Эксперимент длиной в сто лет

Толерантность 
0
702
Время на чтение 6 минут
Эксперимент длиной в сто лет | Продолжение проекта «Русская Весна»

Пусть русский народ - сильный богатырь. А другой народ - богатырь послабее, и русскому народу говорят: «Ай-яй-яй, ты большой, а он - небольшой. Его надо защитить, и не от внешних врагов, а в первую очередь от тебя же защитить, чтобы ты, махина такая, его не пугал».

В эти октябрьские дни я вспоминаю своего прадеда. Он воевал в Первую мировую, вернулся, вел хозяйство, построил мельницу. Был раскулачен, лишен всего имущества. Семья голодала, от голода умер один из сыновей, родную деревню пришлось оставить.

Ему было хорошо за сорок, когда его снова призвали, и он еще успел повоевать в Великую Отечественную, участвовал в битве за Кенигсберг. Вернулся, построил дом. Женил сына, вырастил внуков... умер уже при позднем Брежневе.

Типичная судьба русского крестьянина, даже довольно счастливая.

Думаю я о нем потому, что на этот октябрь наложилась у меня книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».

Пропагандистская, благожелательная - и от того еще более жуткая - книга о том, как за 10 дней громадная страна из состояния полного раздрая, но пока еще добродушия, когда граждане не желали убивать друг друга, была увлечена в воронку террора, где всякий контрреволюционер - мишень для революционера, где отсутствие удостоверяющей личность бумажки - повод для расстрела.

Я думаю: как там мой прадед?

Он, конечно, не был советским человеком, и сомневаюсь, что для него было важно, что он был русским. Подозреваю, что желал он того самого, чем большевики первоначально увлекли крестьянство, - земли.

Не иметь обостренного национального чувства - нормально для большинства людей, о национальном чувстве обычно печется национальная интеллигенция. Когда она существует. Если ей позволено существовать. И если она готова быть национальной.

Мой оппонент, господин Тютин, предъявляет мне ряд возражений, из коих фундаментальным ему кажется неразличение понятий «народ» и «нация».

С этим ему придется смириться. Не потому, что разницы между этими понятиями вовсе не существует - изначально она брезжила. Но размылась даже не при нашей памяти. И сам господин Тютин, приводя как «классический пример нациестроительства» Советский Союз, упускает из виду, что образовавшийся конгломерат сплошь и рядом назывался «советским народом».

Не менее того он путается в показаниях, когда нацией, состоящей из разных народов (народностей? национальностей?), называет то англичан, то британцев.

Но мы не будем его за это упрекать. Потому что это не важно.

И кое-в чем он прав: Советский Союз действительно поставил эксперимент нациестроительства на вненациональной основе, задействовав беспримерно огромные ресурсы - пропагандистские, канцелярско-бюрократические, политические, экономические, репрессивные.

И, однако, этот эксперимент провалился. Спустя 70 лет конгломерат распался по национальным границам, и внутри русского ядра были четко прорисованы уже новые национальные границы.

Можно закрывать на это глаза. Мы попробуем не закрывать.

Вернемся в 1917 год, который скоро осчастливит нас своим столетним юбилеем.

Господин Тютин глубоко заблуждается, когда уверяет, что «развитие народа и развитие нации - совершенно разные вещи». На деле они не совершенно разные, а тесным образом сообщающиеся.

Вот, к примеру, что писал в 1917 году белорусский националист Язеп Лесик:

«Наши крестьяне на съездах высказывались в том смысле, что им не нужна автономия, но делали они это по неразумению и темноте своей, но более всего в результате обмана, так как вместе с этим они говорили, что и язык им не нужен. Никто в мире не отрекается от своего языка... а наши крестьяне отрекаются. Значит, делают они это по неразумению и темноте...

По тем или иным вопросам мы обращаемся к знатокам и специалистам, а вот при государственном строительстве удовлетворяемся мнениями таких специалистов, как темный и некультурный народ... Народ - вещь хорошая, но ему необходимо рассказать, разъяснить, его необходимо сначала просветить, научить, и только потом уже звать к себе на совет».

Итак, «неотъемлемый критерий - язык», о котором пишет господин Тютин, в случае с белорусскими крестьянами не работает: язык у них русский, и они вполне себе русские.

Это, однако, нисколько не останавливает Лесика, и он прямо увязывает язык (критерий «народа») с государственным строительством (критерием «нации», «социально-политического явления»).

По этому принципу потенциального нациестроительства и были сработаны советские социалистические республики даже в тех случаях, когда у них не было своего общего языка: его надлежало внедрить, население - привести в гомогенное состояние с преобладанием «титульной нации», управленцев - «коренизировать».

Ну, а потом, обладая собственным административным аппаратом, собственной укрепившейся национальной интеллигенцией, республики были потенциально готовы на выход, пусть даже до поры до времени этого не делали.

Рассуждали большевики примерно так же, как господин Тютин. Русский народ - он вон какой: сильный. А еще какой-нибудь народ - он вроде бы не такой сильный. Поэтому, чтобы он согласился быть вместе с сильным, его надо поддержать, дать ему какие-то привилегии.

Есть тут логика? Не обязательно. Если кого-то надо подкупать, чтобы он согласился быть с вами, это не очень хорошо говорит о вашей привлекательности.

Но допустим. Пусть русский народ - сильный богатырь. А другой народ - богатырь послабее, и русскому народу говорят: «Ай-яй-яй, ты большой, а он - небольшой. Его надо защитить, и не от внешних врагов, а в первую очередь от тебя же защитить, чтобы ты, махина такая, его не пугал».

А если небольших - многие десятки? И всех их надо защитить... от себя?

Стоп-стоп, скажут мне. Но народы же не воюют! Они водят дружный хоровод внутри дружной российской нации, и поддерживать их нужно для того, чтобы они соглашались дружить!..

Или вот аргумент сильнее: а почему они воюют именно с русским богатырем? Может, небольшие богатыри воюют друг с другом?

Этот довод просто так не отбросишь.

Действительно: армяне воевали с азербайджанцами, грузины - с абхазами; вялотекущей грызне на Северном Кавказе не помогло, что оттуда выдавили русских; татары, живущие в Башкирии, не чувствуют ни малейшего энтузиазма от того, что их заставляют учить («братский»!) башкирский язык...

Будь русский народ силен - он мог бы стать уважаемым арбитром (неуважаемых не зовут в арбитры).

Вот что писал в том же 1917 году министр продовольствия в правительстве независимой Армении Вермишян:

«Нападки на так называемый русский империализм совершенно непонятны. На Кавказе этот империализм установил закон и порядок и обеспечил безопасность жизни армян, чего раньше никогда не было.

Русский империализм имел свои отрицательные стороны, но в общем он был прогрессивной силой. И когда я вижу, что русские боятся этого слова и каждый отказывается от него, мне как армянину становится больно...»

А вот что я слышала в прошлом году на форуме Всемирного русского народного собора в Калининграде: «Русские, когда же вы станете сильными? Когда вы будете вести себя как хозяева?»

Вдобавок сильный русский народ мог бы стать желанным прибежищем, куда уходят, устав от локальных дрязг или ища более широкой причастности.

Почему ничего этого не может обеспечить «российская нация»?

Прямо скажем: потому что ее как внятной общности не существует. Гражданство такое есть, а нации - нет.

И тут нет вины слова «российский» - в конце концов, одним из его значений было и остается - русский. Беда в том, что «российская нация» в мультикультурном ее понимании изначально учреждена на принципах, которые уже не оправдали себя, подвели даже значительно более сильное - советское - государство.

Не случайно «день рождения» Российской Федерации - 12 июня - это «день независимости» России от самой себя, от своего русского ядра - краеугольного триединства великороссов, малороссов и белорусов.

У Советского Союза все же были достижения, были и истинные праздники. Но даже это не помогло. Нациестроительство без национальной русской компоненты оказалось весьма непрочным.

И сегодня представители национальной интеллигенции тех народов, которым выдаются привилегии по типу советских, чтобы они соглашались «дружить», вновь имеют существенно иную, а именно - национальную точку зрения на российскую историю, которая не подверстывается под лелеемые песни о «российском социально-политическом единстве».

Необходимо затронуть еще один момент, который господин Тютин выдает как аксиому: «культурное многообразие само по себе полезно».

Это утверждение столь же ложно, как обратное - «культурное многообразие само по себе вредно».

Ни в одной естественной экосистеме не расцветают все цветы, ни одна культура не является автономной и неизменной, чтобы имело смысл сохранять множество культур неизменным.

Сохранять «культурное многообразие» просто «чтоб было» - идея весьма странная и препятствующая тому, чтобы в будущем сложилось иное культурное многообразие.

Безусловно, говоря «ни одна культура» - я имею в виду и русскую культуру тоже. Она изменялась, влияла и испытывала влияния, она расцветала и когда-нибудь угаснет. И когда это произойдет, никто, кроме историков, не будет интересоваться причинами упадка.

Потому что тогда будет уже поздно.

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шабаева
Все статьи Татьяна Шабаева
Толерантность
И не говорите, что не слышите и не видите
Государство против государства: «дома народов», «народы Вологодской области» и «межнациональные масленицы»
16.03.2024
«Надо назвать грех – грехом»
Нам нужно не терять умение различать греховность и праведность
22.02.2024
Приём толеранствующих: доведение до абсурда
О радужных серёжках в Нижнем Новгороде и Борисе Надеждине
05.02.2024
Давайте держаться за... плохие слова
Лицеприятие обезоруживает нас самих
31.01.2024
Толерантность прививается незаметно...
Пропаганда бывает «толстой» и «тонкой»
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 16:41
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38