием, главным проявлением любви ко Пресвятой Троице отец Александр считал сколь возможно частое (подчеркнем это) участие верных в Евхаристии - Причащение Святых Христовых Таин.

Что означает - сколь возможно частое? Конечно, не то, что любой человек может делать это, когда ему вздумается, хоть каждый день и без всякой подготовки. Отец Александр был убежден, что частота Причащения должна отражать духовный рост человека, а духовный рост, в свою очередь, невозможен без Причастия Христовых Таин - «главного источника нашей силы для исправления и духовного перерождения христианина». В своих работах протоиерей Александр Ильин показывал, что охлаждение христиан к вере всегда выражалось в пренебрежении Таинством Евхаристии, в нежелании приобщаться Хрис­ту. Впрямь, если мы вспомним, что в предреволюционной России многие, казалось бы, верующие люди считали совершенно нормальным причащаться один раз в год, Великим постом, и с недоумением спрашивали, зачем делать это в иное время, мы что-то, может быть, поймем в последовавших событиях.

Надо сказать, вопрос о допустимой или необходимой частоте Приобщения для мирян всегда порождал в Церкви разногласия. И у отца Александра из-за этого возникали если не конфликты, то, по крайне мере, напряженные ситуации. И вот здесь кроткий и смиренный батюшка был решителен и тверд, даже если его оппонентом оказывался правящий архиерей. Он защищал не себя, не личную точку зрения, но то, что унаследовано нами от древней Церкви и святых отцов, множество цитат из которых он приводил и в своей диссертации «Причастие Святых Таин в жизни православного человека». Обращался он также и к наследию не прославленных тогда еще и очень мало кому известных русских духовных учителей XIX века - Феофана, затворника Вышенского, святителя Игнатия Брянчанинова, наконец, протоиерея Иоанна Сергиева - святого праведного Иоанна Кронштадтского. В годы, когда все это духовное богатство лежало под спудом, отец Александр для многих стал проводником к нему, даже, можно сказать, проводом, каналом, по которому оно поступало к людям.

Для нас, сегодняшних, всё это в открытом доступе; но уроки отца Александра необходимы и нам. Я бы назвала их уроками кроткого сердца - потому что только истинная кротость, смирение, отсутствие всякого сопротивления Богу и всякого превозношения над другими может привести человека к такой помогающей, исцеляющей мудрости.

Как часто это бывает: человек, искренне устремившийся к вере, ко Христу, желающий жизни с Ним, сталкивается с огромными, с нескончаемыми трудностями. Он не видит перемен в себе, не получает тех плодов, которых ждал, не может понять причину своей неуспешности в духовной жизни. И у него возникает мысль, что эта жизнь в настоящем ее виде возможна лишь для единиц, для неких избранных Богом людей. Отец Александр говорил таким страждущим о необходимости доверия и терпения: «Нельзя требовать от себя того, что пока нам не по силам, например, желать нерассеянной молитвы, когда ты еще на нее не способен. Это происходит от духовного невежества и от гордости <...> Человек как почка. Если попробуешь его развернуть раньше времени, то погубишь. Придет время - и почка раскроется, так и сердце человеческое. <...> До времени не надо насиловать почку. Когда сердце очистится, оно само раскроется...».

Мысли отца Александра, даже выхваченные из контекста, встряхивают и заставляют заглянуть в себя, вглубь. Например: «Обиду вырвешь из сердца только тогда, когда будешь вместе с обидчиком радоваться его радостью». Заметьте - не о том речь, чтобы не злорадствовать, если у обидчика несчастье, а о бОльшем - о сорадости ему. Нам ведь радоваться за другого - особенно если этот другой получил то, чего нам не дают - труднее, чем сострадать ему в несчастье. Таким образом пастырь показывает нам необходимость максимального усилия.

...Или другая мысль - о том, что смирение и любовь в миру, стремление «не сказать никому ни одного огорчительного слова» - выше стремления пойти в монастырь. В монастырь ведь если идти, то только так: не от чувства своей избранности на «особый путь», а от сознания своей немощи, неспособности противостоять соблазнам мира.

В оттепельных 60‑х раскрепостилась мода: юбки поползли от колен вверх. Один ревностный прихожанин стал жаловаться батюшке на непристойность и соблазнительность вида многих женщин. Отец Александр кратко и кротко дал этому человеку понять, что беда не в женщинах и не в юбках, а в нем самом; осуждать же никого не нужно. Неосуждение, отказ от всякого суда над другими - то, к чему отец Александр возвращался вновь и вновь. Он говорил своим прихожанам о том, что за всякий понесенный, прощеный чужой грех они получат воздаяние - духовный плод, радость и мир в сердце. «У смирения нет глаз, чтобы видеть чужой грех, - говорил отец Александр, - и нет языка, чтоб говорить о нем».

И в самые тяжелые для Церкви - хрущевские, и в позднейшие годы у отца Александра было много духовных детей, много людей искали с ним встречи. И он производил на этих людей невероятное впечатление. Из воспоминаний:

«Во время первой же беседы батюшка объяснил, что самое главное - не в том, чтобы не падать, а в том, чтобы вставать. Он учил вставать. Он посеял в душе такие зерна, которые прорастают и растут в человеке через всю его жизнь».

И еще - о том, чего так недостает мне и таким, как я, рассеянным, несобранным, находящим ложное утешение в пустословии:

«Просто так говорить с ним о пустом было невозможно. Настолько все было серьезно, все значимо. Он так, видимо, чувствовал близость Божию, что не смел в этом Присутствии ни на минуточку расслабиться. Такое ощущение».

Газета «Православная вера» № 22 (594)

Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31