Западнорусская идея может помочь евразийской интеграции

Бывший СССР  Белорусский национализм 
0
478
Время на чтение 4 минуты

Западнорусская идея на современном этапе является естественным основанием интеграционных процессов в западной части евразийского пространства, но ее следует рассматривать не как политический, а как культурный и духовный проект, заявил EADaily белорусский историк Александр Гронский 17 февраля. Именно отсутствие политической составляющей, по мнению эксперта, позволяет объединять вокруг западнорусской идеи людей с разными политическими убеждениями.

Гронский рассказал, что западнорусизм (идейное течение, зародившееся в XIX веке в Российской империи, согласно которому белорусы являются одной из частей триединого русского народа - EADaily) выступает в качестве системы ценностных ориентаций и самоопределения для людей, живущих на территориях, которые когда-то были западными землями Древней Руси.

«Западнорусизм отражает как естественную историческую память народа, так и научные данные, которые говорят о едином древнерусском народе. Помимо того, западнорусизм высоко оценивал роль православной церкви в истории как Древней Руси, так и в более близкие нам периоды истории. Вообще, западнорусские интеллектуалы были уверены, что православная культура и традиции создали регион. Утеря этих традиций, соответственно, могла изменить региональные представления, вплоть до обратных. Так, с течением времени жизнь в литовском, а позже польском государстве изменили сознание правящего класса настолько, что он приобрёл польскую идентичность. Поэтому западнорусизм выступает как способ самосохранения и самоосознания», - отметил Гронский.

Западнорусизм, по словам историка, начали преследовать после революции 1917 года. «Дело в том, что советская власть, выдвинувшая идею коренизации, должна была опираться на тех, кто придерживался мнения о негативном влиянии российской истории на тех же белорусов. Такими людьми оказались противники западнорусизма. В запасе тех, кто преследовал западнорусов, оказался очень эффективный административный ресурс», - пояснил Гронский.

Помимо этого, по его словам, западнорусизм высоко оценивал роль православной церкви, а в 20 - 30-е годы ХХ века в СССР положительная оценка любой религии рассматривалась чуть ли не как враждебное отношение к режиму. «Доходило даже до отрицания объективных данных. В частности, белорусские националисты советского периода в штыки восприняли научную статью о роли в повышении грамотности западнорусских церковных школ в Великом княжестве Литовском. Статью критиковали не за антинаучность, а за то, что автор положительно оценил деятельность „церковников" и „русификаторов". Из-за травли белорусских националистов Минск был вынужден покинуть академик Евфимий Карский. Человек, создавший белорусоведение как науку, был вынужден уехать, поскольку придерживался западнорусских взглядов», - напомнил Александр Гронский.

Он отметил, что в итоге постепенно всё пришло к тому, что западнорусизм просто стали меньше замечать. «Так, историческая наука говорила о древнерусской народности, в чём не сомневались западнорусы, учёные не сомневались в серьёзном и положительном влиянии России на белорусские земли, в чём тоже были убеждены западнорусы, была признана роль Церкви в распространении грамотности и развитии культуры и тому подобное. В итоге получилось, что часть западнорусских убеждений подтвердилась. Никто, естественно, перед западнорусами извиняться не стал. На них попытались просто не обращать внимание. Запанорусизм весь период советской власти просто существовал в массовом сознании, не слишком афишируя себя на официальном уровне», - сказал эксперт.

В современной истории Белоруссии, по словам Александра Гронского, «западнорусизм уже проявлялся, в частности, во время белорусского референдума 1995 года, когда встал вопрос о придании русскому языку статуса государственного и ориентации Белоруссии на интегративные проекты именно с Россией».

«Стоит обратить внимание, что западнорус - это не этническая или национальная идентичность, это идентичность духовно-культурная. Именно это даёт возможность западнорусизму существовать не как политическому проекту, а как проекту культурному и духовному. То есть западнорусизм не транслирует политические требования, он выступает с заявлениями культурного или духовного плана. Но оппоненты западнорусизма стремятся видеть в нём именно политику, поэтому делают такие выводы, которые хотят делать. Попытки политизировать западнорусизм были, но они не увенчались успехом, а их инициаторы отошли от западнорусских идей. Отсутствие политической составляющей в западнорусском мировоззрении позволяет объединять вокруг идеи различных людей с разными политическими взглядами», - убежден Гронский.

Он обратил внимание, что до сих пор предпринимаются попытки создать западнорусизм на неоязыческих основаниях, однако «дальше голословных заявлений с искривлённой логикой дело не идёт». «Инициаторы неоязыческого западнорусизма вместо западнорусских идей под западнорусским соусом выдают удобные им мистификации. Также стоит обратить внимание, что западнорусизм не является способом унифицировать всех подряд или разрушить государство. Если бы западнорусы выступали за унификацию, тогда бы они не были западнорусами, а так своим названием они подчёркивают культурное разнообразие», - сказал Гронский.

Именно поэтому, по мнению белорусского историка, западнорусизм имеет огромный потенциал, который является естественным основанием интеграционных процессов на евразийском пространстве, как минимум, в его западной части.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Бывший СССР
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Белорусский национализм
«Литвинов ждёт судьба фашистских коллаборантов»
2 апреля отмечается День единения народов России и Белоруссии
02.04.2024
Праздник со слезами на глазах для белорусской оппозиции
«День воли» беглой белорусской оппозиции в очередной раз предсказуемо провалился
01.04.2024
Нас ждёт именно такой страшный сценарий! //
Битва за людей, выборы в США, будущее Украины
12.03.2024
Лукашенко спас Белоруссию
Если бы политика в стиле Шушкевича или других реформаторов не была остановлена белорусским лидером, то от Белоруссии не осталось бы ничего
27.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26