Как обеспечить долгосрочную конкурентоспособность России: технология управления будущим страны

0
718
Время на чтение 15 минут

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОЛГОСРОЧНУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ: ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ БУДУЩИМ СТРАНЫОбеспечение долгосрочной конкурентоспособности любой страны невозможно без эффективной модели её стратегического развития. Положение осложняется ростом социальной (политической, экономической и организационной) нестабильности, связанной с процессами глобализации. Глобализация несёт в себе как новые возможности, так и риски, преодоление которых требует достижения соответствующего уровня конкурентоспособности страны.


Стратегическое мышление акцентирует на возможности, а не на задаче, на будущем, а не на настоящем, считает доктор экономических наук, министр экономического развития в первом правительстве ДНР Владимир ПОДГОРНЫЙ

Россия практически не изменила позицию в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума, заняв по итогам 2016 г. 43-е место среди 138 стран (в 2015 г. - 45-е место из 144 стран). Оценка в баллах тоже почти не изменилась (4,51), но разрыв по отношению к лидерам рейтинга ещё более увеличился. Среди основных препятствий для развития страны эксперты Всемирного экономического форума указали инфляцию, традиционные ограничения в виде высоких налоговых ставок, коррупции и сложностей доступа к финансированию. Природа указанных причин обусловлена несовершенством методологии обеспечения стратегического развития страны, которая положена в основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Анализ Концепции обнаруживает недостаточное научно-методическое обеспечение этого инновационного процесса. Она носит незавершенный характер, что проявляется в несовершенстве предлагаемого стратегического плана с точки зрения полноты охвата стратегическими целями отраслевой структуры экономики, архитектура которой раскрыта в материале «Устойчивая экономика России: от реформаторства к управлению». В результате фрагментарности и недостаточной разработанности понятийного аппарата происходит подмена понятий, что негативно сказывается на качестве управленческих решений. Но самое печальное состоит в том, что проект данной Концепции так и остался проектом, не получившим своё внедрение в повседневной практике. В этой связи особую актуальность приобретает обоснование прогрессивной модели стратегического развития страны, включающей в себя механизм её реализации.

На современном этапе перед Россией стоит задача: прочно занять ведущее место среди экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки требуемые преобразования, направленные на совершенствование государственного управления, значимым фактором эффективности которого является стратегическое развитие.

Стратегическое развитие затрагивает все уровни экономики: макро-, мезо- и микро, и по этой причине является достаточно сложным процессом, требующим детального анализа стратегических перспектив и разработки на этой основе соответствующей концептуальной модели (рис. 1).

Под стратегическим развитием общества следует понимать избранную модель его долгосрочных действий, которую необходимо реализовать достижения поставленных перед ним целей.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОЛГОСРОЧНУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ: ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ БУДУЩИМ СТРАНЫ

Стратегическое развитие невозможно без видения будущего страны, к которому необходимо стремиться обществу. Под стратегическим видением понимается механизм, отражающий представление государства о сути внутриполитической и внешнеполитической ситуации, текущего и желательного положения общества, путей перехода от текущего состояния к желательному. Видение путей стратегического развития общества и достижения поставленных целей позволяет государству принимать обоснованные и целесообразные решения в конкретной политической и экономической ситуации, обеспечивая тем самым нивелирование угроз и рост конкурентоспособности страны.

Стратегическое видение реализуется посредством стратегии развития страны, стратегического регулирования и стратегического плана, в основе которых положены стратегическое управление, стратегическое планирование, стратегические цели.

Стратегия развития страны - это долгосрочное качественно определённое направление развития страны, касающееся сферы, средств и форм его экономической деятельности, системы взаимоотношений внутри страны, а также конкурентной позиции страны в мировом сообществе, приводящее страну к целям её развития. Она обеспечивает возможность государственных структур двигаться в одном направлении и служить интересам всего общества.

Стратегия развития страны - это, прежде всего, искусство управления, основанного на разработке и реализации краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планов развития. Стратегия, методологическую основу которой составляет стратегическое управление, определяет приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Согласно современной теории управления трансформация социальной системы, её перевод в новое целевое состояние обеспечивается стратегическим управлением. Однако данная теория разработана в основном для корпоративного уровня управления. Целостная теория стратегического управления как инновационного процесса пока находится в стадии становления. Отдельные элементы обозначенной теории представлены в многочисленных трудах зарубежных и российских ученых.

Развитие теории и практики стратегического управления в Российской Федерации связано с экономическим развитием страны, в частности с процессами, которые происходят в предпринимательстве. Результаты теоретических и эмпирических исследований, а также обобщение точек зрения отечественных учёных позволили выделить определённые этапы развития теории стратегического управления в Российской Федерации.

Начало 90-х годов прошлого столетия - это этап овладения теорией стратегического управления и внедрение идеи стратегической ориентации в деятельность предприятий. В сфере науки господствуют научные разработки зарубежных учёных, а на практике специалисты начинают оперировать современными терминами стратегического управления.

С середины 90-х годов происходит процесс практического использования концепции стратегического управления. Использование элементов стратегического управления выходит за рамки микроуровня. Государство и отдельные регионы начинают формулировать миссию, определять систему стратегических целей и т.д. Рост актуальности стратегического управления на всех уровнях экономики (микро-, мезо-, макро) обусловило увеличение количества научных исследований по проблематике стратегического управления, разработку научных и учебно-методических изданий.

Конец 90-х годов - начало ХХI ст. - этап преобразования стратегической ориентации на философию управления социально-экономическими процессами на всех уровнях экономики. На макроуровне принимается ряд стратегических программных документов по социально-экономическому развитию Российской Федерации. Внимание государства концентрируется на вопросах перспективного развития в условиях динамичной внешней среды. Усиление международной конкуренции обусловливает поиск путей интеграции и международного сотрудничества для обеспечения жизнедеятельности и конкурентных позиций на глобальном рынке.

В этот период, учитывая потребности общества, учёные решают неотложные проблемы в сфере стратегического управления, формируют релевантную экономическим особенностям страны концепцию. Для углубления теории и практики стратегического управления в эпоху глобализации и перехода к стойкому развитию цивилизации этап развития управления должен ознаменоваться дальнейшими системными исследованиями и стойким тандемом науки и техники.

Из приведённого обзора видно, что теория и практика стратегического управления пока не нашли достаточно полного отражения в экономической действительности современной России. Государство концентрирует основное внимание на оперативной деятельности. В своей деятельности оно, прежде всего, сосредотачивается на решении текущих проблем, связанных с использованием экономического потенциала страны. При этом проблемы его формирования, касающиеся определения перспектив стратегического развития, остаются на втором плане.

Одной из главных проблем становления стратегического управления в Российской Федерации является формирование стратегического мышления у государственных служащих и подготовка соответствующих специалистов в сфере государственного управления. Сегодня стало совершенно очевидным то, что стратегическое мышление ещё никогда не было таким значимым, как в настоящее время. Безусловным является тот факт, что без нового экономического мировоззрения практически невозможно использовать принципы стратегического управления и решать сложные вопросы, связанные со стратегическим развитием на современном этапе. Формирование стратегического мышления является необходимым на всех уровнях государственного управления.

Стратегическое мышление характеризуется такими признаками:

способность к формированию альтернативных вариантов развития (ориентиров и направлений) общества, к своевременному принятию превентивных мер в государственном управлении;

обеспечение направленности экономической деятельности общества в соответствии с определёнными ориентирами;

создание необходимых условий для творческого решения проблем общества, активизации новаторского подхода государственных служащих; обобщение различных точек зрения относительно определения ориентиров стратегического развития;

обеспечение гибкой, адекватной реакции общества на изменения глобальной действительности.

Стратегическое мышление акцентирует на возможности, а не на задаче, на будущем, а не на настоящем. Именно поэтому для формирования адекватного стратегического мышления необходимо иметь научно обоснованную систему стратегического управления, без которой невозможно сформировать эффективную модель стратегического развития страны.

В рамках стратегического управления очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства. Поэтому принципиальная основа стратегического управления формируется, в том числе и с помощью творческого осмысления и выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного ре¬зультата. Иными словами, искусство творчески мыслить и с помощью профессиональной интуиции улавливать то, что поможет добить¬ся социального успеха, обеспечивает государству целевую ориентацию в направлении оптимизации процессов стратегического развития.

Именно по этой причине стратегическое управление должно быть рефлексивно целенаправленным, т.е. быть всегда рефлексивно (на уровне постоянного побуждения к действию) ориентировано на достижение главной цели - рост конкурентоспособности страны. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное стратегическое развитие страны и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных социальных проблем.

Поэтому стратегическое управление опирается на идеалы государственной идеологии (государственный прагматизм), которая в структуре официальной идеологии России играет роль управляющей системы. Именно эти идеалы и должны составить принципиальную основу стратегического управления. В соответствии с этим стратегическое управление базируется на следующих принципах: новаторство, интенсификация производства, экономический рост, сбалансированность, социальная стабильность, социальный успех и рост уровня жизни.

Успех стратегического управления зависит, прежде всего, от способности государственных структур умело применять нововведения, открывать новые пути стратегического развития, способствующих преобразованию общества, качественному улучшению жизни населения страны. Новаторство - это существенное изменение искусства управления, оно требует высокой квалификации, гибкого стратегического мышления и глубокого ощущения требований времени. И в этом смысле оно тесно связано с интенсификацией производства.

Интенсификация производства предполагает увеличение размеров производства за счёт применения более эффективных средств производства, более совершенных форм организации труда и технологических процессов, воплощающих последние достижения научно-технического прогресса, лучшего использования наличного производственного потенциала. Интенсификация производства создаёт основу для роста производительности труда, способствуя тем самым экономическому росту.

Экономический рост обусловлен таким развитием хозяйства страны, при котором увеличивается реальный объём производства, выраженный во внутреннем валовом продукте. Однако в процессе обеспечения экономического роста неизбежно возникают рассогласования между всеми элементами системы стратегического управления, что объективно требует установления соответствующего баланса.

Сбалансированность - это такое состояние стратегического развития, при котором достигается соответствие между стратегией развития страны и целями стратегического плана. Установление баланса обеспечивается посредством административно-распорядительных мер регулирующего характера, осуществляемых с помощью методов формального воздействия и усиленного (властью и лидерством) стратегического регулирования.

Стратегическое регулирование - это деятельность по поддержке в динамической системе управления заданных параметров. Его задача - сохранить состояние упорядоченности, которое задаётся в процессе реализации стратегического управления. Реализация данной задачи обеспечивается посредством стратегического планирования.

Стратегическое планирование является организационным центром системы стратегического развития, на основе функционирования которого формируются необходимые предпосылки и принимаются необходимые решения. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ, как внутренних возможностей, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики экономики. Можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции общества на динамику глобального рынка и поведение стран-конкурентов. Стратегическое планирование в данном случае выступает как совокупность определённых функций: стратегический анализ, определение миссии и целей, финансовая оценка стратегических альтернатив, выбор типа стратегии.

Выбор осуществляется из следующего набора стратегий:

корпоративная стратегия реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счёт снижения уровня жизни граждан;

социально эффективная стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, минимальная инфляция и справедливое распределение доходов;

либеральная стратегия означает, что экономика страны становится всё более открытой для свободного движения товаров и капиталов;

регулируемая стратегия проявляется в установлении государством контроля над движением товаров и капиталов;

мобилизационная стратегия требуется для развития страны, когда оно усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи.

Достижение сбалансированного состояния процесса стратегического развития способствует социальной стабильности, отражающей устойчивое состояние социальной системы, позволяющей ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры. Параметры функционирования социальной системы отображаются в стратегическом плане в виде соответствующих целей и показателей.

Стратегический план представляет собой управленческую конструкцию, используемую в процессе стратегического управления на стадии реализации принятой стратегии развития страны. Он включает в себя перечень стратегических целей развития, которые сгруппированы в пять основных групп по принципу декомпозиции:

1. Гуманитарное развитие - формирование высокого уровня общественного сознания. Предполагает наличие следующих целей:

развитие духовности - формирование личности человека;

развитие культуры и искусства - формирование ролевых установок в общественном сознании;

научно-техническое развитие - практическое использование законов, определяющих жизнедеятельность общества;

развитие средств массовой информации - передача объективной информации потребителям;

развитие образования - формирование самодостаточности, адекватного мировоззрения и гибкого менталитета.

2. Рыночное развитие - обеспечение баланса совокупного спроса и предложения. Предполагает наличие следующих целей:

развитие ресурсопользования - обеспечение рационального использования природных ресурсов;

развитие отношений собственности - формирование оптимальной структуры собственности;

развитие конкурентных отношений - формирование атмосферы состязательности между хозяйствующими субъектами;

развитие рыночной инфраструктуры - обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка;

развитие структуры экономики - оптимизация взаимосвязей между различными единицами экономики страны;

3. Финансовое развитие - оптимизация финансовых потоков в экономике.

Предполагает наличие следующих целей:

развитие социальной защиты - социальное обеспечение и защита населения страны;

развитие денежно-кредитных отношений - кредитование физических и юридических лиц;

развитие противодействия инфляции - обеспечение и поддержание минимального уровня инфляции в экономике;

развитие налоговых отношений - формирование социально справедливого перераспределения доходов в стране;

экологическое развитие - формирование экологически безопасной среды жизнедеятельности общества.

4. Правовое развитие - правовая регламентация жизнедеятельности общества.
Предполагает наличие следующих целей:

развитие конституционного права - формирование баланса между свободой народа и властью государства;

развитие административного права - формирование баланса между личной самодеятельностью граждан и правящей власти;

развитие трудового права - формирование баланса интересов сторон трудовых соглашений;

развитие финансового права - формирование баланса взаимоотношений государства и общества в процессе финансовой деятельности;

развитие хозяйственного права - формирование баланса между тенденциями развития общества и системой рыночных отношений.

5. Производственное развитие - всестороннее развитие факторов промышленного производства. Предполагает наличие следующих целей:

развитие землепользования - оптимальное распоряжение землёй с целью её рационального использования и извлечения дохода;

развитие трудовых ресурсов - использование трудовых ресурсов в промышленности;

инвестиционное развитие - рост инвестиционной привлекательности промышленности;

инновационное развитие - рост инновационной активности в экономике;

развитие предпринимательства - максимально полное удовлетворение рыночных потребностей.

Стратегический план является основой для планирования на всех уровнях экономики. Он обозначает приоритетные направления развития для всех уровней экономики, а функционирование модели устойчивой экономики, основанной на управлении экономикой через государственный сектор, обеспечивает реализацию стратегического плана.

Реализация стратегического плана не означает, что обоснованность выбора стратегии и соблюдение необходимых условий для её выполнения автоматически обеспечат достижение желаемого результата - роста конкурентоспособности страны. Основной причиной отклонений является внешнеэкономическая и внутриэкономическая нестабильность и непредсказуемость глобальных изменений. Всё это требует создания подсистемы в рамках системы стратегического развития, которая бы обеспечила контроль над движением страны по заданной траектории, а также над теми отклонениями, которые могут возникнуть в ходе реализации стратегического плана. Очевидно, что основная задача контроля заключается не в оценке правильности выбора стратегии, а в определении того, будет ли способствовать реализация стратегии достижению желаемых целей и социального успеха в целом. Под социальным успехом понимается определённый уровень социальных достижений, достойным в данной стране и культуре. Достижения в данном случае - это определённый статус материального достатка, глобального статуса и влияния страны.

Оценка и контроль выполнения стратегий, с помощью которых нивелируются возникающие угрозы, является логически последним процессом, осуществляемым в рамках стратегического управления. Данный процесс должен идти непрерывно. Только в этом случае он обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями стратегического развития. Основными задачами любого контроля являются следующие:

определение того, что и по каким показателям проверять;

осуществление оценки состояния общества в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате оценивания;

осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Основные цели контроля заключаются в обеспечении единства решения и исполнения, предупреждении возможных ошибок и недоработок, своевременном выявлении отклонений от заданного направления, эффективном достижении поставленных задач в установленные сроки и т.п. Главная же цель контроля - выявление внутренних резервов, позволяющих улучшить систему принятия решений и поиск путей повышения эффективности стратегического управления.

Результаты оценки и контроля реализации стратегии дают основания для установления обратной связи между стратегией и целями. Данная взаимосвязь позволяет нивелировать возникающие угрозы и обеспечивать достижение стратегических целей, результатом чего является рост конкурентоспособности страны.

Под конкурентоспособностью страны в данном случае понимается её способность обеспечивать собственное стратегическое развитие посредством стратегии развития, стратегического регулирования и стратегического плана, в основу которых положены стратегическое управление, стратегическое планирование и стратегические цели, реализация которых позволяет производить и сбывать товары, по своим характеристикам более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов, что в свою очередь способствует росту жизненного уровня населения. Последнее означает увеличение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Таким образом, реализация предложенной модели стратегического развития России будет способствовать её успешной конкуренции на мировом рынке, повышению уровня благосостояния населения в соответствии с меняющимися потребностями, а также определению перспектив дальнейшего стратегического развития.

Владимир ПОДГОРНЫЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия, министр экономического развития в первом правительстве ДНР, для РМ.У

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Подгорный
Все статьи Владимир Подгорный
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31