Человек, который принес победу Трампу: тайны хитрейшей интернет-кампании

Выборы президента США 2016 
0
1069
Время на чтение 9 минут
Человек, который принес победу Трампу: тайны хитрейшей интернет-кампании | Продолжение проекта «Русская Весна»

Конечно, победу на выборах президента США выковал в первую очередь сам Дональд Трамп. Но она вряд ли была бы возможной без работы человека, о котором вы, наверное, не слышали. Знакомьтесь: «компьютерный гений» Брэд Парскаль. Именно его команда применила новые изощренные технологии обработки американских избирателей в интернете, и в итоге «сделала» и ТВ, и другие СМИ, которые в большинстве своем были на стороне Клинтон.

Согласно отчетам о тратах Трампа и Клинтон на президентскую кампанию, Хиллари истратила на на работу с интернет-ресурсами $3,1 млн. Дональд лишь официально - почти в пять раз больше, $14,2 млн. Получателем этих средств значится одна-единственная фирма, Giles-Parscale.

О том, как была организована битва в интернете, рассказало агентство Bloоmberg в интереснейшем материале «В бункере Трампа», фрагменты которого мы перевели. На момент публикации Bloomberg исход президентских выборов еще не был известен.

19 октября, когда заключительные дебаты кандидатов в президенты США проходят в Лас-Вегасе, страницы Дональда Трампа на Facebook и в Twitter управляются Брэдом Парскалем, маркетологом, уроженцем Сан-Антонио, который из-за стрижки под «ежик» и длинной бороды выглядит будто адепт брутальных боевых искусств.

Значок на лацкане, выданный Секретной службой США - свидетельство его статуса. Перед ним экран с четырьмя сотнями заранее заготовленных сообщений Трампа для Twitter. «Командный центр», - кивает он на свой ноутбук.

Парскаль сидит за длинным столом в огромном трейлере, припаркованном позади места, где проходят дебаты. Напряженная атмосфера и ряды техников, взирающих на гигантские мониторы, напоминают НАСА в день космического запуска.

На стене - плакат с Джулианом Ассанжем и фразой: «Дорогая Хиллари, мне не хватает ваших секретных писем из электронной почты».

22:02: Трамп на сцене, он громит Клинтон за использование заграничных финансов. «Пали по ней!», - рявкает Парскаль. Тут же на страницу Трампа летит твит: «Фонд лживой Хиллари - ПРЕСТУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Время #осушитьболото!»

22:04: Трамп обвиняет Клинтон в том, что, когда она была госсекретарем, из Госдепартамента исчезли $6 млрд. У Парскаля уже есть твит: «Главные помощники лгуньи замараны в масштабных конфликтах интересов в Госдепартаменте. МЫ ДОЛЖНЫ #осушитьболото».

Дебаты кончились, Парскаль с открытым ноутбуком в руке выбегает из трейлера, чтобы поздравить Трампа, и отсылает твиты на ходу.

Позже в своем аккаунте он отмечает ночной «улов»: «ОГРОМНЫЕ пожертвования для @realDonaldTrump за сутки. Более 125 тысяч уникальных пользователей пожертвовали более $9 млн! Спасибо, Америка!"

***

Почти все опросы показывают, что Трампа ждет поражение. Но его команда делает ставку на прямой инернет-маркетинг, надеясь шокировать мир в день выборов.

После того, как Трамп гарантировал себе выдвижение в президенты от Республиканской партии, Кушнер (зять Трампа) вместе с Парскалем - новичком в политике, который раньше делал бизнес-сайты для семьи Трампа, - начал амбициозную цифровую операцию, которую они окрестили «Проект Аламо».

«Мы решили, что будем развивать сбор средств на кампанию через интернет и выведем это на совершенно новый уровень», - говорят в штабе Трампа.

Команда Парскаля следит за ходом дебатов. Фото: twitter.com/@parscale

Кушнер подключил людей из Силиконовой Долины, негласных поклонников Трампа, экспертов по цифровому маркетингу. Ведь на самом деле разница между политическим и обычным маркетингом невелика. В итоге база данных «Проекта Аламо» начала определять политическую стратегию Трампа и маршруты его агитационных поездок.

***

В святая святых кампании Трампа, компьютерном центре, работает больше сотни человек: от европейских специалистов по обработке данных до пожилых волонтеров из call-центра.

Несмотря на заверения Трампа, будто он не верит результатам опросов, его команда тратит $100 тысяч в неделю на соцопросы и использует сложные модели, имитирующие день выборов. Результаты показывают то же самое, что и другие прогнозы - Трамп проигрывает Клинтон.

Но есть разница: в отличие от организаторов классических соцсопросов, «цифровые гуру» Трампа получают результаты очень быстро. И вычисляют, на кого именно направить свои усилия. 13,5 млн избирателей в 16 штатах попали в категорию «не определившихся, но убеждаемых».

Сотрудники центра Трампа - а среди них есть и те, кто во время Brexit работал в Лондоне на стороне евроскептиков - утверждают, что им удалось вычленить избирателей, которые просто не хотят признаваться в поддержке Трампа и потому отказываются участвовать в опросах.

Также команда Трампа построила специальную модель "Battleground Optimizer Path to Victory", чтобы постоянно мониторить ситуацию в штатах, данные по которым говорят об их критической важности для получения победных 270 голосов выборщиков.

Ведется целевая атака на три группы потенциального электората Хиллари Клинтон: белые либералы-идеалисты, молодые женщины и афроамериканцы. На первых должен был оказать влияние скандал с электронной перепиской Клинтон, на вторых - череда свидетельниц, обвинявших Билла Клинтона в сексуальных домогательствах, на третьих - подчеркивание фразы Клинтон 1996 года, когда она назвала афроамериканских мужчин «суперхищниками».

Один пример: команда Трампа приложила усилия, чтобы отвратить от Клинтон женщин и чернокожих избирателей, живущих в квартале Литтл-Гаити в Майами: им адресно рассылали сообщения о сомнительных операциях Фонда Клинтон на Гаити.

Обычно политики во время предвыборных кампаний тратят миллионы, чтобы понять интересы собственных потенциальных избирателей, но Трамп в данном случае обращался к избирателям оппонентки.

Вместе с тем огромные средства расходуются и на подпитку «вселенной» пылких поклонников Дональда Трампа, большую часть которых удалось определить, благодаря Fаcebook. Ближе ко дню выборов трамповцы рассчитывают получить 12-14 миллионов адресов электронной почты и другую контактную информацию (включая данные кредитных карт) людей, делающих небольшие пожертвования на президентскую кампанию республиканца.

***

Сорокалетний Брэд Парскаль выбился из низов и занял место в окружении Трампа из-за того, что всячески демонстрировал готовность служить интересам его семьи.

Парскаль родился в небольшом городке неподалеку от Топеки, штат Канзас - высокий "сельский мужлан", как он себя описывает, смог получить баскетбольную стипендию в Техасском университете в Сан-Антонио. Из-за травм он закончил спортивную карьеру и занялся бизнесом.

"В день окончания университета я пропустил торжественную церемонию, потому что сразу поехал в Калифорнию, где бум интернет-компаний был в разгаре», - рассказывает Брэд. Это был 1999 год.

Парскаль стал менеджером по продажам в фирме, занимающейся потоковым видео, самостоятельно научился программировать, потом выкупил часть акций компании, зарабатывавшей на цифровом видео и 3D-анимации. Но после краха доткомов компания разорилась, он развелся, и к 2002 году вернулся в Сан-Антонио без денег и работы.

Трамп и Парскаль. Фото: twitter.com/@parscale

Брэд мыкался в поисках заработка, обивая пороги: "В первый год я ходил по книжным магазинам, хлопал по плечу покупателей и спрашивал, не нужна ли им помощь в организации покупки книг по интернету».

Однажды, в 2010 году, у Парскаля зазвонил телефон. Это была Кэтти Кэй, новая глава компании "Trump International Realty".

Она сказала "Не хочешь попробовать сделать сайт для Трампа?, - вспоминает Парскаль. - Я попросил 10 тысяч долларов за первый сайт. Думаю, такая дешевизна их шокировала. Потом мы поговорили с Иванкой Трамп. Они подписали контракт, и я лично сделал сайт. Я пообещал, что верну все деньги, если сайт им не понравится".

Сайт Трампам понравился. Потом Парскаль сделал сайты для "Trump Winery" и "Eric Trump Foundation". Когда Трамп создал комитет по "зондированию почвы" насчет возможного президентства, он уже знал, кто может сделать его портал за небольшие деньги: Парскаль запросил ... $1500.

К тому моменту он стал сотрудничать с местным дизайнером, и это сотрудничество переросло в то самое агентство Giles-Parscale, заработавшее миллионы.

***

"Если вы открываете бургерную, людям надо объяснить, что ваши бургеры хороши, и заставить их прийти в заведение, - говорит источник, близкий к Трампу. - Примерно то же самое с выборами: вы должны узнать, что нужно людям, а потом убедить их: ваш продукт - самый лучший".

Интернет-кампания Трампа была, среди прочего, направлена на то, чтобы отследить избирателей, которым уже понравились его «бургеры», и убедить их «купить больше».

Брэд Парскаль начал экспериментировать с базой данных избирателей, которую он купил у беспартийного продавца, чтобы узнать, кто выступает за Трампа. Большинство данных поступило из заявок на билеты на предвыборные митинги. Затем Парскаль создал свою систему, которая требовала от сторонников, покупающих билеты, подтверждения по мобильному - так в распоряжении Парскаля оказались и телефонные номера.

Парскалю выделили деньги, чтобы расширить эту базу, и он решил все потратить на Facebook. Он разработал модели, которые соотносят имена избирателей с их профилями в соцсети, вычленяют их друзей с похожими интересами. Брэд вложил в рекламу для этой аудитории $2 млн - размещал он ее через свой ноутбук прямо из дома.

Также он использовал аналитический инструмент Brand Lift, с помощью которого оценивают эффективность рекламных стратегий, и следил, как и кто из пользователей реагирует на ролики с Трампом или в его поддержку (можно определить пол, возраст, и другие характеристики зрителей).

"Меня всегда удивляло, что люди из политики относятся к этим технологиям как к чему-то мистическому, - говорит Парскаль. - А это обычные инструменты, которые используют в коммерческой сфере".

***

После того, как Трамп стал официальным кандидатом в президенты США от Республиканской партии, команда из Республиканского национального комитета (РНК) вылетела в Сан-Антонио, чтобы встретиться с Парскалем в его любимом мексиканском ресторане и обсудить «слияние команд».

Глава РНК Райнс Прибус (он будет главой администрации президента Трампа - «МК») тогда хвастался, что с 2012 года вложил более $100 млн в базы данных избирателей и электронную инфраструктуру партии. Работой с электронными почтовыми адресами 6 миллионов сторонников республиканцев в США занимался отдел из дюжины человек.

Чтобы тоже получить доступ к этим данным, Трамп провел с РНК отдельные переговоры о партнерстве. Условия оказались жесткими. Республиканская партия намерена была оставлять себе 80% средств при их сборе через свои базы, отдавая лишь 20-процентный остаток на кампанию кандидата.

Дональд Трамп за работой. Фото: twitter.com/@parscale

Команда Трампа, не занимавшаяся активным сбором денег во время праймериз, была к этому не готова. "Меня поставили в положение "Начни собирать деньги завтра", - говорит Парскаль.

Когда в июне команда Трампа разослала по базе первое электронное письмо с предложением пожертвовать денег, 60% этих сообщений оказались у пользователей в папке "Спам". Тем не менее, за первые две недели удалось собрать $ 40 млн.

Тогда Парскаль использовал и расширил собственный список сторонников Трампа. Он бомбардировал их сообщениями на Facebook, покупал новые почтовые базы потенциальных симпатизантов - например, поклонников известнейшего республиканца Ньюта Грингича.

Ссылки с сообщений или вели прямо на страницу для пожертвований, или - посредством кнопок с надписями "Будь с Трампом", "Поддержи Трампа" - на страницу, где пользователя просили оставить контактные данные.

Парскаль пригласил в Сан-Антонио представителей разных компаний для консультаций на тему эффективности той или иной рекламы и сообщений в соцсетях.

Из 100 000 вариантов «трамповского» контента, запущенных в Сеть, были выбраны самые эффективные, с их производителями Парскаль и продолжил работать.

В итоге труды подразделения Брэда Парскаля не только окупились - оно стало крупнейшим источником дохода для кампании Трампа.

На момент написания материала о «бункере Трампа» авторы Bloomberg не верили в его победу - но замечали, что вложенные в интернет-технологии деньги не пропадут, Трамп сможет использовать базы данных для бизнеса и политики.

Трамп победил. А Брэд Парскаль в одночасье получил признание как самый крутой «гуру» в области сетевых политтехнологий.

Ренат Абдуллин

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Выборы президента США 2016
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестьдесят второй
04.08.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто четырнадцатый
17.06.2022
Американцы балансируют на грани
Демократы хотят свалить Трампа любыми способами, несмотря на угрозу для политической системы США
15.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35