itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не подглядывать за молящимися, как посторонний

0
814
Время на чтение 10 минут

С 1 января по 19 мая этого года информационно-издательский отдел Саратовской епархии проводил фотоконкурс «Храмы: история и современность - 2017» в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники», «Instagram». В номинации «Человек в Церкви» победителем стал студент Саратовской православной духовной семинарии Алексей Ильин. Его фотоработы из серии «Деревянный храм Архангела Михаила села Новая Осиновка Аткарского района» оценило не только профессиональное жюри, но и пользователи соцсетей в зрительском голосовании. Алексей рассказал нам, как были созданы эти снимки и что значит для него увлечение фотографией.

- Фотографировать я начал примерно с 2010 года. Как раз тогда стал пономарить в Покровском храме Саратова, и нужно было иногда снимать богослужения. Сейчас, просматривая те снимки, вижу много недостатков - это понятно, ведь и техники у меня хорошей не было, да и знаний тоже. Но опыт постепенно набирался, я до сих пор изучаю фотодело, смотрю видеоуроки по обработке фотографий, слежу за фоторепортажами на сайте «Православие и современность» и на сайте Патриархии.

В 2014 году Алексей окончил Лицей гуманитарных наук и поступил в Саратовскую семинарию.

- О поступлении в семинарию думал долго, принять решение мне помогло пономарское служение и, конечно, пример тех священников, с которыми мне довелось общаться в Покровском храме. Плюс на уроках литературы мы подробно изучали Гоголя и Достоевского, а они были людьми верующими, и размышление над их произведениями тоже укрепляло меня в намерении идти дальше по духовной стезе.

Во время одной из паломнических поездок семинаристов по святым местам Саратовской области Алексея попросили сделать фоторепортаж. А после этого, увидев результат, - благословили фотографировать богослужения в семинарском храме и различные мероприятия. Тогда же он решил поступить в фотошколу - подучить теорию, получить побольше практических навыков. После прохождения курса слушателям нужно было представить выпускные работы.

- Я сразу же надумал поехать в Новую Осиновку Аткарского района, поснимать там разрушенный храм. Мне давно хотелось там побывать - у нас в области много разоренных каменных храмов, а деревянных практически не сохранилось. В Интернете я нашел фотографию, как эта церковь выглядела до революции, и стал планировать экспедицию. Думал, что поеду летом, но вот так Господь сподобил, что оказался там весной. Вроде бы распутица, грязь, делать в это время нечего, но... С этой поездкой получилось настоящее приключение. Из Саратова я выехал на электричке в Аткарск, рассчитывал потом пересесть на другую электричку - до этого села. Но оказалось, что в этот день поездов в Новую Осиновку не было. Расстроенный, пошел в Петропавловский храм Аткарска - хоть там пофотографировать что-нибудь. В храме разговорился со свечницей, поделился с ней своей печалью, а она позвонила настоятелю - отцу Дионисию Елистратову - и мне нашли машину! Я даже не ожидал. Поехали вдвоем с водителем - он оказался прихожанином этого храма, по дороге заехали в Малую Осиновку - там великолепный Троицкий храм XIX века, в чистом поле - ни одного дома вокруг, вымирает село... Поснимал там, поехали дальше. И только подъехали к Новой Осиновке, как машина забуксовала в грязи и остановилась. Что же так сегодня не везет, думаю. А водитель вышел из машины и пошел к храму пешком. Я за ним. И когда он шел, у меня вдруг сложилась в голове картина: человек из суетного города приезжает в село и идет к разрушенному храму. Вот же она, композиция! Мне захотелось снять именно такую историю. Когда мы добрались до храма, мой проводник с таким благоговением всё осматривал, поднимал обломки, крестился перед иконами, которые туда принесли, наверное, местные жители. А я просто потихоньку ходил за ним, стараясь уловить эти моменты. Уже на обратной дороге, когда рассматривал сделанные снимки, понял, что задуманная фотоистория получилась.

Фото из серии, победившей в фотоконкурсе «Храмы: история и современность - 2017»Именно эти фотографии Алексей и решил отправить на конкурс.

- Я и раньше выкладывал наиболее удачные работы на своей странице «ВКонтакте» и просто добавил к некоторым из них хэштег конкурса. Победа была для меня неожиданностью, тем более что я просматривал фотографии других участников и видел, что достойных снимков было немало.

Алексей признаётся, что очень много ему дают путешествия и паломнические поездки - в Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру, Дивеево, Иерусалим.

- Фотоаппарат со мной везде, и отовсюду увожу запечатленные мгновения. Это и сами храмы, но главное - люди: служащие, молящиеся, думающие о чем­то своем.

У крупных планов, которые делает Алексей на богослужениях, есть одна общая черта-особенность - открытые, ненапряженные, часто улыбающиеся лица. Чувствуется, что человек с фотоаппаратом не вызывает у объекта его внимания неприятия, желания спрятаться, отгородиться.

Как это удается?

- Когда фотографирую на службе, стараюсь делать это потихоньку, аккуратно. Фотограф вообще фигура незаметная, он не должен расхаживать, чтобы его все видели, заполнять собой пространство. На мой взгляд, очень важно, чтобы богослужения снимали фотографы, которые сами являются верующими, церковными людьми. Тогда у прихожан не возникает отторжения, они каким-то образом видят, чувствуют, что и сам фотограф здесь не инороден, что он разделяет с ними их молитву. Я знаю, многие жалуются на фотосъемку в храмах, возмущаются, что их снимают без согласия - но это происходит в основном как раз в том случае, когда снимающий воспринимает службу просто как некий ритуал, лично к нему не имеющий никакого отношения. Фотограф не должен подглядывать за молящимися, за выражением их веры как посторонний человек. И важное правило: если ты видишь, что у человека есть хоть какое-то неприятие, не нужно его снимать.

«А не мешает ли съемка твоей личной молитве?» - спрашиваю у Алексея, учитывая, что на торжественных, важнейших в году богослужениях ему очень часто приходится и работать.

- Человек, приходя на бого­служение, всегда должен внутренне себя настроить: что он услышит во время службы, для чего он пришел в храм. Благодаря такому сосредоточению богослужение проходит полно и ярко, и тогда удается совместить и работу, и молитву. Можно даже снимать и на этой же службе исповедоваться, если ты должным образом внутренне подготовился заранее. Ведь и хор - поет и в то же время молится, и алтарники - молятся и что-то делают. Фотография в этом смысле не исключение. Это тоже часть повседневной жизни Церкви, ее миссионерства.

В планах у Алексея еще много поездок, из которых он надеется привезти интересные снимки. Это и разрушенный храм Архангела Михаила в селе Лох Новобурасского района, село Липовка в Духовницком районе, где сейчас восстанавливают каменный Покровский храм XIX века, и, если Бог даст, Святая Гора Афон.

«Когда мужчина шел, у меня вдруг сложилась в голове картина: человек из суетного города приезжает в село и идет к разрушенному храму. Вот же она, композиция! Мне захотелось снять именно такую историю.»«Когда мужчина шел, у меня вдруг сложилась в голове картина: человек из суетного города приезжает в село и идет к разрушенному храму. Вот же она, композиция! Мне захотелось снять именно такую историю.»«Когда мужчина шел, у меня вдруг сложилась в голове картина: человек из суетного города приезжает в село и идет к разрушенному храму. Вот же она, композиция! Мне захотелось снять именно такую историю.»
Хвалынское утро - на родине художника К.С. Петрова-ВодкинаМежду небом и землей. Озеро у Свято-Иоанновского женского монастыря«Возьми крест твой и следуй за Мной!». Троицкий храм села Малая Осиновка
«Очень важно, чтобы богослужения снимали фотографы, которые сами являются верующими, церковными людьми. Тогда у прихожан не возникает отторжения, они каким-то образом видят, чувствуют, что и сам фотограф здесь не инороден, что он разделяет с ними их молитву.»«Очень важно, чтобы богослужения снимали фотографы, которые сами являются верующими, церковными людьми. Тогда у прихожан не возникает отторжения, они каким-то образом видят, чувствуют, что и сам фотограф здесь не инороден, что он разделяет с ними их молитву.»Божественная литургия в Крестовоздвиженском храме города Хвалынска. Богослужение возглавляет протоиерей Виталий Колпаченко
Иногда, чтобы кадр раскрылся по-особенному, приходится поиграть цветамиИногда, чтобы кадр раскрылся по-особенному, приходится поиграть цветамиИногда, чтобы кадр раскрылся по-особенному, приходится поиграть цветами
«Мне нравится снимать и архитектуру, и пейзажи. Такой яркий синтез я нашел в Сочи и Крыму. Храмы там находятся в очень живописных местах.»«Мне нравится снимать и архитектуру, и пейзажи. Такой яркий синтез я нашел в Сочи и Крыму. Храмы там находятся в очень живописных местах.»«Мне нравится снимать и архитектуру, и пейзажи. Такой яркий синтез я нашел в Сочи и Крыму. Храмы там находятся в очень живописных местах.»

Газета «Православная вера» № 23 (595)

Яна Конченко

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04