О часах с кукушкой и самоваре русском

0
661
Время на чтение 5 минут

Старшее поколение наверняка помнит, как в начале шестидесятых годов, когда в стране ощущалась нехватка продуктов, сатирик Аркадий Райкин вышел на сцену и, показав какую-то сеточку, объявил: «Это - авоська! Авось что-то выбросят в продажу, и всегда есть куда это выброшенное положить!» Пустая авоська занимала места не больше, чем носовой платок. Но если понадобятся её услуги, авоська рада стараться - растягивалась до невероятных размеров. К чему я это? К тому, что возле станции метро «Технологический институт» появился по-хорошему чудной магазин, где за недорого можно купить отжившие вещи русского и советского быта. Зайдём? Ведь чтобы понять и прочувствовать дух ушедшей эпохи, надо посмотреть на предметы, которые остались от неё.

Чего здесь только нет! Иконы, киоты, лампады, бронзовые и оловянные нательные крестики XVII-XVIII вв. Предметы быта - плуги, телеги, каменные жернова, мельничные колёса. А многие предметы домашней утвари без ложной скромности представляют историческую ценность. Ведь старинные мастера старались всячески украшать своё изделие, дабы придать ему неповторимый облик.

- Это не секонд-хэнд, не лавка старьёвщика, - говорит руководитель отдела русского быта Павел Ларин (8-931-292-94-92). - Наша идея намного глубже: создать со временем музей русского старинного быта. Ведь многое уже утрачено, изгнано из нашей жизни, а зря. Раньше всё делалось руками с любовью, с молитвой - на века делалось. Этим часам с кукушкой более ста лет, а кукушка так же добросовестно оповещает хозяев, что ещё один час минул. Да если за старинными вещами ухаживать - им износу нет, не чета современным поделкам одноразовым. Вот справные люльки напольные и подвесные: качнула хозяюшка зыбку с младенцем - он затих, а она за эти краткие мгновения передышки многое успеет в дому переделать.

Конечно, от вынужденного безделья многие вещи выглядят неприглядно, но почисти, почини - и они будут служить верой и правдой ещё долгие годы. Эти умные вещи хотят служить человеку, потому что делали их наши предки, вкладывая в свой труд душу.

Я сибиряк, меня подобные вещи с детства окружали, я считал это всё само собой разумеющимся. А когда приехал в Петербург да походил по музеям, вот во мне душа-то и заныла: как много утрачено, незаслуженно забыто, заменено вещами чуждыми нашему духу, непрактичными, да просто вредными!

По товарам, выставленным здесь, можно даже изучать русскую историю. Помните о сказочной русской скатерти-самобранке, о чугунке, который сам кашу варит. Сказка, конечно, ложь, да в ней... есть место истине. Это я о самоваре (сам варит) - символе русского радушия и гостеприимства, замечательном лекарстве для озябшего путника. В лавке у Павла самовары разных форм и размеров. А этот, глядите-ка, экой важный, пузатый десятивёдерный самовар. Одно слово - царь-самовар.

Вспомнился рассказ о самоваре на колёсах православного писателя А.Логунова: «Шла Первая мировая война, и одного солдата - иванозёрского умельца Серафима Колесника - назначили кашеваром. Обидно ему было: защищать Отечество хотелось с оружием в руках. Но приказ есть приказ, да и мастер привык всё делать толково. Нехитрый у солдата обед, а и тот надо на костре готовить. Хлопотно было: дров расстарайся, дым от неприятеля хоть в ранец, а схорони... Но вот как-то на привале вспомнил он Иван-озеро, родную деревню, свой домашний самовар, который брал с собой даже в дальние поездки. Сделали его смекалистые туляки с перегородкой: в одной половине чай кипит, в другой - суп. Покумекал мастер и смастерил такой же самовар, только большой, вёдер на десять. Укрепил его на телеге, впряг лошадку и поехал. Идут солдаты в поход, а горячая каша следом поспешает. Так и появилась в русской армии полевая кухня. Так старики сказывали». Но кому нынче нужен десятивёдерный самовар? Да кто ж знает, какие ещё испытания предстоят нашему народу...

А мебель какая - вырезанные рукой умельца цветы и листья вьются по дереву, сплетаясь в причудливые узоры.

- А это что - комод старинный? - я с удовольствием похлопала ладошкой по деревянной столешнице неизвестно чего.

- Холодильник, - без тени улыбки ответил Павел. - Старинный, XIX век. Не верите? Смотрите. - Павел приподнял верхнюю полочку, под ней оказалось окованное металлом вместилище для льда, а снизу трубочка, чтобы талая вода стекала. В соседнем отделении - полки для продуктов, в стенках с двух сторон дырочки для вентиляции. - Вся хитрость в том, чтобы класть большие куски льда - они долго не тают. А хранят глыбы льда в погребах земляных. Так что, как видите, наш русский мужик не Ванька-дурак, а мудрый народный умелец с золотыми руками.

Я как зачарованная переходила от расписных саней-розвальней к огромным деревянным ступам. Да, в такой ступе запросто могла поместиться Баба-яга из русских сказок. Знакомясь с выставленными здесь вещами, можно не только соприкоснуться с русской стариной, но и вспомнить, именно вспомнить, русский язык (кто сейчас знает, что означают слова «светец», «кудель», «прядево»?). Вспомнить обычаи милой старины. С прядением ведь связано много народных примет, обычаев, народных игр. Так, прежде чем положить в колыбель новорождённого, его зыбку окручивали нитками, спрядёнными с молитвами в Святки. Потом концы нити снимали, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, это сулило ему долгую и счастливую жизнь. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых на «долго и счастливо». В новоселье, дабы судьба домочадцев была прочно связана с новым жилищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», все входили в дом...

О, сколько бочек - больших и маленьких. В воздухе даже почудился вкусный запах солёных огурчиков, грибочков, квашеной капустки, мочёных яблочек... А все ли знают, что делать, чтобы бочки не рассыхались? Что бочки надо хорошо пропарить, промыть негашёной известью, дабы они не плесневели, знали? То-то и беда, что попади нам в руки полезные предметы, мы не будем знать, как за ними ухаживать, чтобы износу им не было.

- Приятно, что уже сейчас, занимаясь ещё только собирательством, мы оказались нужны многим, - говорит Павел. - Люди заходят на наш сайт, читают, смотрят фотографии и знают, куда обращаться в случае нужды в чём-то. К нам обращаются театры, когда нужны предметы старинного русского быта, Ленфильм вот сейчас снимает фильм «Конёк-Горбунок» - тоже о нас вспомнили, мелкие этнографические музеи нередкие гости. И, конечно, школы. Во многих школах есть театральные студии, кружки «Умелые руки» - они приходят к нам и находят всё, чего душа пожелает.

Протоптали к нам дорожку и те, кто хотел бы сдать «ненужную», отслужившую свой век вещь. Мы всё принимаем, чистим, реставрируем, чиним. Нет, не отслужили свой век вещи русской старины - они просто ждут нового умного, рачительного хозяина.

Побывала Ирина РУБЦОВА

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Рубцова
Все статьи Ирина Рубцова
Последние комментарии