itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Звезда и крест отца Георгия

0
390
Время на чтение 6 минут

На священнической рясе, рядом с наперсным крестом - боевой орден Красной Звезды... Для того чтобы прийти, наконец, ко Христу, чтоб войти в Его Церковь и стать в ней священником, бывшему штурману литерного звена самолетов АН‑26, участнику боевых действий в Афганистане, затем штурману-испытателю Воздухоплавательного центра майору Юрию Проценко пришлось произвести в себе то, что он - ныне протоиерей, отец Георгий - называет переоценкой ценностей или переосмыслением жизненного пути. Хотя - семена веры были незаметно всеяны еще в детстве... Вот обо всем этом мы и поговорим, продолжая нашу рубрику «Путь пастыря».

- Отец Георгий, для начала сообщим читателям, что родились Вы в Полтаве в 1956 году, в семье военного штурмана, участника Великой Отечественной войны. А Православие как-то присутствовало в жизни Вашей семьи?

- Присутствовало, но, конечно, негласно. Это ведь были хрущевские годы! Бабушка крестила меня тайком, потому что отец был военный, и, если бы узнали, это могло бы очень сильно ему повредить. А потом, когда у меня родился сын, мы с женой крестили его так же, тайком, в сельском храме. Я на крещении не присутствовал: информация о том, что я был в церкви, что мы крестили ребенка, могла негативно повлиять на мою дальнейшую службу в Вооруженных силах. Конечно, я не был воцерковленным человеком тогда, но в том, что родившегося ребенка необходимо крестить, у меня никаких сомнений не было.

- Почему Вы выбрали судьбу военного летчика? Пример отца действовал?

- Конечно! Отец закончил Челябинское училище штурманов в 1943 году, это был ускоренный выпуск, и, будучи младшим лейтенантом, бомбил Берлин.

Я закончил транспортный факультет Ворошиловградского высшего военного училища штурманов, освоил четыре самолета: ТУ‑134, АН‑13, АН‑26, ИЛ‑14 - и два вертолета: МИ‑6 и МИ‑8. Начинал я службу в Германии, в транспортном полку, который занимался различными перевозками вплоть до секретной почты, десантированием войск ВДВ.

- А личная жизнь как складывалась?

- С будущей женой Галиной мы учились в параллельных классах. Все школьные годы дружили, вместе работали в комитете комсомола школы, участвовали в общественной жизни города. Поженились мы в 1978 году. С тех пор вместе. Сын закончил технический университет, живет в Саратове, женат, имеет дочь.

- Добавим, что среди Ваших наград есть и медаль «За любовь и верность», которую вручили Вам с супругой в праздник святых Петра и Февронии. И перейдем к самому трудному периоду Вашей жизни - службе в Туркестанском военном округе, участии в афганской войне... В чем состояла Ваша задача?

- Наш полк занимался перевозкой высшего командного состава, грузов и военной техники. С нами летали представители ставки Южного направления: командующий, генерал армии Михаил Митрофанович Зайцев, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и генерал-лейтенант Василий Егорович Гусев, ему подчинялся весь спецназ наших войск в Афганистане, и он же был начальником штаба Туркестанского военного округа. Это был действительно боевой генерал, он ходил в атаку вместе с бойцами. Мы были его штатным экипажем, постоянно возили его на все военные операции. Душманы вели за ним охоту, назначили награду за его уничтожение. У них разведка работала хорошо, в том числе и радиоразведка, и, несмотря на то что мы пользовались скрытыми позывными, они следили за нашими перемещениями. Мы взлетали в Кабуле, садились в Кандагаре, и там нас встречали руководители бандформирований, которые днем были за нас, а ночью обращали все свои силы, всё, чем они располагали, против нашего контингента.

- Постоянная угроза жизни - как она сказывается на человеке, как его меняет?

- Понимаете, мы ведь выполняли воинский долг, мы защищали Отечество. Всегда были собранны и ответственны, чтоб в любой ситуации реагировать правильно, чтобы принять верное решение. Штурман - это ведь мозг экипажа, он в ответе за перемещение самолета в воздухе.

- А за что Вы получили орден Красной Звезды?

- За выполнение правительственного задания; мы занимались перевозкой высшего командного состава, и в Кандагаре сумели уйти от ракет, которые были в нас выпущены. Применили противоракетные маневры и справились с ситуацией, спокойно сели, все остались живы.

- Вам, наверное, знакомо такое выражение - «афганский синдром». В свое время про него много писали. Имелось в виду, что с войны человек приходит больным, что ему нужны особые реабилитационные мероприятия... Вы это испытали? Если да, то что помогло справиться?

- Афганский синдром - это реальность. Но о вещах глубоко личных, о собственных моих переживаниях мне рассказывать не хотелось бы. Скажу лишь, что из любого синдрома человека выводит чувство долга. Понимание того, что он должен служить Отечеству и людям. Чувство долга - это стержень, основа личности. И это в основе веры то же: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39).

- С 1987 года Вы - штурман­испытатель отдельной эскадрильи Воздухоплавательного центра в Вольске...

- Да, я прослужил в нашей воинской части в Вольске до 1998 года. И в этом же году уволился в запас. Появилось время подумать и переосмыслить свой жизненный путь. Во время службы в Афганистане некогда было думать, там мы летали сутками, у нас был громадный налет. А в Вольске, в мирной обстановке, я почувствовал во всем, что со мною происходило, волю Божию. Господь и говорит: У вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30). Я всегда помнил: когда мы в Кандагаре прятали наш самолет, чтобы взлететь утром, а утром вертолеты вокруг горели, самолет наш стоял невредимый, и мы садились и улетали. Это же не случайно происходило, это Господь нас спасал. Там, в Афганистане, я уже носил на себе нательный крест - не скрываясь. Когда именно я его надел, как он у меня появился - не помню. Как-то само собой это произошло. Но ведь надеть крест - это уже вера. И вера спасала. Все, что мы делали, мы делали с Божией помощью.

После окончания воинской службы я работал сначала инженером Вольской КЭЧ района, затем в кинопрокате. Я начал читать Священное Писание, толкования святых отцов на него, начал понемногу ходить в церковь, учился молиться. В кинопрокате вокруг меня собралась целая группа людей, мы вместе ходили на службы, вместе учились церковной жизни. Мое стремление к храму возрастало. И вот пришло время - я написал заявление об уходе по собственному желанию и стал алтарником Благовещенской церкви - единственной тогда в городе, она действовала и в советские годы.

В 2004 году состоялась моя встреча и беседа с Епископом (теперь Митрополитом. - М. Б.) Лонгином. И я по благословению Владыки написал прошение о рукоположении во диаконы, а затем - о зачислении на заочное отделение семинарии. И стал экономом строительства Свято-Троицкого собора у нас в Вольске.

- Колебаний не было?

- Не было никаких колебаний. Я просто понял, что мне надо дальше делать. Кроме того, я постоянно общался с духовенством, и меня очень поддержал отец Константин Марков, ныне уже отошедший ко Господу.

- Вы поступили в семинарию в 48 лет. Сложно начинать учиться в таком возрасте?

- Конечно, сложности были, и большие. У меня ведь технический склад ума. Изучение истории Церкви, святоотеческой литературы - это было непривычно для меня; но я и сейчас постоянно обращаюсь к этим книгам, которые нам по милости Божией дарованы - чтобы научиться четко излагать истину. Говорить проповеди - это для меня было очень сложно, и первое время я просто читал вслух в храме чужие проповеди - святого Иоанна Кронштадтского, например, или отца Иоанна (Крестьянкина) - зная, что это допускается.

- Сейчас Вы духовник женского монастыря, это весьма специфическое служение... И сложное, наверное?

- Конечно, здесь все происходит по монастырскому уставу. Сестры, которые здесь живут, главное решение в своей жизни уже приняли - оставили мир для служения Богу. Кроме того, монастырь - это масса хозяйственных, экономических проблем. Поэтому здесь сложнее, чем на обычном приходе.

- Вы помогаете матушке Макарии в хозяйственных вопросах?

- Конечно, я стараюсь быть полезным в выполнении поставленных мне задач. Быть опорой и поддержкой для игуменьи Макарии в восстановлении нашего монастыря.

- У Вас случаются трудные разговоры - с людьми, которые называют себя неверующими, не понимают, зачем нужна Церковь? Вам удается их переубедить?

- Случаются, конечно. Здесь ведь были и плевелы свои посеяли все - и иеговисты, и мормоны, и пятидесятники... А есть и просто люди, которые - целиком сами в себе, и ничего, кроме них самих, их не интересует. И не так легко объяснить иному человеку, что он движется не туда, куда надо. Следует понимать, что изменение в сознании человека не может произойти быстро, и что силой ничего не навяжешь, только вызовешь противодействие - он вообще откажется с тобой общаться. К этим вопросам нужно подходить тонко и корректно. А именно: суметь помочь человеку, не навязывая ему собственную точку зрения.

- И Вам это удается?

- Когда встречаешься с человеком не в первый раз, всегда чувствуешь: какая-то подвижка в его сознании произошла... по милости Божией.

Газета «Православная вера» № 15 (588)

[Протоиерей Георгий Проценко, Беседовала Марина Бирюкова]

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04