Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ту-154М ВКС РФ совершил инспекционный полёт над столичным регионом США

Леонид  Ивашов,

14.08.2017

НЕБО - бесконечное, выспреннее пространство, окружающее землю нашу; вся ширь и глубь вселенной, иногда со включением мироколицы нашей. Мнимая твердь над нами, видимый полый шар, внутренняя плоскость его, к коей мы относим и все зримое в пространстве, небесный свод. Климат, край, местность, относительно природы и воздушных перемен. Туманное небо Англии; знойное небо Африки; благодатное небо Италии. То выспреннее пространство, где, по нашим понятиям, пребывают вообще души умерших, тот свет, духовный мир. В. И. Даль. Толковый словарь живаго великорусского языка.

В среду, 9 августа, самолет ВКС РФ Ту-154М пролетел в среду над Пентагоном, штаб-квартирой ЦРУ, Белым домом, а также другими президентскими резиденциями. Маршрут лайнера был согласован с американскими властями, а сам полет проходил в рамках Договора по открытому небу. Помимо российского экипажа на борту находились представители ВВС США, сообщил телеканал CNN. Самолет пролетел на высоте примерно 1130 метров.

Российский самолет Ту-154М вылетел из Москвы в среду, 9 августа, и направился к американской границе через Рейкьявик (Исландия). Самолет вошел в воздушное пространство Соединенных Штатов в районе Чинкотиг-Айланда в Вирджинии. Затем Ту-154 пролетел над загородной резиденцией американских лидеров в Кэмп-Дэвиде в Мэриленде, над Бедминстером в Нью-Джерси - местом, где часто (в том числе и сейчас) проводит выходные президент США Дональд Трамп, над президентским полем для гольфа в Вирджинии, близ военной базы Райт-Пэттерсон в Огайо и около подземного командного пункта Маунт-Уэзер в Вирджинии - одном из подземных «секретных бункеров правительства США», аэродромом, где базируется «борт номер один». Маршрут также проходил над военной базой Эндрюс под Вашингтоном, штат Мэриленд, которая используется для организации перелетов главы администрации США, а также приема в США иностранных лидеров. Примечательно, что самолету ВКС РФ было предоставлено разрешение войти в воздушное пространство P-5 - «особую зону безопасности», окружающую Белый дом. Это одна из самых охраняемых зон в США.

Произошедшее вызвало ажиотаж в СМИ и соцсетях по обе стороны океана. Позже неназванный представитель министерства обороны США объяснил, что наблюдатели в рамках Договора по открытому небу могут попросить права на полет в любом месте и почти всегда получают разрешение. Таким образом иностранные военные наблюдатели могут летать «практически на всей территории», сказал он изданию

«Обычно они (российские наблюдатели) приезжают и представляют список локаций, над которыми хотели бы пролететь», - сказал изданию представитель американского военного ведомства. - «Мы составляем план полетов, и за несколькими исключениями, которые касаются безопасности и погодных условий, им разрешается летать практически по всей территории». «Эти миссии проводятся практически на рутинной основе», - добавил он.

Представитель Пентагона, который утверждал маршрут полета, отметил, что ему неизвестно о каких-либо военных ресурсах на этом маршруте. Представитель Пентагона пояснил, что в ведомстве не имеют права разглашать и публично обсуждать планы полетов и продолжительность миссии, хотя они, как правило, длятся около 10 дней. По его словам, разведывательный полет России над территорией США станет уже десятым за этот год.

Договор об открытом небе подписан 23 странами в 1992 году и ратифицирован РФ в 2001 году. Сейчас 34 государства являются участниками Договора по открытому небу. С тех пор странами было совершено более 1200 полетов. Они, в частности, используются для проверки выполнения странами договоренностей о контроле за вооружениями. История полётов РФ над США знает случай отказа. 18 апреля 2014 года США запретили инспекционный полёт русского самолёта.

Экспертные оценки


Леонид Ивашов: Наш военный самолёт в рамках Договора по открытому небу полетал над Вашингтоном. Во-первых, насколько эта процедура рутинна? А во-вторых, если это процедура и рутинна, то наши отношения с США сейчас далеки от рутинных. И в ситуации, когда Россия официально объявлена врагом США, наш самолёт летает по согласованию с американцами над их сверхсекретными объектами. У многих возникает недоумение. Попробуем разобраться в ситуации.

С внешней стороны здесь всё довольно просто. Дело в том, что договор продвигался западной стороной, в том числе и США, и мы шли на него довольно неуверенно. В военном ведомстве были разногласия: подписывать, не подписывать. Но, тем не менее, мы поставили подпись под этим Договором. Технология здесь такая: речь идёт не просто о разрешении полёта - можем позволить, можем отказать. Это обязанность страны, которая, получив уведомление от другой страны, должна предоставить при соответствующих условиях право этого полёта. Это решается в течение 48 часов. Мы уведомляем и должны получить «добро», так же как и мы должны отреагировать подобным образом на аналогичный запрос. Наш основной самолёт, который оборудован соответствующими техническими устройствами - это Ту-154М-ЛК1. Он совершил уже десятки полётов над странами Запада. И к нам также прилетают: получив заявку, мы тут же организуем полёты иностранных самолётов. У нас есть соответствующие подразделения, которые этим занимаются, отслеживают всё по этой проблематике.

Поэтому здесь имелась накатанная дорожка, и она сработала. Я думаю, что это, наверное, полезно для поддержания хоть каких-то отношений в условиях особой напряжённости. Разрешение полётов находится в полномочиях исполнительной власти США, и Конгресс здесь не мог воспрепятствовать подобно тому, что он обычно делает в отношении Трампа. Поэтому американцы решили не обострять ситуацию, а действовать так, как прописано в договоре. В противном случае, если бы не разрешили этот полёт, Россия могла бы поставить вопрос о выходе из Договора по открытому небу. Но если мы одни летаем в западные страны, то на нашей территории летает практически всё НАТО. Здесь соотношение сил, естественно, не в нашу пользу. Поэтому в США решили, что им более выгодно, чтобы Россия оставалась в формате этого договора. Поэтому наш Ту-154 прибыл в США, мы заявили маршрут полёта и американцы вынуждены были ответить согласием. Так что на первый взгляд - это просто рутинное исполнение Договора об открытом небе.

А на самом деле за этим, конечно, стоит уже большая политика и даже геополитика. Трамп показывает, что он не намерен и дальше обострять отношения с Россией. Сделано это, может быть, где-то и в пику Конгрессу. И мы продемонстрировали, что всё же имеем возможности летать над Капитолием, летать над Пентагоном, что, собственно, мы и сделали. Что тут было первопричиной: политический шаг к примирению или желание продемонстрировать российскую сопротивляемость санкционным действиям США? Я бы сегодня однозначно не утверждал, что это шаг к разрядке напряжённости в российско-американских отношениях. Посмотрим, чем ответит Америка. Мы просто показали, что есть определённые договорённости, которые нужно соблюдать. И американская сторона, исполнительная власть, пошла на встречные шаги. Но как отреагируют другие силы в Америке, станет ли Конгресс и все, кто против Трампа сегодня там выступают, рассматривать это как дружественный шаг Америки или они усилят давление на Трампа, кликушествуя, что он опять уступает Путину?

А какие резоны для нас в чисто военном отношении летать над Америкой? Здесь речь не о мониторинге систем противоракетной обороны. Когда договор подписывался, эти системы ещё не раскручивались. Здесь подразумевается как бы комплекс мер доверия. Когда Договор об открытом небе подписывался, уже действовал Договор об ограничении вооружений и вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). И ставился вопрос, что ни натовская сторона, ни Россия не могут сосредотачивать определённое количество войск и техники в тех или иных районах действия ДОВСЕ. Договор об открытом небе как раз привязывался к этому ДОВСЕ. Он гарантировал: мы можем контролировать, что натовцы не сосредотачивают больше техники и войск, чем положено - и наоборот. Там был ещё целый комплекс мер доверия, в том числе инспекторские группы. И мы и они могли тоже в течение 48 часов прилететь с инспекторскими группировками и считать количество танков, артиллерийских орудий - пять видов вооружений, которые ограничивались ДОВСЕ. Тогда Россия вела дело к тому, чтобы создать в Европе систему коллективной безопасности. Договор об открытом небе подписывался в марте 1992 года в Хельсинки, в нейтральной Финляндии, и он закладывал основы системы коллективной безопасности, в Европе прежде всего. Так что это был комплекс мер по разрядке напряжённости в наших отношениях. Плюс мы же тогда пошли на взаимодействие с НАТО, Ельцин и его министры клялись в любви и верности американцам, и этот договор как бы вписался в ту картину. Сейчас мы видим, что разрушение ДОВСЕ привело к тому, что мы ничего контролировать не можем, даже у наших границ - в Балтийской зоне, в Черноморской зоне и так далее. Все эти договоры в какой-то мере были невыгодны. Выгодны они были в единственном смысле - для контроля военно-стратегической ситуации, для того, чтобы не возникало каких-то внезапных инцидентов.

Посмотрим на ситуацию с «открытым небом» у наших границ. Дело в том, что членами Договора об открытом небе являются более 30 государств и среди них, между прочим, Украина. Получается, по этому договору мы можем затребовать у Украины право полетать над Киевом, над Донбассом, увидеть, как они там и какую технику сосредотачивают на границах с ДНР и ЛНР? Пока мы этим не пользовались. Воспользоваться, конечно, можем, но тут же в ответ получим аналогичную заявку от Киева. Но выгодно ли это будет нам, что украинцы будут и в Ростове искать сосредоточение войск, и в других регионах, прилегающих к Донбассу? Тут нужно всё анализировать, просчитывать. Впрочем, украинцам не на чем летать для инспекционных целей - нет оборудованных самолётов. Кстати, и у других стран, в том числе членов НАТО, таких самолётов крайне мало. Поэтому даже из подписавших Договор об открытом небе не каждое государство способно осуществлять такие полёты. Украина должна арендовать у нас такой самолёт, платить за него, чтобы полетать над нашей территорией. А это, конечно, звучит фантастично.

Подписав Договор об открытом небе, Грузия в 2012 году вышла из него. Когда в августе 2008 года произошло нападение на Цхинвал, виноваты были и мы, потому что не вели разведывательные наблюдения за Грузией. Мы непонятно почему сняли функцию ведения разведки грузинской территории с ГРУ, передали другому ведомству, которое не готово было осуществлять эту разведывательно-наблюдательную деятельность. И, конечно, в период, когда у Южной Осетии сосредотачивалась грузинская группировка, мы не использовали права на разведывательный полёт по Договору об открытом небе. А после этого инцидента наметился разрыв отношений, и Грузия вышла из договора. Это демарш. Ведь что такое Грузия? Грузия никогда ни одного полёта по «открытому небу» не производила - нечем производить, а мы такую возможность имеем. Поэтому они вышли из договора, чтоб мы в последующем не наблюдали за Грузией, не могли летать у них над территорией. Это эмоциональный всплеск напряжённости в российско-грузинских отношениях, тем более, что мы признали независимость Абхазии и Южной Осетии. В пику нам они вроде как запретили нам летать над территорией Грузии. Но сейчас это уже неважно - важно было в 2008 году, когда «открытое небо» могло спасти множество жизней.

 

Источник




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме