«Сто лет со дня возвращения Патриарха. Сколько осталось ждать Царя?»

0
2188
Время на чтение 5 минут

Сто лет назад, в черный для России 1917 год, Русский мир смог восстановить институт Патриаршества.

Каноническое право Православной Церкви совершенно определенно со времен апостольских говорит о том, что «епископам всякого народа подобает знати первого в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения. Ибо так будет единомыслие и прославится Бог» (34-е апостольское правило). Законное управление Церковью через Соборы и власть Первоиерарха во многом спасло Православие от окончательного уничтожения во времена безбожного большевистского правления.

Это было то каноническое устроение, которому Русская Православная Церковь следовала на протяжении всей своей истории. Лишь в синодальный период (1700-1917) наша Поместная Церковь в силу канонической икономии была лишена Соборов и Патриаршества. Идеологические волны западного влияния в этот период пагубно отразились и на организации верховного управления церковной жизнью.

На фоне разворачивавшейся великой русской трагедии начала XX столетия и радикализации русского общества в том же обществе параллельно ширилось и противоположное стремление - возродить церковные традиции. В прессе активно обсуждались вопросы церковной жизни.

Так, в свое время даже созыв Предсоборного присутствия был инициирован Государем Императором Николаем Александровичем после прочтения статей Л. А. Тихомирова под общим названием «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903), где была сформулирована цельная каноническо-управленческая система.

Л. А. Тихомиров предлагал возродить Патриаршество, отдав управительную власть Св. Синода, бывшую коллегиальной, в единоличные руки главного епископа Русской Православной Церкви - Патриарха, а остальным членам Св. Синода оставив функции совещательные (причем предлагал усилить епископский его состав опытными и учеными архимандритами и протоиереями для консультаций). Для обер-прокурора оставлялись функции надзора за законностью течения дел церковного управления, общение же Государя по различным церковным и церковно-государственным делам с Церковью предлагалось осуществлять непосредственно с Патриархом.

Особое Предсоборное присутствие работало с 8 марта по 15 декабря 1906 года в двух сессиях и подготовило подробнейшие рекомендации по различным вопросам церковной жизни для разрешения их на предстоящем Поместном Соборе. Но революция 1905-1907 годов, а затем Великая мировая война не благоприятствовали началу этого великого дела.

Только после Февральской революции 1917 года огромная работа, проведенная в рамках Предсоборного присутствия и Предсоборного совещания 1912-1914 годов, была востребована.

Но на Соборе 1917 года оказалось достаточно много людей, искренне православных, «патриархистов», по выражению владыки Илариона (Троицкого), для которых «февральские свободы» не имели никакой заманчивой силы.

Позицию православных «патриархистов» ярко выразил председатель отдела Высшего церковного управления епископ Астраханский Митрофан. «Во все опасные моменты русской жизни, - говорил Владыка на заседании 11 октября, - когда кормило церковное начинало накреняться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой. Так было в смутные 1905-1906 годы, так - и в 1917 год. Время повелительно требует подвига, дерзновения. И народ желает видеть во главе жизни Церкви живую личность, которая собрала бы живые народные силы. Нам нужен Патриарх как духовный вождь, руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и подвигу, и сам первый шел бы впереди».

Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в кремлевском Успенском соборе.

Главное дело Поместного Собора - восстановление Патриаршества - свершилось и дало Русской Церкви и православным людям в годы жесточайших кровавых гонений возможность не остаться без своего Святейшего Предстоятеля.

Двести лет потребовалось русскому обществу после Петра I, чтобы восстановить у себя каноническое церковное управление, возродить властный институт Патриаршества.

Таким образом, эпоха, длившаяся с момента установления Патриаршества в 1589 году до его ликвидации в 1721-м, оказывается существенно меньшей по сравнению с безвременьем синодального периода: 132 года против 197 лет. И несмотря на это, Патриаршество не было забыто, народ к нему вернулся.

Если же подобные расчеты приложить к русской Монархии, то мы имеем куда более значительную диспропорцию: 1035 лет самодержавного правления против 100 лет советской власти. Так, если в 1917 году мы смогли добиться возвращения к Патриаршеству, которое существовало меньшее количество лет, чем его синодальный суррогат, то что сейчас мешает нам вернуть Монархию, при которой Россия жила в 10 раз дольше, чем при псевдореспубликанских институтах власти?

Надеюсь, что нам не понадобится целое столетие, чтобы, как в случае с Патриаршеством, осознать необходимость единственно возможной формы существования Русского государства - Православного Царства. Невозможно, да и совершенно не нужно повторять исторические формы Империи, существовавшей до 1917 года, но можно возродить сам монархический принцип государственной власти, который сплотил более тысячи лет назад славянские и неславянские племена в величайшем государстве в мире.

Монархия василевсов Царьграда весьма отличается от Монархии московских собирателей земель, а та, в свою очередь, - от Монархии петербургских Императоров.

Приход демократии на смену Монархии и наоборот не раз происходил в истории человечества.

Первый Рим начинал с Царей, пробовал несколько веков жить при республике и вернулся обратно к Императорской власти.

Не нужно бессмысленно терять двести лет, как в случае с институтом Патриаршества, чтобы вернуться к исторической, доказавшей свою национальную эффективность Монархии.

Как «патриархисты» сто лет назад смогли утвердить необходимость власти Патриарха для предстоявших Русскому миру испытаний, так и сегодняшние «монархисты» должны убедить современное русское общество в том, что если Россия хочет сохраниться как суверенная страна для будущих поколений, то восстановление Царской власти сегодня так же необходимо, как празднуемое нами сегодня восстановление Патриаршества 100 лет назад.

Давайте не будем ждать еще сто лет.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Малофеев
В Нижнем Новгороде состоялись общее
собрание и молодежный форум регионального отделения ВРНС
24.10.2023
Напугать не получится: Константин Малофеев
дал эксклюзивное интервью сразу после покушения
07.03.2023
Все статьи Константин Малофеев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28