Как зарождается любовь

0
594
Время на чтение 5 минут

Изумительной красоты кружево - вот, пожалуй, с чем можно сравнить взаимоотношения Бога с каждым человеком. И хотя ярче всего эта красота проступает в житиях святых, присмотримся повнимательней и к своей жизни: как тонко, изящно и деликатно узор за узором создаёт в ней Господь.

Нужнейшие знакомства

Что ответить, когда спрашивают «Кто ваш любимый святой?». Признáюсь, подобные вопросы ставят меня в тупик... Даже когда перед своим постригом я думала о том, какому святому могла бы быть посвящена, со смущением понимала, что нет «кого-то одного», чьё имя непременно хотела бы носить.

Вообще в календаре нашей Православной Церкви столько святых, что действительно зачастую мы начинаем воспринимать их просто как имена, за которыми лично для нас ничего не стоит. Но таким отношением мы сами вредим себе, даже если того и не замечаем...

Знаете, когда я иду на утреннюю службу, за которой читаю канон «дневному» святому, бывает, ловлю себя на мысли, что волнуюсь так, будто мне предстоит встреча с каким-то необыкновенно прекрасным человеком, совершенно для меня новым. Даже если святой давно и хорошо известный - вот эта новизна, радость предстоящей встречи подвигает к тому, чтобы получше о нём узнать, прочувствовать его житие. И когда читаешь внимательно о жизни мученика или преподобного, участвуешь в службе, где ярко описываются его подвиги, начинает приоткрываться тончайшая связь этого подвижника с Богом.

Вообще я поняла, что святость - это очень сокровенное знание Бога, когда Господь знает о человеке что-то глубинное, от всех глаз сокрытое. Мы этого зачастую не видим, не можем заметить...

Взять, к примеру, одного из моих самых любимых - мученика Вонифатия. Жил он, как сказали бы на современный манер, в гражданском браке, пил, ел, веселился, был человеком обеспеченным. По нашим, человеческим, меркам, ничто не предвещало в нём никакого подвига. Но в очах Божиих от мученичества его отделял только один шаг, потому что, как сказано в житии, живя в блудном сожительстве со своей госпожой, они оба об этом глубоко скорбели, то есть каялись.

Или блаженная Таисия Египетская. Она вообще была, так сказать, содержательницей публичного дома. Но когда за ней пришёл преподобный Иоанн Колов, Таисия встала и пошла на покаяние. А по дороге умерла. И после её смерти Господь открыл старцу, что прощены её грехи, а сама она стала святой.

А кто из нас воспринимает сегодня людей, живущих богато, в веселии, в праздности, или тех же девушек «соответствующего поведения», как потенциальных святых? Нет, многие смотрят на них с отвращением и в полной уверенности, что уж мы-то, ясное дело, точно будем в раю, ну а с теми и так всё понятно.

Но отношения человека с Богом - это такой изумительной красоты кружево, которое не сможет соткать ни одна человеческая рука. Путь к святости, движение души к Богу у каждого настолько сокровенно и прекрасно - особенно если посмотреть на это глазами Бога, - что не удивляться, не радоваться этому просто невозможно! Так же, как и невозможно не любить святых, не стараться прибегать к ним в молитве, не искать, не собирать по крупицам о них сведения, не стремиться узнать о них больше. Ну это просто как лишать себя нужнейших знаний; я бы даже сказала, обделять себя нужнейшими знакомствами! Потому что всё-таки научаемся мы через людей. А святые - это люди в их предельном выражении.

Божественная ниточка

Но прежде чем стать святыми, нужно научиться быть людьми. Любимый мой философ Мераб Мамардашвили говорил, что быть человеком - не само собой разумеется. Чтобы человеческое проступило в нас, надо делать усилие. И только на гребне этой волны, на высоте усилия покаяния, мы можем становиться людьми.

А разве мы прилагаем такие усилия каждый день с утра до вечера? Напротив, всячески себя жалеем, во всём себе потакаем, собой восхищаемся, даём себе отдых, и в первую очередь - когда дело касается труда духовного.

Святые же всю жизнь прожили на гребне, на самом острие всех своих сил и возможностей. И если мы не будем стремиться жить так же, никогда не сможем встать в их ряды. Хотя, как апостол говорит, Господь даёт нам эту возможность и святых, так сказать, «придерживает», чтобы они не без нас наследовали Царствие Небесное. Поэтому в наших силах стараться жить такой жизнью, чтобы попасть в компанию этих, я бы сказала, прекрасных людей. Причём как здесь, на земле, быть с ними, так и в жизни вечной оказаться в их присутствии.

Да, порой возникают сомнения: уж где мы, а где святые, как можно вообще нас с ними в один ряд ставить? Но у Господа о каждом Свой замысел и отдельная забота. Раз Он нас создал, значит, мы все на земле очень уместны и для чего-то тут нужны. Если бы не так, то, во-первых, мы могли бы не родиться. Не сами же выбирали себе время, место и саму идею воплощения в человеческом обличии?

А во-вторых, Господь сделал нас всех настолько разными, прекрасно разнообразными! Вот у нас в монастыре сёстры - все до такой степени яркие индивидуальности, что меня это просто наполняет счастьем: я понимаю, насколько громаден замысел Бога о нас, насколько Он - как Творец и Мастер - свободен и такими же создал людей, что каждый - отдельная, новая, непознанная вселенная.

И сомневаться, что какой-то святой Богу был необходим и дорог, а я, ничем не примечательный, живу, Господом не замеченный, - это, мне кажется, для Бога как-то обидно даже. Просто, возможно, какую-то искру в себе мы ещё не так ярко чувствуем... Это как зарождающаяся любовь. Когда магнетизм уже присутствует, но чувство настолько тонкое, не развернувшееся: человек видит, что жизнь его меняется, но не вполне осознаёт, что именно с ним происходит.

И в отношении Божественной любви этот момент важно стараться не пропустить. А для этого необходимо в душе создавать постоянный контекст, поле для Божиего присутствия: участвовать в службах, в таинствах, погружаться в жития святых, подвижников, читать Евангелие... Всё время держаться за эту протянутую Господом ниточку.

Магия святости

Часто люди, скептически настроенные, не иначе, как «сказками», называют те или иные жития святых. Но если открыть ту же библейскую книгу Бытия, мне кажется, бóльшую «сказку» трудно себе и представить. Однако никто из верующих не оспаривает всё в ней изложенное.

Довольно часто то, что мы не в силах постичь умом, нам кажется вообще невозможным и немыслимым. Но абсолютное большинство явлений на земле нашему пониманию так или иначе недоступно. Например, я никогда не смогу вникнуть в принцип работы адронного коллайдера, но говорить, что всё это совершенно невозможно, тоже, согласитесь, будет глупо.

И если любой из нас начнёт описывать всю свою жизнь как она есть, другой тоже на это может сказать: что за сказки ты тут мне рассказываешь, глупости какие-то. То есть даже собственную жизнь мы зачастую не можем понять и всё в ней рационально объяснить - что тогда о житиях святых говорить? Тем более, многие житийные тексты написаны слишком литературно, особенно те, что составлялись в XVII-XVIII веках, максимально приближённо к пониманию простых людей, которые мыслили магически и сказочно.

Это как когда человек сокрушается: мол, не слышу и не понимаю, что на покаянном каноне поют. Я в таких случаях отвечаю: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» слышите? - вот это главная идея канона. И главная идея жития святого - то, что он стал святым. Как это у него получилось? Если вам сложно представить, что он кормил диких медведей, рыбы сами ему в руки выпрыгивали, а мёртвые воскресали, если смущает всё это, оставьте: значит, не можете пока этого постичь. Важно понимать, что Господь дал человеку за его стремление к Нему вот такую силу благодати, а значит, и для нас этот путь возможен.

Источник: Отрок.Ua

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумения Арсения (Воспянская)
Все статьи Игумения Арсения (Воспянская)
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35