Россия должна быть государством сильно централизованным

Новости Москвы 
0
1757
Время на чтение 7 минут
Россия должна быть государством сильно централизованным - Валентин Катасонов | Продолжение проекта «Русская Весна»

Кремль будет по-новому выстраивать взаимоотношения центра и территорий в условиях острой нехватки госдоходов. В течение трех лет часть региональных сборов налога на прибыль будет перераспределяться в пользу наиболее бедных субъектов РФ. Одновременно регионам на 30% сократят субсидии и «иные межбюджетные трансферты» из центра. Об этом во вторник, 20 сентября, сообщил «Коммерсант».

По информации издания, правительство РФ завершает разработку «Основ государственной политики регионального развития до 2025 года». Ключевым в документе является новый механизм перераспределения части налога на прибыль.

Ставка этого налога равна 20%. Но только 2 процентных пункта из нее закреплены за федеральным бюджетом - остальное достается регионам. Вместе с налогом на доходы физлиц (НДФЛ) этот платеж составляет основу региональных бюджетов. По данным Минфина, за семь месяцев 2016 года субъекты РФ получили в виде налога на прибыль 1,451 трлн. рублей.

И вот теперь часть этих денег предлагается перераспределить, чтобы «сократить разрыв в уровне жизни между регионами». Операция напоминает латание Тришкина кафтана:

- из региональных 18% налога на прибыль забирается 1 процентный пункт;

- полученные 117 млрд. рублей (исходя из поступлений 2016 года) распиливаются на три части;

- 84 млрд. рублей идет на дотации бедным субъектам РФ, 20 млрд. - на гранты самым динамично развивающимся регионам, а 13 млрд. центр оставляет себе (в качестве компенсации другого стимулирующего механизма - права регионов оставлять себе весь прирост налога на прибыль сверх показателей предыдущего года).

В результате, по замыслу кабмина, богатые регионы - Москва (получает более четверти всех сборов налога на прибыль в стране), нефтедобывающие ХМАО, Тюменская область и Сахалин, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область - будут тащить из экономического болота менее успешных «коллег».

А вот Центр, по мнению Минфина, в этом случае сможет финансовую поддержку регионам сократить. Конкретно в 2017 году - на 15,5%, прежде всего за счет прямого - на 30% - урезания расходов на субсидии и так называемые «иные межбюджетные трансферты».

Понятно, что богатые регионы, начиная с Москвы, не в восторге от таких планов. Но и бедным придется несладко. «Излишками» налога на прибыль, изъятыми у шести «жирных» субъектов РФ, предполагается заткнуть дыры в бюджетах нескольких десятков регионов-аутсайдеров, которых к тому же Минфин лишит части трансфертов.

Что стоит за планами кабмина, к чему приведет их реализация?

- По первому полугодию 2016 года, если брать весь налог на прибыль, полученный консолидированными бюджетами регионов, 25% приходится на Москву, 7% - на Сахалинскую область, 6% - на Санкт-Петербург, 5% - на Московскую область, - уточняет профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

- Еще по 4% приходится на Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменскую область, остальные получают и того меньше.

Это означает, что в России всего два региона получают полновесную ренту от налога на прибыль. Первый - это Москва, хотя столица потеряла часть этой ренты: после принятия закона о консолидированных группах налогоплательщиков поступления в московский бюджет уменьшились.

Второй регион - Сахалин, который имеет супер-ренту от соглашения о разделе продукции (СРП), в результате которого огромный налог на прибыль нельзя изъять в федеральный бюджет, и он строго поступает в бюджет Сахалина, принося региону огромные деньги. (СРП между компанией «Сахалин Энерджи» и РФ предусматривает особый налоговый режим, согласно которому большая часть налогов и таможенных сборов заменяется разделом продукции, - «СП»).

Так вот, на мой взгляд, нынешняя инициатива правительства - это завуалированная попытка изъять эту сверхприбыль у Москвы и Сахалина. Заодно под ударом оказываются еще несколько регионов, включая Питер. Понятно, что в такой ситуации Москва и Питер будут сопротивляться этой инициативе изо всех сил.

- А Сахалин не будет?

- С Сахалином - особая история. Если цены на нефть и газ пойдут вверх, и станет интереснее инвестировать в нефтегазодобычу, то прибыль Сахалина сократится. Прибыль, в данном случае, - это результат за вычетом инвестиционных расходов.

Поэтому Сахалин промолчит, как и все остальные, кроме Москвы и Питера: эти две столицы, повторюсь, будут биться насмерть.

- «Раскулачивание» двух столиц облегчит жизнь остальным регионам?

- Много денег такое раскулачивание не принесет. В целом, мне не нравится сама идея: ничего не тратить из федерального бюджета, а просто перераспределить региональную денежку.

Центр уже отобрал у регионов НДПИ в части нефти и газа - эта рента полностью консолидируется в федеральный бюджет. А теперь, получается, федеральные власти решили заняться еще и консолидацией налога на прибыль.

Понятно, что декларируемая цель - перераспределение этих денег в пользу слабых. Но и здесь возникает масса вопросов.

Например: если все трансферты регионам в первом полугодии 2016 года сократились на 12%, почему они выросли - и прилично, на 14% по сравнению с первым полугодием 2015-го, - для Чечни? Так ли сильно нам нужно поддерживать Чеченскую республику?

Или почему трансферты Ингушетии выросли на 35%?

На эти «почему» нет ответа. И в этом главная проблема - в непрозрачности системы перераспределения.

Дополнительные деньги от консолидации части налога на прибыль будет распределяться по той же непрозрачной схеме. Поэтому у меня нет иллюзий, что нынешняя инициатива поможет слабым регионам. Да и сумма на помощь получается очень скромной: 87 млрд. рублей в лучшем случае будут «размазаны» на полтора десятка самых слабых субъектов. В реальности, скорее всего, и они будут распределены по принципу «кого люблю - того дарю».

- К чему приведет реализация плана кабмина?

- Любые новые ухищрения - а речь идет именно об ухищрениях, - вносят еще большую неопределенности и непрозрачности в российские межбюджетные отношения. И это очень плохо.

- Насколько плохо обстоят сейчас дела в регионах?

- Если смотреть на дефицит бюджета по первому полугодию 2016 года, он наблюдается почти в 50 регионах. Думаю, к концу года этот список, как и в предыдущие три года, расширится до 75-77 регионов.

Беда в том, что у очень многих субъектов больше не осталось бюджетного «жирка», который можно порезать в части расходов. А с доходами проблема: налог на прибыль за первое полугодие практически не вырос, устойчиво подрастал лишь НДФЛ - за счет незначительной индексации зарплат.

По сути, ситуация патовая. По уму, на мой взгляд, надо бы отменить майские указы президента Владимира Путина, поскольку денег на их исполнение у регионов банально нет. Достаточно сказать, что в 2012-2014 годах бюджеты регионов несли 70% всей финансовой нагрузки по исполнению майских указов, а 30% добавлял федеральный бюджет. В 2015 году пропорция стала уже 80:20.

Для регионов это непосильная нагрузка. Но Кремль не может терять лицо, и в результате субъекты РФ занимаются «наперсточничеством» - отрыванием и перекладыванием бюджетных кусочков. Плюс, безудержно занимают деньги в банках: на начало 2016 года общий долг регионов достиг 2,7 трлн. рублей, и к концу года наверняка вырастет.

Да, Россия не может отказаться от перераспределения доходов регионов. У нас чудовищные различия в налоговой базе субъектов РФ, и это, как говорится, не лечится - с этим надо жить. Проблема, повторюсь, в непрозрачности самой системы перераспределения, которая управляется в «ручном режиме».

Именно это стимулирует регионы бегать по федеральным кабинетам, и выпрашивать деньги. В наших условиях это гораздо более эффективно, чем развивать экономику на собственной территории...

- Налоговая система РФ переусложненная, по сравнению с другими странами, - отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов.

- Поэтому эффект от новаций правительства оценить сложно. Но понятно одно: регионы в целом потеряют при реализации плана кабмина. Налог на прибыль - довольно крупный кусок федерального бюджета РФ. Так что от готовящейся операции якобы взаимного обмена выиграет, бесспорно, центр.

Не думаю, что это плохо. Регионы у нас, на мой взгляд, чрезмерно автономны, в результате губернаторы и их ближайшее окружение без труда реализуют различные коррупционные схемы. Достаточно напомнить, что, по версии Следственного комитета, бывший глава Сахалинской области Александр Хорошавин сотоварищи набрали взяток на сумму 522 млн. рублей. А при обыске у экс-губернатора правоохранители изъяли более 800 ювелирных изделий, в том числе золотую ручку, сплошь инкрустированную бриллиантами, которую оценили в 36 млн. рублей.

В этой ситуации центр понимает: сколько ни дай регионам субсидий и трансфертов - они, возможно, будут разворованы. И предпочитает давать поменьше.

По сути, мы продолжаем пожинать плоды кампании по децентрализации государственного управления 1990-х годов. Процесс, напомню, шел под лозунгом «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Эту историческую фразу произнес в августе 1990-го тогдашний глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. В результате, регионы пустились во все тяжкие: ввели массу местных налогов, и даже создали собственные валютные и золотовалютные фонды.

В нулевые Кремлю что-то удалось отыграть назад, и в последние десять лет между центром и регионами установилось неустойчивое равновесие, при котором Москва не может особенно тянуть одеяло на себя.

С моей же точки зрения, Россия должна быть государством сильно централизованным. Из-за территории, которая огромна, из-за того, что в условиях централизованного государства проще наладить хозяйственную деятельность. Наконец, потому, что Запад постоянно пытается Россию расчленить. Аморфное федеративное устройство в таких условиях - далеко не лучшее решение...

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Полунин
Все статьи Андрей Полунин
Валентин Катасонов
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
«Физиков», выводящих деньги в зарубежье, ждёт капкан по обе стороны границы
Если не остановить вывоз долларов частными лицами, Россия получит удар под дых
18.04.2024
В Поднебесной рекордный за всю историю бюджетный дефицит
О долге Китая и его «теневых» биржах
17.04.2024
Мировые экономические кризисы и войны /
Как это было и к чему нам готовиться
17.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35