Вступил в силу запрет на поставки российского дизельного топлива на Украину - ровно так, как это было и год назад. Тогда эта мера была связана с опасениями использования горючего украинскими вооруженными силами. Судя по всему, сейчас Москва может преследовать такую же цель. Конечно, Киев в итоге найдет замену, однако это встанет ему в копеечку.
С 1 сентября удалось добиться перемирия. Наблюдается относительное затишье: если раньше количество обстрелов на линии фронта могло доходить до сотни в день, то с 1 сентября оно сократилось до 20. Но вот уже два дня там наблюдается рост обстрелов. И в целом эксперты считают, что предпосылок для длительного сохранения перемирия мало.
Перемирие противник может использовать для перегруппировки сил, стягивания ресурсов, как технических, так и людских. И одним из важнейших таких ресурсов является дизельное топливо для военной техники. Его главным образом используют танки и БТР.
Показательно, что в сентябре прошлого года Россия также ограничила поставки дизтоплива на Украину. И тогда российские госорганы прямо объясняли, что цель ограничений - не допустить использование российского топлива вооруженными силами Украины.
«Не исключаю, что могла быть и политическая подоплека в этой истории на фоне очередного обострения отношений. Потому что Порошенко делает заявление, что хоть Украина и потеряла 15 млрд долларов из-за разрыва торговли с Россией, но это хорошо, зато она избавляется от зависимости от России и скоро заживет прекрасной жизнью», - говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Тем более что Россия может себе позволить прекратить поставки дизтоплива соседу. «Я думаю, что мы исходим из того, что рынок нефтепродуктов на Украине в любом случае мы потеряем, поэтому бороться за него, в отличие от газового рынка, смысла нет. По газу Украина пытается заместить российский газ реверсом, но всем понятно, что это тот же российский газ. По топливу ситуация иная. Тема поставок нефти менее политизирована. Замену российскому дизтопливу Украина найдет, нарастив поставки из Белоруссии, Польши и Литвы», - говорит Симонов.
«Кроме того, нас начали выдавливать из украинских нефтеперерабатывающих заводов еще при прежних властях, а сейчас это еще больше расцветает. Ведь переработка нефти на Украине была под контролем наших компаний», - добавляет эксперт.
Крупные проблемы Россия на этом рынке для Украины создать не может, однако временные трудности для украинских потребителей дизтоплива - вполне. И главными его потребителями являются сельхозпроизводители и военная техника.
Таким образом, Украина столкнется с временным дефицитом дизтоплива, плюс ей придется покупать более дорогое импортное горючее. «Экономика проста: все равно Европа берет нашу нефть, перерабатывает ее и продает. Конечно, выгоднее брать у России или у белорусов, так как плечо транспортное будет меньше и, соответственно, цены ниже», - отмечает Симонов.
«Российское дизтопливо было самым дешевым, так что это будет дополнительным бременем для и без того скудного украинского бюджета. Тем более что белорусские компании могут использовать эту возможность для подъема цен», - говорит Роман Ткачук из «Альпари». «Отношения России и Украины развиваются по синусоиде. По традиции осенью они ухудшаются. Возможно, так будет и в этом году. В этом случае мы вновь услышим о „газовых войнах" и других геоэкономических напряженностях», - добавляет он.
Источник