О религии не спорят.
В России - православие, в Израиле - культ Холокоста, в Корее - культ Кимов, в Америке - культ доллара.
Хорошо, что больше нет религиозных войн, так что каждая страна живет, как хочет.
КИТЧ, ТРЭШ И ТРИ КИМА
Что самое странное, самое необычное в Северной Корее? Не экономика - есть еще страны, где все или почти все принадлежит государству. Мы сами жили в такой стране. И даже не политика - есть еще страны, где правит одна партия или один лидер. И таких немало. Самое странное у них - эстетика и религия. Вот говорили марксисты, что базис определяет надстройку. Но в Корее не определяет.
Хотя базис - экономика и быт - у них далеко ушли вперед, эстетика застряла на уровне китайских пятидесятых годов. Смесь китча и трэша, гордые солдаты с автоматами и рабочие с молотками самых убийственных перенасыщенных цветов украшают современные улицы Пхеньяна. Даже в сталинской России такого лубка (почти) не было.
С эстетикой неразрывно связана и религия. Северная Корея - самая религиозная страна мира после Саудовской Аравии, а может, и до нее. Только вера у них - не ислам, не буддизм, конечно, не христианство. Это вера в трех Кимов, деда, отца и младшего ныне живущего Третьего Кима. Они говорят, что их правители были «ниспосланы небесами». За любое благо - от дождя до покупки мебели - они благодарят Кимов. Они рассказывают о чудесах, сотворенных Кимами, об их сверхъестественных способностях и всеведении, об их божественной мудрости.
Вполне современная пхеньянская дама рассказывала мне, что ей было видение Второго Кима в небе в ночь его кончины (чтобы не сказать Успения). Люди начинают плакать, вспомнив о смерти старших Кимов - хотя прошло немало лет с тех пор.
К ним относятся не как к правителям, а как к богам. Третий Ким - бог живой, но и первые два присутствуют в их жизни на каждодневном уровне. Они докладывают своим почившим Кимам о своих достижениях. «Я расскажу отцу и деду об этом», - сказал Ким III недавно, и он совсем не имел в виду, что сделает это после своей смерти. Он просто собирался посетить их усыпальницу и поговорить с ними.
РАВНЕНИЕ НА КИТАЙ, А НЕ НА РОССИЮ
Усыпальница Ким Ир Сена и Ким Чен Ира - огромный дворец, ранее служивший официальной резиденцией Ким Ир Сена. После смерти Кима I, его сын Ким II велел превратить дворец в мавзолей.
Российские и западные либералы любят сравнивать Северную Корею со сталинской Россией. Но корейский мавзолей - они его называют «Храм Солнца» (!) - раз в пятьдесят больше скромного мавзолея на Красной площади. Он не уступает гигантскому мавзолею Мао Цзедуна на огромной площади Тяньаньмын в центре Пекина. Северные корейцы сравнивают себя с Китаем, не с Россией.
И отношение к правителям у них совсем не похоже на русское. Даже на пике сталинской эры, в советских фильмах Сталин почти не появлялся и редко упоминался. Не упоминался Сталин ни в «Кубанских Казаках», ни в «Председателе», ни в комедиях Александрова. Все корейские фильмы - о Киме, не о деде, так об отце. В сталинской России не было Сталина на почтовых марках - в отличие от британской королевы и Кимов в Северной Корее. И конечно, Сталина обожествляли только азиатские поэты, но никак не русские.
Если в Корее звучит песня «Любовь матери» - то Мать в песне - Партия, Отец - Вождь, а народ - их дети, о которых они заботятся. Любовь у корейцев - любовь к вождю или народу или партии. Это чисто религиозный подход, так верующие видят в «Песни Песней» любовь Церкви и Христа. У корейцев не было Маяковского, сказавшего: «нам надоели бумажные страсти, давайте жить с живою женой».
Корейское общество асексуально, целомудренно. Девушки и женщины скромно одеваются, выходят замуж и женятся не слишком рано, примерно как в России и в Европе. О сексе не говорят, эротики нет - ведь и они отвлекают от религии. Недаром еврейские мудрецы говорили, что Бога нужно любить и эротической любовью, не тратя Эрос на баб.
БУНТ ВНУТРЕННЕГО ЛИБЕРАЛА
Посещение Храма Солнца, то есть их мавзолея, похоже не на визит в Мавзолей Ленина, но на паломничество в пышный индуистский или японский храм. Там стоят гигантские идолы - двухсполовинойметровые восковые фигуры первых двух Кимов, совсем как живые. Мадам Тюссо бы позавидовала. Посетители выстраиваются по стойке «смирно» и низко кланяются.
Кланяются корейцы и изображениям, и статуям, и восковым фигурам вождей при входе в места, связанные с их памятью или пребыванием. Таких мест много, и гостю приходится посещать их. Я побывал и на месте рождения Кима, и в усыпальнице Кима, и в музее подарков Киму. Так гостям Израиля приходится посещать музей Холокоста.
Любовь к трем Кимам пронизывает северокорейскую жизнь так, что у каждого гостя страны живо взбунтуется его внутренний либерал. Повсюду памятники Кимов, их изображения - на каждой заметной стене, в домах - вместо красного угла с иконами - вождей. Турпоездка по Северной Корее - не осмотр красот страны или ее исторических мест, но религиозное паломничество по местам, связанным с Кимами. Я сам гидом в Святой земле работал, я этот стиль узнаю. Все народы чтят своих правителей - вспомним хотя бы, как мечтал юный Ростов погибнуть за царя Александра, но цари были помазанниками Божьими, а Кимы - сами боги, в глазах корейцев.
ВОПЛОЩЕНИЕ БУДДЫ
Я посетил красивый древний буддистский монастырь, в нем было с два десятка монахов, но они говорили не о Будде, не о своей истории, а только о посещении Ким Ир Сена - он там бывал несколько раз, не молился, в храм не заходил, но велел монахов не обижать и монастырь содержать в хорошем состоянии. Они говорили о Киме, как о явлении бодисатвы - воплощения Будды.
Почему у корейцев возникла такая вера? Они жили сорок лет под властью японцев, которые тоже поклонялись своему императору как живому богу. Вот так и перешла традиция, хотя, конечно, сакральность правителя известна всем народам. Разница в том, что в России и на Западе - царь - помазанник Божий, а в Корее и на Востоке - он сам бог.
Из-за этого религиозного аспекта живой диалог с северными корейцами затруднителен. Спор о власти и организации жизни общества у них выведен в необсуждаемую табуированную религиозную сферу, туда, где у нас обсуждают Животворящую Троицу. Они сразу обижаются, как обижаются русские, когда англичане или евреи начинают рассуждать об иконах.
ГДЕ ОНА, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?
Мне этот культ трех Кимов был не близок, и даже не симпатичен - до одного происшествия. Повели меня в тамошний Дом Пионеров - роскошное здание, построенное в 1989 году. Множество просторных залов на нескольких этажах, есть там и два больших олимпийских плавательных бассейна, залы для футбола и волейбола, комнаты, где играют на аккордеонах, на скрипках, гитарах, где учатся рисовать и занимаются каллиграфией, пением, рукоделием, программированием, химическими опытами...
600 взрослых - учителей, наставников, мастеров - работает в этом Доме Пионеров, а кружков - не счесть. Я видел - все работает, множество детей, аккуратных, в белых рубашках и красных галстуках - кроме спортзалов, само собой. Все - бесплатно. И всюду - фотографии Кимов и рассказы о Кимах, посещавших этот дом, в особенности о первом Киме, который с детьми встречал Новый Год.
И тут у моего внутреннего либерала случился кризис. Да, не нравится мне культ Кимов, как в свое время не нравился мне культ Сталина и культ компартии. Но при культе Кимов - есть такой отличный Дом Пионеров. И в СССР при культе были такие дома пионеров, а не стало культа - и со временем таких домов не стало. Их приватизировали, и в одном из них живет олигарх, в другом, на «Динамо», размещается корпорация. А кружки сейчас рассеяны по всей Москве и стоят недешево.
Вот в чем проблема. Выбор в реальности не только между культом или не-культом, госпланом и рынком, но еще и между Домом пионеров и его отсутствием. Нет в сегодняшней России таких домов, поэтому и радость по поводу освобождения от коммунистической идеологии, скажем мягко, - неполная. Если бы удалось добиться золотой середины, когда приватизация не лишает людей возможности воспитать детей, когда не насаждают культы, а ходят в церковь... Но это, видимо, дело будущего.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
О религии не спорят. В России - православие, в Израиле - культ Холокоста, в Корее - культ Кимов, в Америке - культ доллара. Хорошо, что больше нет религиозных войн, так что каждая страна живет, как хочет.
Один мальчик пожалел золотых рыбок, которым, наверно, сыро в аквариуме, и он вытащил их погреться на солнышке. А другой - залез в аквариум, чтобы жить с рыбками. Чтобы избежать их ошибок, лучше не учить корейцев, как им жить, да и их уроки нам не очень-то подходят.
Источник