Рабочая группа по организации «Евровидения - 2017» намерена провести открытие конкурса, который состоится в Киеве, на территории Софиевского собора. Отмечается, что чувства верующих не будут задеты.
Насколько уместно проведение Евровидения, одним из победителе которого стала, например, Кончита Вруст, в соборе, возведенном Ярославом Мудрым 980 лет назад и почему киевские власти приняли такое решение? На этот вопрос специально для сайта RusNext отвечает шеф-редактор сайта День-ТВ Алексей Анпилогов:
В некоторых действиях государственных мужей Украины не стоит искать злого умысла, поскольку там хватает здоровой и совершенно отвязной глупости, которая всегда присутствовала на Украине.
Достаточно почитать классические произведения Николая Васильевича Гоголя, в которых выведены все классические малороссийские типажи. Так вот - весь этот хутор близ Диканьки в настоящий момент времени переехал в полном составе на ул. Грушевского, в Мариинский дворец и прочие присутственные места, где и осуществляет свою деятельность современная украинская власть, в том числе, к сожалению, и на ниве культурного окормления масс.
Евровидение всегда было неким политическим актом, который должен был демонстрировать какие-то лучшие, исторически значимые, ценные для мировой культуры моменты, связанные с песенным творчеством. Конкурс именно так и задумывался - как некая площадка для обмена культур между собой.
К сожалению, в последнее время конкурс превратился в свою едва ли не противоположность, он продуцирует достаточно однообразный и весьма специфический музыкальный контент. И в этом самом мутном потоке Украина и оказалась - ничем не выделяясь, не имея какого-то собственного лица.
Первый успех Украины на Евровидении был связан с именем такой хорошей украинской певицы Русланы, которая как раз и шла по тем лекалам, по которым задумывалось Евровидение с самого начала. То есть, она исполняла современные песни с тем самым этническим уклоном, который с самого начала был поставлен во главу угла организаторами Евровидения.
Потом всё покатилось по наклонной. Выступали безголосые «Гринджолы», преимущество которых было в том, что они понравились президенту того момента - Ющенко. Тогда, во время первого приёма Украиной фестиваля выяснилась совершенная неподготовленность страны к организации Евровидения - ни сцен, ни гостиниц, ни инфраструктуры города Киева для приёма столь значимого события. Даже просто разместить порядка 50-70 тысяч гостей на фестиваль оказалось тогда сверхзадачей. Если поднять сообщения от того, первого Евровидения на Украине, можно увидеть, что гостей фестиваля тогда вынужденно селили даже в палаточных городках на Трухановом острове, в центре Киева.
Здесь может скрываться вторая подоплёка того, почему появилась мысль использовать Софийский собор в качестве некоего задника для открытия нынешнего Евровидения. Просто в современном Киеве так и не возникло какого-то серьёзного концертного зала. Ещё советской постройки концертный зал «Украина» примечателен тем, что в начале 2000-х на его реконструкцию украли несколько сотен миллионов гривен, но так и не привели в надлежащее состояние. Такая же ситуация продолжилась на протяжении всего оставшегося периода руководства Украины, когда в Киеве так и не возник современный концертный зал, в котором можно было бы организовать мероприятие, на котором на открытии может присутствовать несколько тысяч человек только в зале, как это происходит обычно при открытии Евровидения в западноевропейских странах.
Исходя из этих двух факторов - собственной глупости и невозможности на достойном уровне принять Евровидение - думаю, и складывается картинка того, что киевские власти стремятся обеспечить открытие конкурса в столь сакральном месте - не только для Украины, но и для всей славянской цивилизации, в храме Софии Киевской, который неразрывно связан с историей русского народа, всех его трёх ветвей, которые тогда ещё не были разделены, с историей восточного православного христианства, и даже с историей Украины (Софийский храм находится на двухгривнёвой купюре на задней стороне).
Это всё очень грустно и в очередной раз подчёркивает, что то, что в Москве мыслится невозможным и необсуждаемым - открыть Евровидение в Храме Христа-Спасителя или Василия Блаженного - на Украине воспринимается уже как вариант нормы.
Ну, а то, что мы увидим следующим летом в Киеве... Всё это можно легко предсказать, анализируя предыдущий опыт Украины в качестве хозяйки Евровидения, когда многие западные гости просто называли этот фестиваль худшим за всё время проведения конкурса именно с точки зрения организации и уровня проведения.