Чтобы остров был обитаемым

Новости Москвы 
0
815
Время на чтение 14 минут

Хвалынск - старинный городок на севере Саратовской области, среди меловых гор и лесов. Он пахнет яблоками и волжской свежестью. Местные жители говорят, что здесь хорошо провести детство и старость, а вот в промежутке между этими порами делать в Хвалынске нечего. В последние десятилетия становится очевидным, что это судьба всех провинциальных городов России - бесперспективность, медленное вымирание. Однако эти города рождают людей, которые не хотят с такой перспективой мириться.

В 1967 году под водами Саратовского водохранилища исчезло прекрасное село Сосновый Остров, находившееся посередине Волги напротив Хвалынска. Для хвалынцев это была большая потеря - Сосновый Остров считался частью города, с него, собственно, и началась история Хвалынска. Этот поистине райский уголок был местом отдыха жителей города и его гостей, плодородная почва острова давала богатый урожай, а воды Волги рядом с ним изобиловали рыбой.

Совсем недавно в Хвалынске и далеко за его пределами снова заговорили о Сосновом Острове, но не о селе уже, а о фонде «Сосновый остров», созданном с целью сохранения историко-культурного наследия Хвалынска и Хвалынского района. Его основатель и генеральный директор - уроженец Хвалынска, историк, краевед и режиссер-документалист Алексей Наумов. Такое название фонду он взял в честь затопленного когда-то острова. Зачем? Чтобы помнили...

Алексею Наумову 32 года. Он режиссер, кандидат исторических наук, автор целого ряда книг: «Земли Хвалынской храмы», «Русский крест графа Медема», «Графы Медемы - хвалынская ветвь», «Мой Хвалынск», «От Покрова до Крестовоздвижения: история одного храма». Как и большинство молодых людей провинциального городка, Алексей в свое время уехал туда, где были перспективы для роста и развития. С 2009 года жил в Москве. Работал редактором художественно-производственного отдела в Российском фонде культуры, который возглавляет Н. С. Михалков; затем - начальником сектора по связям с общественностью и СМИ в Российском институте стратегических исследований при администрации Президента. Трудился и в Институте наследия имени Лихачева старшим научным сотрудником. В период своей столичной жизни Алексей снимает документальный фильм «Медем» о своем земляке, прославленном в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, - графе Александре Медеме. У фильма сложилась яркая фестивальная история - в России и за рубежом он получил награды, его транслировали федеральные и региональные телеканалы нашей страны и Сербии.

И вот, находясь в расцвете своих возможностей, Алексей бросает все и возвращается в родной волжский городок.

- Алексей, почему Вы приняли такое решение - вернуться на малую родину?

- Моя связь с малой родиной не прерывалась, она очень глубокая - здесь столетиями жили мои предки, здесь живут мои родители. Я никогда не воспринимал столицу как место, где бы я хотел осесть: не скапливал здесь вещи, да и свой рабочий кабинет не обставлял. Я всегда знал, что карьере и накоплению благ предпочту свободу выбора, мобильность и любимое дело - служение своему городу. Поэтому, когда пришло время создавать свою семью и ждать пополнения, решение было одно: первые шаги мой сын должен сделать здесь, на Волге, а не в съемной московской хрущевке. Я считаю, что молодым людям просто необходим вылет из гнезда: они должны принимать новое, питаться знаниями, расширять картину мира, обзаводиться друзьями и профессиональными контактами. Но важно так же, чтобы в их сознании присутствовала доля ответственности за место, в котором они родились и где в труднейших условиях живут люди. Современные коммуникации сделали мир очень доступным, и малые города в ближайшее время будут становиться популярными для проживания молодежи, которая способна работать на удалёнке, которая объездила полмира и проявляет интерес к собственной стране. Это движение идет медленно, но мощно. То тут, то там в нашей стране появляются «места силы», и таковыми их делают не волшебники, а обыкновенные люди с горячими сердцами и гражданской позицией.

Я вернулся в город, где меня никто не ждал как специалиста. Поэтому пришлось заняться разведением кур, что давало мне не только новый опыт, но и определенную свободу. Этот ресурс я тратил на защиту исторического и культурного наследия города. Например, в 2016 году удалось спасти бывший старообрядческий Успенский собор на Черемшанах, который во время реконструкции санатория «Пещера монаха» правительство области собиралось снести. На тот момент я был один против целой системы, было жутко от формулировок официальных ответов, от моих земляков, которые убеждали меня в том, что я - абсолютное зло, которое мешает «развитию» и исполнению установок свыше. Потом подключилась старообрядческая община, а решающую помощь оказал Вячеслав Викторович Володин. В итоге здание собора мы отстояли, а позже и вернули верующим. И это здорово. Жаль, конечно, что я кому-то испортил настроение, не дал реализоваться в полной мере грандиозным планам по уничтожению храма, разгневал сердца. Но воистину - не в силе Бог, а в правде. Надеюсь, что эти люди поймут когда-нибудь, от чего их уберегли.

- Как Вам пришла идея создать этот фонд - «Сосновый остров»?

- Создать фонд мне предложил Вячеслав Викторович Володин после очередного моего призыва помочь что-то спасти. Так мы начали большую работу. С другой стороны, фонд - это логическое продолжение моей многолетней деятельности. Еще в юности я самостоятельно ездил по селам и собирал предметы старины, передавал все в музеи города, и рад тому, что меня не увлекло коллекционирование, что это не стало тем, над чем бы я чах... Это важно и, думаю, в полной мере соответствует моим установкам о внутренней свободе - независимости от вещей. Будучи студентом, я находил деньги на изготовление мемориальных досок и вешал их по городу, а в 2013 году удалось вернуть площади Карла Маркса историческое имя - Соборная. На это ушло пять лет! И очень здорово, что идея была поддержана настоятелем Крестовоздвиженского храма протоиереем Виталием Колпаченко и прихожанами - мы сделали это вместе.

- Алексей, в чем особенность фонда? Расскажите о его деятельности.

- У нас много фондов, которые имеют социальную направленность, но очень мало тех, которые бы по-настоящему занимались спасением культурного наследия. И еще меньше тех, которые не просто спасали бы наследие, а задумывались бы над воспитанием человека, восстановлением его исторической памяти. Я глубоко убежден, что мы - искалеченная нация, нация, в которой большевики практически уничтожили идентичность, культурные коды. Наш человек утратил почву - связь со своей землей и культурой. Он не знает народных песен, танцев, из его жизни ушли знания о национальной вышивке, деревянных орнаментах на домовой резьбе. Он никак не связывает себя с наследием, часто оно для него просто обуза. Отсюда у нас решения о сносе исторических зданий, отсюда - повсеместный демонтаж старых наличников и использование взамен них сайдинга... Человек не виноват изначально в том, что у него отсутствует спрос на высокую культуру, ибо национальная культура была низвергнута до, простите, уровня клубного балагана с ряженными в непонятно какие костюмы, размалеванными горластыми бабами, которые исполняют, порой даже неплохо, попсу. Национальной культурой и ее трансляцией сегодня занимаются этнографы и узкие специалисты, что уже немало, при желании нам есть откуда напиться.

Наши проекты обращены к человеку и среде, в которой он живет. Мы помогаем музеям, библиотекам, издаем книги, заказываем проектные работы по реставрации храмов, восстанавливаем могилы известных хвалынцев, создаем туристические маршруты с информационными стендовыми конструкциями, проводим выставки.

Например, наш стартовый проект - выставка «От Покрова до Крестовоздвижения: история одного храма» - был посвящен 70-летию возобновления церковной жизни в Хвалынске. Мы рассказали людям об истории общины, как она пережила годы богоборчества и возродилась. В это же время вышла моя книга с таким же названием.

Мы создали и открыли «Хвалынскую тропу К. С. Петрова-Водкина» - это 13 навигационных и информационных стендов, которые установлены на местах, связанных с художником: где он родился, крестился, учился, жил. Теперь каждый житель и турист сможет составить себе маршрут по городу самостоятельно и будет иначе воспринимать наши места. Наш фонд помог заменить экспозицию в Доме-музее К. С. Петрова-Водкина, создать граффити площадью 170 кв. м с изображением старой Волги с Сосновым Островом и уничтоженной большевиками Никольской церкви... Мы возвращаем городу утраченные образы, мы восстанавливаем и создаем ментальную связь человека с местом и его (нашей) историей.

Сердце Хвалынска: возрожденный Крестовоздвиженский храм, памятник Кузьме Петрову-Водкину и картина прежнего города Эти таблички не дадут забыть о прошлом

Также мы создали вывески-дубли с историческими названиями улиц. Это очень специфический проект, и мы готовились к его серьезному отторжению обществом, но реакция жителей города оказалась, скорее, положительной. Мы восстанавливаем историческую память, и наши земляки вовлечены в этот процесс. Не каждый пойдет в музей, но каждый ходит по улицам и обязательно обратит внимание на то, что мы делаем. Это важно.

Еще одним направлением нашей деятельности является проект «Живая история» - мы снимаем на профессиональное оборудование воспоминания старожилов Хвалынска, ветеранов Великой Отечественной войны, сохраняем для истории события: хвалынский базар, праздники, мероприятия. Это то, что в дальнейшем можно транслировать, монтируя и публикуя в Интернете. Это как запечатанная капсула с посланием потомкам.

Подарок фонда «Сосновый остров» Хвалынской православной гимназии - изображение Архангела Михаила по эскизу Петрова-Водкина «Том Сойер Фест» - сохранение облика старого дома

В новом корпусе гимназии мы создали роспись «Архангел Михаил» по эскизу К. С. Петрова-Водкина, который он сделал в 1916 году для церкви в Бари. Архангел Михаил - это небесный покровитель Хвалынска, который раньше назывался селом Архангельским (Сосновый Остров тож). Первый собор был освящен именем святого, а в Казанском соборе один из приделов был освящен во имя Архангела Михаила. Собор разрушили в 1937 году, небесного покровителя забыли. А мы вернули его, да еще и по эскизу выдающегося земляка, да еще и в учебное заведение - тоже зона воспитания человека и гражданина.

Абсолютную радость испытываю от фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» в Хвалынске. Суть проекта - вовлекать в процесс сохранения средовой застройки волонтеров, превращая работу в праздник: мы выбираем старый дом, который нужно спасать, и начинаем его косметический ремонт, на площадке устраиваются лекции, концерты, вечера, чаепития, приятные беседы. Движение «Том Сойер Фест» возникло в Самаре в 2015 году. Название родилось из эпизода всем известной книги Марка Твена о приключениях Тома Сойера и его друзей. Помните? Тетя Полли решает наказать Тома за плохое поведение: заставляет его белить забор. Хитрый мальчишка выдает наказание за привилегию: в итоге к ведерку с известкой выстраивается очередь из мальчишек, готовых заплатить любую цену, лишь бы поучаствовать в ответственном и интересном деле.

В этом году в мероприятии приняли участие уже двенадцать городов России. «Сосновый остров» выбрал уникальный объект в Хвалынске - деревянный жилой дом, украшенный необыкновенной резьбой. Этот дом требовал срочного ремонта. У хозяев денег не было, с одной стороны, это и к лучшему - по крайней мере, они не убили дом сайдингом. Теперь мы его спасли силами волонтеров из Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Балакова, Саратова, Самары, Тольятти, Казани. Приходили работать и хвалынцы, особенно молодежь. За три месяца мы не просто спасли дом, но и восстановили одну из характерных малых архитектурных форм Хвалынска - крылечко. «Хвалынские крылечки» стали отдельным проектом, который победил в рамках грантового конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Фонда Тимченко. Подобных крылечек в городе было около 300, а до наших дней ничего не осталось. Это наш ренессанс. Это наш хвалынский бренд, код, гордость и краса.

- А как реагируют на столь необычную затею жители города? Они понимают, поддерживают вас?

- Многие говорят, что мы ерундой занимаемся. Некоторые из говоривших уже изменили свое мнение. Но сила правды - это мощный фундамент, на котором можно твердо стоять. Правда - она в том, что мы делаем город красивее. Если у человека есть мозги, он это понимает и принимает. А если их у него нет, то что сделаешь?

Кое-кто нам говорит, что лучше бы мы дороги отремонтировали. Приходится объяснять людям про уставную деятельность, привлеченные внебюджетные средства, про то, наконец, что мы, по сути, делаем людям подарки - то есть что мы могли бы этого и не делать. Что же, лучше было бы? И конечно, говорим про гражданскую позицию. Гражданин - двигатель всего. Хочешь хорошие дороги - создавай движение, формируй локальное сообщество, требуй, митингуй, пиши, защищай то, что тебе дорого. Это здорово, но мало кто способен посвящать этому свою жизнь и время.

Место захоронения купцов Михайловых, отцов-основателей Хвалынска- Какие еще интересные проекты реализует Ваш фонд?

- Мы восстанавливаем могилы наших земляков. На старообрядческом кладбище мы вытащили из ям гранитные надгробные плиты купцов Михайловых. Это - отцы-основатели Хвалынска, которые строили церкви и богадельни, благоустраивали город и дали путевку в жизнь Кузьме Петрову-Водкину. Их склепы были разорены в годы советской власти, на дне проваленных склепов уцелело два надгробия - Льва Кузьмича Михайлова и семьи Ивана Кузьмича Михайлова. Мы соорудили мемориал из этих надгробий, и теперь это место, где можно поклониться замечательным людям нашей земли, прочитать и запомнить их имена.

На другом хвалынском кладбище есть уникальный исторический памятник - могила военнопленных австро-венгерской армии, жертв Первой мировой войны. Это единственное сохранившееся захоронение на территории Саратовской области с аутентичными надгробными камнями. Этот участок был практически уничтожен в период с 2010 по 2014 год. Только в 2014 году удалось остановить это разрушение. Тогда и возникла идея создать мемориал. Было много переписки с различными организациями, и московскими в том числе, которые должны были этим заниматься, но ответа не было. В итоге благодаря средствам фонда мемориал все-таки был установлен.

Еще мы заказали проект реставрации Спасо-Преображенского храма в исчезнувшем селе Новоспасском. Этот полуразрушенный храм - уникальный образец классицизма - высится сейчас в чистом поле. Но он не забыт людьми: на престольный праздник сюда съезжается много народу, уроженцы села, их потомки, в стенах храма совершается богослужение. В этой церкви служил в свое время святой - новомученик Владимир Пиксанов, и мы не можем допустить, чтобы храм просто развалился. Наш проект позволит максимально точно восстановить его исторический облик.

Наш фонд реализовал проект «Хвалынские холмы: музей­конструктор». Его цель - это развитие туризма в селах Хвалынского района. Механика проекта такова: турист знакомится с историческим наследием сел Хвалынского района и картой района с помощью информационных щитов, расположенных в Хвалынске, составляет маршрут своего путешествия по району. В селах с помощью щитов турист знакомится с более полной информацией о местных природных и культурных достопримечательностях.

Впервые в этом году знаменитый фестиваль документального кино «Соль земли», который проходит в Самаре, приехал в гости к нам в Хвалынск. Этот кинофорум собирает на Самарской земле документалистов из самых удаленных уголков России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В Хвалынске прошел творческий вечер артистки Валентины Талызиной и мастер-классы известных режиссеров. В этом году наш фонд смог финансировать прибытие участников фестиваля в наш город, и такие события вдыхают в Хвалынск новые силы и новую жизнь.

- Алексей, Вы являетесь идейным центром фонда, но кто же наполняет его финансовую часть? А какая у Вас команда фонда, или Вы - «один в поле воин»?

- Средства мы получаем от частных жертвователей и из грантовых проектов. Что же касается «одного в поле воина» - так было сначала: я один трудился месяца два. Потом понял, что ту работу, которую я затеял, потянуть одному физически очень сложно: со дня основания фонда, а именно с марта 2017 года, я работаю без выходных, днем и ночью. Но теперь у меня появилась помощница - это Ирина Летягина. Она родилась в Хвалынске, закончила МГУ и работала юристом в Москве, занималась волонтерскими проектами, объездила весь мир и... тоже вернулась в Хвалынск. Вдвоем с Ириной мы справляемся. А фонд постепенно обрастает людьми, желающими потрудиться на благо Отечества.

- И все-таки, Алексей, Вам не поступали новые предложения о работе в Москве? Не было ли соблазна вернуться туда? Там ведь столько перспектив, возможностей. Не то что в Хвалынске.

- Предложения поступали, но я категорически отказывался от них. Там и так пятая часть населения живет, а здесь работы непочатый край. Я понимаю, что проблема малых городов очень остро стоит в России. Но думаю, что проблема эта в головах. В России сложился стереотип, что успешный человек - это тот, который зарабатывает много денег, имеет много дорогих вещей, а следовательно, живет в большом городе, где есть высокооплачиваемая работа. То есть успех определяется возможностью потреблять и иметь средства потребления. Жизнь в селе или маленьком городе противоположна этому стереотипу. Рассуждая о перспективах малых городов, мы должны говорить о перспективах изменения мышления. В малых городах есть воздух, вода, земля - все, необходимое для жизни. Здесь нет крупных торговых центров и дорогих бутиков. Ну что ж, каждому - свое. Проблемы с работой? Не думаю. Те, кто хочет работать, работают - занимаются садоводством, пчеловодством, кроют крыши, ставят заборы, делают маникюр, стригут, заводят скотину, птицу, делают сыры, масло, творог... Проблема одна - найти свою нишу и изменить представления об успехе и счастье, быть вне глобалистских установок. В Хвалынске, например, с каждым годом увеличивается поток туристов. Эта экономическая отрасль требует нового продукта: от оригинальных, связанных с местом сувениров и туристических маршрутов до местной гастрономии.

- Тенденция к централизации ресурсов - финансовых и людских - в крупных городах губительна для городов малых. И хуже всего, что эта тенденция поддерживается федеральным центром. Неужели Вы считаете, что деятельность Вашего фонда способна остановить этот процесс распада?

- Наша деятельность направлена на то, чтобы сознание людей менялось. И мы видим плоды своей деятельности, видим, как повышается спрос на культуру, и убеждаемся, что движемся в правильном направлении. Люди начинают понимать, что и в маленьких городах есть воздух, и здесь можно и нужно жить, можно реализовать себя. Опять же очень хорошо действует личный пример - вот Ирина, моя помощница, она зарабатывала хорошие деньги и вернулась на родину ради других ценностей, нематериальных. Окружающие люди видят это и начинают задумываться. Я считаю, что сейчас общество наше - на новом этапе развития. Я наблюдаю много таких примеров, когда люди бросают все и едут на малую родину спасать храмы.

Нам, конечно же, необходимо искать новые формы существования малых городов. Мы, хвалынцы, можем позиционировать себя как город-музей, как туристический центр, можем использовать свое пограничное положение с Самарской областью, как-то взаимодействовать.

- Вы сказали уже, что наш человек утратил почву, что он оторван от культуры, от традиции, что восстановить эту связь очень трудно. А что все же дает Вам надежду на возрождение? Ведь не одна же только Ваша деятельность...

- Дело в том, что глобальные трагические события революций, войн, репрессий ХХ века привели к огромным утратам для русской культуры. Была уничтожена элита, разрушены устойчивые исторические связи людей. Но! Не удалось разрушить самый главный легитимный институт, сохранявший духовные основы национального менталитета, - это Церковь. И Церковь способна воспитать новое поколение национальной мыслящей элиты, вернуть народу аутентичные качества и дать обществу объединенную здравую силу, способную к самоорганизации.

Фото из архива фонда «Сосновый остров»

Журнал «Православие и современность» № 41 (57)

Алексей Наумов, Беседовала Светлана Попенко

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Наумов
«Иисус Христос — вот моя вакцина»
Почему тысячи американцев перекрывают улицы и требуют отменить карантин
22.04.2020
Американская наркотическая чума
Как врачи, сами того не ведая, обрекли США на настоящую эпидемию
07.08.2017
Все статьи Алексей Наумов
Светлана Попенко
Все статьи Светлана Попенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии