Книга Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина «Полюбить Церковь» начисто лишена двух вещей: официозности и ложной благостности. Владыка Лонгин говорит о том, что его волнует сегодня, что у него болит; говорит как пастырь, как архипастырь, как христианин. Но не как «большой церковный начальник» или «представитель Церкви».
Книга обращена не только непосредственно к пастве: она будет интересна разным людям, в том числе и тем, кто не перешагнул еще порог православного храма, однако же слышит в сердце Божий зов и задает свои первые вопросы - подчас совсем не легкие и не комфортные для отвечающего. В книге «Полюбить Церковь» такой человек найдет ответы честные.
Церковь сегодня живет и проповедует в мире, где на место Бога поставлено человеческое «я». Это очень хорошо заметно, даже по разговорам в интеллигентской среде. «Бога я, пожалуй, принимаю, но вот Церкви принять не могу», - говорит человек, бессознательно превращая Творца в некоего просителя, которого он - центр Вселенной - может, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, принять или не принять. Собственное «я» становится для человека критерием истины, мерой всех вещей, решающим аргументом в выборе пути.
Вводная глава книги «О собственном "я" и отношениях с Богом» разъясняет, какая страшная подмена при этом происходит, какую лавину последствий в нашей общей жизни, в культуре, во взаимоотношениях между людьми эта подмена вызывает. А как видит человека христианство? Какой путь необходимо пройти каждому из нас, чтобы собственное «я» уступило, наконец, место Богу? Полагаю, для многих прочтение книги могло бы стать первым шагом, по крайней мере, поводом задуматься.
Духовный путь христианина невозможен без чтения Священного Писания. Но почему нам так трудно подчас его читать? Как преодолеть барьеры, как научиться видеть в каждой странице жизненно важный, спасительный смысл? И главное - почему одного человека Новый Завет переворачивает, а другой, вроде бы и неглупый, прочитав, пожимает плечами... и остается холодным?
А как открыть для себя православное богослужение, как научиться - не просто «отстаивать» всенощную, исполняя некий долг, а духовно участвовать в службе Богу? Она ведь совсем непростая, эта служба, долгая, утомительная, да еще и язык «непонятный»...
Как научиться видеть свою греховность, как начать борьбу со страстями? А что есть послушание - потеря свободы или наоборот? Как быть, если нет мудрого и опытного духовника? Ответ за ответом, страница за страницей - книга помогает человеку войти в Церковь, стать ее чадом, двигаться к тому, чтобы по-настоящему ее полюбить.
Но любовь - это ведь всегда и боль тоже. Многие страницы книги нельзя назвать иначе, как горькими. И едва ли не самое горькое для правящего архиерея - теплохладность многих священников и будущих священников, то есть семинаристов: «...в основном, конечно, духовенство исповедуется мало, и это очень большая беда <...> Более того, в этом корень многих серьезных проблем нашей церковной жизни. Каждый священнослужитель должен понимать, что принятие священного сана не снимает с клирика тех обязанностей христианина, которые несут миряне, а наоборот, требует их исполнения в еще большей степени».
Но есть и другие страницы - радостные. Например, рассказ о возрожденной в нашей епархии древней практике крещения оглашенных: о крещальных Литургиях, о тех взрослых, очень разных, подчас и немолодых, и даже совсем старых людях, которые очень сознательно и ответственно принимают решение - креститься, войти в Церковь. И встречают в ней то, чего, может быть, не хватало раньше: внимательное, серьезное и доброе отношение.
Последние два десятилетия жизни Русской Церкви не были безмятежными, не были простыми, напротив: чем больше делалось, тем больше возникало проблем, разногласий и дискуссий. Что, в общем, нормально и говорит только о том, что жизнь продолжается. Но как важно для каждого из нас - вовремя услышать слово взвешенное, без перехлестов и крайностей, основанное на традиции и на личном опыте архипастыря.
Один из самых дискуссионных и самых болезненных вопросов - участие мирян в Евхаристии, связь меж исповедью и Причастием, частота причащения для мирян. Именно в последнем пункте мы сталкиваемся с крайностями: от «непременно каждое воскресенье, иначе ты не христианин» до «не чаще, чем четыре раза в год, после долгого говения». Владыка Лонгин объясняет, что крайности в отношении к таинствам Церкви неуместны: «К сожалению, у нас сегодня многие люди <...> болеют одной и той же болезнью. Им хочется некую практику <...> сделать строго обязательной и жесточайшим образом отсечь все, что ей не соответствует». По убеждению автора, исповедь перед Причастием необходима в абсолютном большинстве случаев, но все же не всегда - бывают исключения; а частота Причащения должна отражать интенсивность церковной жизни христианина.
Практика церковной жизни может быть разумной и гибкой, но есть вещи, в которых гибкость проявлять нельзя. И Митрополит Лонгин говорит о них со всей твердостью. Например - о недопустимости распространенного по сей день крещения взрослых окроплением, без погружения в воду.
В бурных дискуссиях о церковной жизни, о нормах поведения в храме, о разумности или чрезмерности некоторых требований часто звучит слово «фарисейство». Фарисейство - это реальность, это как бы тень Церкви, неотступно следующая за нею: но как найти грань между этим печальным явлением и благочестием, которое ведь и внешне тоже выражаться должно? Этой проблеме также уделено место в книге Митрополита Лонгина.
Беседуя с читателем, автор идет по болевым точкам непростых взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества; он помогает понять и принять то, что люди принимают не сразу. Например: почему «церковники» вкладывают огромные деньги в строительство храмов вместо того, чтобы построить, скажем, детскую больницу, помочь инвалидам, сиротам? Или - о какой милости Божией можно говорить, если рушится с неба самолет, а в нем столько людей, детей? Читатель книги «Полюбить Церковь» получит ответы, повторюсь, честные.
Очень интересна заключительная часть книги - та, где Владыка рассказывает о некоторых этапах своего собственного пути в Церкви: об учебе в духовной семинарии, о жизни в Троице-Сергиевой Лавре, которая тогда, в советские еще годы, казалась просто другой планетой; о поездках в Болгарию и на Афон, где само время, кажется, течет по-другому, где идет жизнь без привычных нам компромиссов с христианской совестью...
...А еще - о том, как в начале 90‑х будущего митрополита, тогда еще молодого лаврского игумена, назначили настоятелем московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры - к его великому, надо сказать, огорчению, потому что труд этот представлялся совершенно неподъемным. «Подворья как такового не существовало, - вспоминает Владыка Лонгин, - сохранился Троицкий храм, который раньше был приходским, и несколько монастырских зданий. <...> В храме размещался Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Храм был разделен перегородками на несколько этажей и множество комнат-клетушек. В Митрополичьих палатах был детский сад МВД. Бывший братский корпус был совершенно заброшен, в нем жили бомжи <...> У меня не было ничего, кроме Указа Патриарха о моем назначении, - ни денег, ни жилья, вообще ничего! Но делать-то что-то надо...»
Дальше рассказ становится остросюжетным. Оркестр, вопреки принятому уже властями решению, подворье освобождать никак не хотел, и в итоге игумену Лонгину со сложившейся уже приходской общиной пришлось брать подворский храм штурмом - ни в каком не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. Однако штурм - это совсем не самое трудное. Отстроить, возродить - вот самое трудное и одновременно - самое радостное: «Как горяча была молитва, когда мы наконец-то молились в своем храме, когда отстояли его, когда сняли перекрытия, когда просто его обуютили в самом простом смысле этого слова. Это была такая радость, такое счастье!»
Пребывать в состоянии такого счастья постоянно, увы, не получается. Ни у нас, грешных, ни уж тем паче у правящего архиерея: его крест тяжелей многих иных, и мы, может быть, даже и не представим себя никогда на его месте. И тем не менее книга «Полюбить Церковь» - книга о счастье. О счастье пребывать в Церкви - в неразрывной связи со Христом.
Газета «Православная вера» № 22 (594)
Марина БирюковаИсточник: Православие и современность