О боли за Церковь и о счастье пребывания в ней

0
374
Время на чтение 6 минут

Книга Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина «Полюбить Церковь» начисто лишена двух вещей: официозности и ложной благостности. Владыка Лонгин говорит о том, что его волнует сегодня, что у него болит; говорит как пастырь, как архипастырь, как христианин. Но не как «большой церковный начальник» или «представитель Церкви».

Книга обращена не только непосредственно к пастве: она будет интересна разным людям, в том числе и тем, кто не перешагнул еще порог православного храма, однако же слышит в сердце Божий зов и задает свои первые вопросы - подчас совсем не легкие и не комфортные для отвечающего. В книге «Полюбить Церковь» такой человек найдет ответы честные.

Церковь сегодня живет и проповедует в мире, где на место Бога поставлено человеческое «я». Это очень хорошо заметно, даже по разговорам в интеллигентской среде. «Бога я, пожалуй, принимаю, но вот Церкви принять не могу», - говорит человек, бессознательно превращая Творца в некоего просителя, которого он - центр Вселенной - может, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, принять или не принять. Собственное «я» становится для человека критерием истины, мерой всех вещей, решающим аргументом в выборе пути.

Вводная глава книги «О собственном "я" и отношениях с Богом» разъясняет, какая страшная подмена при этом происходит, какую лавину последствий в нашей общей жизни, в культуре, во взаимоотношениях между людьми эта подмена вызывает. А как видит человека христианство? Какой путь необходимо пройти каждому из нас, чтобы собственное «я» уступило, наконец, место Богу? Полагаю, для многих прочтение книги могло бы стать первым шагом, по крайней мере, поводом задуматься.

Духовный путь христианина невозможен без чтения Священного Писания. Но почему нам так трудно подчас его читать? Как преодолеть барьеры, как научиться видеть в каждой странице жизненно важный, спасительный смысл? И главное - почему одного человека Новый Завет переворачивает, а другой, вроде бы и неглупый, прочитав, пожимает плечами... и остается холодным?

А как открыть для себя православное богослужение, как научиться - не просто «отстаивать» всенощную, исполняя некий долг, а духовно участвовать в службе Богу? Она ведь совсем непростая, эта служба, долгая, утомительная, да еще и язык «непонятный»...

Как научиться видеть свою греховность, как начать борьбу со страстями? А что есть послушание - потеря свободы или наоборот? Как быть, если нет мудрого и опытного духовника? Ответ за ответом, страница за страницей - книга помогает человеку войти в Церковь, стать ее чадом, двигаться к тому, чтобы по-настоящему ее полюбить.

Но любовь - это ведь всегда и боль тоже. Многие страницы книги нельзя назвать иначе, как горькими. И едва ли не самое горькое для правящего архиерея - теплохладность многих священников и будущих священников, то есть семинаристов: «...в основном, конечно, духовенство исповедуется мало, и это очень большая беда <...> Более того, в этом корень многих серьезных проблем нашей церковной жизни. Каждый священнослужитель должен понимать, что принятие священного сана не снимает с клирика тех обязанностей христианина, которые несут миряне, а наоборот, требует их исполнения в еще большей степени».

Но есть и другие страницы - радостные. Например, рассказ о возрожденной в нашей епархии древней практике крещения оглашенных: о крещальных Литургиях, о тех взрослых, очень разных, подчас и немолодых, и даже совсем старых людях, которые очень сознательно и ответственно принимают решение - креститься, войти в Церковь. И встречают в ней то, чего, может быть, не хватало раньше: внимательное, серьезное и доброе отношение.

Последние два десятилетия жизни Русской Церкви не были безмятежными, не были простыми, напротив: чем больше делалось, тем больше возникало проблем, разногласий и дискуссий. Что, в общем, нормально и говорит только о том, что жизнь продолжается. Но как важно для каждого из нас - вовремя услышать слово взвешенное, без перехлестов и крайностей, основанное на традиции и на личном опыте архипастыря.

Один из самых дискуссионных и самых болезненных вопросов - участие мирян в Евхаристии, связь меж исповедью и Причастием, частота причащения для мирян. Именно в последнем пункте мы сталкиваемся с крайностями: от «непременно каждое воскресенье, иначе ты не христианин» до «не чаще, чем четыре раза в год, после долгого говения». Владыка Лонгин объясняет, что крайности в отношении к таинствам Церкви неуместны: «К сожалению, у нас сегодня многие люди <...> болеют одной и той же болезнью. Им хочется некую практику <...> сделать строго обязательной и жесточайшим образом отсечь все, что ей не соответствует». По убеждению автора, исповедь перед Причастием необходима в абсолютном большинстве случаев, но все же не всегда - бывают исключения; а частота Причащения должна отражать интенсивность церковной жизни христианина.

Практика церковной жизни может быть разумной и гибкой, но есть вещи, в которых гибкость проявлять нельзя. И Митрополит Лонгин говорит о них со всей твердостью. Например - о недопустимости распространенного по сей день крещения взрослых окроплением, без погружения в воду.

В бурных дискуссиях о церковной жизни, о нормах поведения в храме, о разумности или чрезмерности некоторых требований часто звучит слово «фарисейство». Фарисейство - это реальность, это как бы тень Церкви, неотступно следующая за нею: но как найти грань между этим печальным явлением и благочестием, которое ведь и внешне тоже выражаться должно? Этой проблеме также уделено место в книге Митрополита Лонгина.

Беседуя с читателем, автор идет по болевым точкам непростых взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества; он помогает понять и принять то, что люди принимают не сразу. Например: почему «церковники» вкладывают огромные деньги в строительство храмов вместо того, чтобы построить, скажем, детскую больницу, помочь инвалидам, сиротам? Или - о какой милости Божией можно говорить, если рушится с неба самолет, а в нем столько людей, детей? Читатель книги «Полюбить Церковь» получит ответы, повторюсь, честные.

Очень интересна заключительная часть книги - та, где Владыка рассказывает о некоторых этапах своего собственного пути в Церкви: об учебе в духовной семинарии, о жизни в Троице-Сергиевой Лавре, которая тогда, в советские еще годы, казалась просто другой планетой; о поездках в Болгарию и на Афон, где само время, кажется, течет по-другому, где идет жизнь без привычных нам компромиссов с христианской совестью...

...А еще - о том, как в начале 90‑х будущего митрополита, тогда еще молодого лаврского игумена, назначили настоятелем московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры - к его великому, надо сказать, огорчению, потому что труд этот представлялся совершенно неподъемным. «Подворья как такового не существовало, - вспоминает Владыка Лонгин, - сохранился Троицкий храм, который раньше был приходским, и несколько монастырских зданий. <...> В храме размещался Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Храм был разделен перегородками на несколько этажей и множество комнат-клетушек. В Митрополичьих палатах был детский сад МВД. Бывший братский корпус был совершенно заброшен, в нем жили бомжи <...> У меня не было ничего, кроме Указа Патриарха о моем назначении, - ни денег, ни жилья, вообще ничего! Но делать-то что-то надо...»

Дальше рассказ становится остросюжетным. Оркестр, вопреки принятому уже властями решению, подворье освобождать никак не хотел, и в итоге игумену Лонгину со сложившейся уже приходской общиной пришлось брать подворский храм штурмом - ни в каком не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. Однако штурм - это совсем не самое трудное. Отстроить, возродить - вот самое трудное и одновременно - самое радостное: «Как горяча была молитва, когда мы наконец-то молились в своем храме, когда отстояли его, когда сняли перекрытия, когда просто его обуютили в самом простом смысле этого слова. Это была такая радость, такое счастье!»

Пребывать в состоянии такого счастья постоянно, увы, не получается. Ни у нас, грешных, ни уж тем паче у правящего архиерея: его крест тяжелей многих иных, и мы, может быть, даже и не представим себя никогда на его месте. И тем не менее книга «Полюбить Церковь» - книга о счастье. О счастье пребывать в Церкви - в неразрывной связи со Христом.

Газета «Православная вера» № 22 (594)

Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06