О том, можно ли было предотвратить украинский кризис, как отсутствие идеологии помешало вменяемым людям на Украине спасти страну и почему на самом деле миф «европейской мечты» для Украины оказался сильнее братских уз с Россией - размышляет уроженка Украины, живущая в Германии Елена Геллер
- Часто спрашивают об идеологии.
О том, почему, скажем, «европейская мечта» соблазнила столько народу на Украине и почему та же Россия не могла или не хотела предложить ничего взамен. И чем эта мечта плоха или хороша.
Мне кажется, мы опять попали в ловушку споров о терминах.
Абстрактно говоря, «европейская мечта» имеет как минимум два аспекта. Первый из них - богатство. Ещё и преувеличенное слухами. Да-да, пенсии по три тысячи, зарплаты по пять тысяч евро. Я, правда, таких пенсий у людей не видела, да и зарплат таких тоже. Ну разве что в одной из фирм, где я работала, хозяин себе назначил семь тысяч зарплаты.
В принципе, разница между уровнем жизни в Европе и, скажем, в России или на Украине где-то с 2002 года неуклонно уменьшалась. К тому же кажется ясным, что никто богатый деньгами делиться не будет: хочешь жить в богатом обществе - работай, чтобы оно стало богатым.
Есть, правда, ещё один аспект. Это порядок и равенство всех перед законом. Это не совсем зависит от богатства; возможно, богатство в итоге зависит от этого. И, как показывает опыт, автоматическое вступление в Евросоюз тут мало что даёт: вроде в Румынии и Болгарии, при всём уважении, порядка больше не стало.
Та идея, которая носилась в воздухе со времён перестройки, была именно «жить как в Европе». Кто-то вкладывал в это понятие именно возможность неплохо жить без особого напряжения; кто-то - возможность разбогатеть, потому что «умный предприниматель всегда богатый» (а умными считают себя все); кто-то мечтал о новых технологиях; позднее появилась и жажда «порядка и хороших законов».
В сравнении с идеализированной «Европой» неидеальной России предложить было нечего. Она ведь и сама стремилась к идеалу. А для Украины вопрос стоял примерно так: как лучше, быстрее и удобнее к этому идеалу приблизиться.
И самый простой ответ на вопрос был: присоединиться к тем, у кого всё это уже есть. А не двигаться долго и неуверенно вместе с такими же «неудачниками».
Да, свою роль сыграло не только сравнение «не идеала» с «идеалом», но и сказки о том, что Россия по природе своей сиволапа и обречена на тоталитаризм, бесхозяйственность и что там ещё было в полном наборе. Не думаю, что эти сказки не стимулировались извне, но не это важно - важно, что они работали.
Поэтому и сотрудничество с Россией украинские элиты (в том числе, промышленные) рассматривали как выгодное, но не как перспективное. Примерно как добротное место в первой пятёрке первой лиги, когда хочется в высшую.
Я помню, как я много лет назад задала вопрос, почему наша элита (имела в виду элиту промышленную восточно-украинскую, даже главным образом донецкую) так боится раздражать «условный Запад», что готова делать часто очень болезненные внутриполитические уступки (а попросту говоря, сдаваться, даже имея неплохие исходные карты и будучи по закону вообще кругом права).
Я привела пример одного довольно известного чиновника, который после первого майдана вынужден был бежать в Россию и хорошо там устроился.
Ответ был: «Для его поколения это подходит, но наши моложе, они хотят лучшего». Действительно, сдаваться было обидно, но ещё обиднее казалось добровольно отрезать себя от идеала, где хотелось бы, может, жить в старости и адаптировать к той, идеальной жизни если не детей, то внуков.
Кстати, теперь я лучше понимаю покойного Дмитрия Корнилова (который по праву должен быть причислен к великим), поднимавшего вопрос об идеологии ещё в середине 90-х.
Что это должно быть, спрашивал он, - «идея общей судьбы»?
Мне тогда казалось, что Дима ломится в открытую дверь. Но что касалось элит и перспектив, - он поднимал вопрос правильно. Идея традиционных экономических связей и дешёвого газа, по сути, не лучше идеи «зарплат по пять тысяч и пенсий по три» и, будучи вполне практичной, глобально неперспективна.
Случилось так, что будучи плюс-минус того же поколения, что и эта элита, я очень хорошо изучила на своей шкуре разницу между туризмом и эмиграцией. Потому я и вижу, что сравнивать реальное (и благодаря близости культур и менталитетов хорошо просматриваемое) положение вещей с абстрактным идеалом неправильно. Вполне возможно, что если всё будет хорошо идти (а я искренне желаю этого и Европе, и России), всё отставание - вопрос ещё десятка лет. Что по историческим меркам ерунда, хоть по человеческим и обидно; ну и ускорять - себе дороже.
К тому же. Элиты везде имеют свойство и отрываться от реальности, и приносить чьи-то интересы (или кого-то) в жертву своим настоящим или придуманным приоритетам (возможно, мелким и сиюминутным).
При этом в назначенной на роль жертвы стране олигархи и работяги могут оказаться практически в «одной цене». Всё это, впрочем, не идеология, а обычный прагматизм: не хочешь быть жертвой, в первую очередь не очаровывайся и следи за руками. И не думай, что ты решишь все проблемы, если звёзды правильно станут и тебя вдруг куда-то «возьмут».
Другое дело, что... Ну как бы это объяснить. Степень готовности различных сторон бросить тебя «в топку» зависит частично от этих сторон, а частично и от тебя.
Скажем, Россия явно не хотела заварухи на Украине, в том числе и потому что пожар на территории, лежащей между собственной границей и Евросоюзом и населённой, можно сказать, ближайшими родственниками, мало кого бы обрадовал. А вот для «главных» стран Евросоюза пространство между Россией и окраинами ЕС не было уж столь критично; возможно, не было и ощущения, что реально может загореться.
(Штаты я намеренно не рассматриваю: я не знаю, как там обстоят дела, могу только подозревать, что если европейцы не очень нас понимают, то за океаном, у людей, не привыкших ни к необходимости знания иностранных языков, ни к необходимости вникать во что-то происходящее за собственными границами, с пониманием должно быть сильно хуже, и рулить должны предубеждения и представления о представлениях. Соответственно, то, что незнакомо, может быть, не так жалко.)
Но важно ещё вот что. Внутри Украины накопилось столько противоречий, годами загоняемых вглубь, что страна оказалась беззащитной перед вызовами.
Идеал поманил пальчиком, - и все побежали, сначала наивные сторонники «европейского выбора», а потом все подряд, включая те силы, которым по сути та же Европа была без разницы, а просто хотелось «перевернуть столик» в свою пользу.
У старой донецкой элиты, кстати, хватило прагматизма не верить в красивые сказки и пытаться «строить Европу» дома.
Но им не хватило, возможно, прагматичной идеологии, не позволяющей очаровываться «идеалом» настолько, чтобы жертвовать своими коренными интересами. И, возможно, действительно не хватило ещё и чего-то вроде идеологии «общей судьбы», хотя, как по мне, даже без этого сдаваться было необязательно.
Ну и ещё. Вот Израиль строит не Европу и не Америку, а Израиль. Проблем с союзниками и врагами выше крыши. Не меньше проблем и внутри страны. Есть проблемы и с идеализацией определённых сил, которых традиционно считают союзниками. Но всё же они строят сами себя, с минимумом иллюзий, и в целом получается.