itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Появилась возможность смены парадигмы: «Учитель должен перестать просто оказывать услуги, как вагоновожатый»

Русская школа 
0
494
Время на чтение 5 минут

Появилась возможность смены парадигмы: «Учитель должен перестать просто оказывать услуги, как вагоновожатый»  | Продолжение проекта «Русская Весна» В Москве состоялось третье Общероссийское родительское собрание, которое проходит ежегодно в преддверии начала учебного года. Нынешняя встреча ознаменовалась, прежде всего, тем, что она прошла с участием нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. В своих ответах на прозвучавшие на собрании вопросы глава ведомства заострила внимание на том, что в сфере образования необходимо отказаться от понятия «образовательные услуги», поскольку главная миссия учителя - воспитание будущего поколения, а не оказание «услуг». На деле это может означать призыв к смене парадигмы, в которой вынуждено было существовать российское образование в последние годы. О реакции участников собрания и экспертов на заявление нового министра - читайте в материале Накануне. RU.

Помимо интересующих родителей актуальных тем про перспективы ЕГЭ, развитие прикладных предметов, унификацию образовательных программ и многих других, был поднят и вопрос про шаги в направлении повышения престижа и статуса учителя. Васильева в ответ на это заявила, что «настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах в части защиты его чести и достоинства».

«У нас существует Конституция, которая защищает нас. Есть правовая основа закона „Об образовании"... У нас есть правовое поле. Нам нужно просто изменить, и это нужно сделать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие „услуги образования". Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны, я уже неоднократно это говорила... Нам не нужны дополнительные меры защиты... Все зависит от нас, а не от того, кто нас должен защищать», - прокомментировала глава ведомства.

В ее сегодняшнем комментарии и предыдущих речах «сквозит» убеждение в том, что именно учитель должен «воспитать человека, который будет готов к жизни». По мнению Васильевой, «учительская профессия - одна из немногих, которая дает результат очень быстро». Результат этот, по всей видимости, может измеряться не показателями эффективности «выполненного функционала», а качеством «завтрашних граждан».

В как таковом понятии «услуга» нет ничего страшного. Она стандартизирует, оформляет процесс взаимодействия между субъектами. Но другое дело, неправильно, когда она становится «идеологией учителя». Такое мнение в комментарии Накануне. RU выразила директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

«Я услышала в речи министра большое желание поменять сложившуюся систему в части нездоровых перекосов. В „услуге" как таковой нет ничего страшного... Но когда говорят о том, что выполнение какого-то функционала, услуги - это идеология учителя - то это ненормально и неправильно. Учитель учит и воспитывает. Воспитательная функция в последнее время была вымыта из школ, передана за пределы школ, в допобразование. Надеюсь, что за сегодняшними словами было в том числе сказано: „Мы будем воспитывать и заботиться о наших детях". Такой призыв я услышала, осталось посмотреть, как это будет реализовано на практике», - отметила она.

Шевченко добавила, что на собрании было задано много системных вопросов, которые друг с другом связаны. У участников процесса есть понимание, что все за один раз не решить, но они отмечают «начало движения». «Были большие посылы и руководителям региональных министерств образования, многие директора что-то брали на заметку. Были четкие и конкретные программные моменты», - отметила представитель НРА.

Ответственный секретарь отделения НРА в Краснодарском крае, кандидат педагогических наук, многодетная мать Александра Усенко также позитивно оценивает нацеленность министерства избавить учителя от «ярлыка вагоновожатого».

«Росток, который учитель заложит в ребенка, покажет, вырастет или счастливый, умный, талантливый ребенок, или „сорнячок". От учителя так много зависит, что не могут они просто оказывать услуги. Когда человек работает с ребенком, вкладывает в него душу, готовится, проверяет тетрадки - это жизнь, а не слепой функционал. Очень рада, что наконец приоритетом будет воспитание и совершенствование детей, и учитель почувствует себя не официантом или вагоновожатым, а тем, кто прививает добро», - прокомментировала она, добавив, что обрадовалась общественность и «разговору о труде, месте учителя в школе и том, что родитель будет получать помощь в воспитательном процессе».

«Мне было приятно, что Ольга Юрьевна стала говорить о том, что учителя - это не услуга, а надежный помощник для родителей. Когда родители с учителями работают в контакте - это гораздо большая поддержка связи между всеми звеньями процесса, и это всегда приветствуется», - в свою очередь выразила мнение мать ученицы московской школы № 1288 Татьяна Евсеева.

С осторожным оптимизмом провозглашенный новым министром курс на поддержку учителя и его «служения» восприняли эксперты. Так, член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что заявление Васильевой о необходимости «вывести» из сферы образования термин «услуги» - это возможность смены парадигмы.

«Стратегия образования формируется не только министром, а многими структурами. Случится это в реальности или нет - никто не знает. Но это то, что общество требует много лет - отказ от рассмотрения образования в рыночной парадигме. В перспективе - отказ от гипертрофированной коммерциализации образования. Меж тем это настолько великое и отвечающее запросам общества изменение, что в это не верится до конца. Надо посмотреть практические шаги. А именно должно быть уменьшение реальной коммерциализации образования и увеличение воспитательного аспекта. Вот, что должно скрываться за декларациями», - прокомментировал он Накануне. RU.

Историк, педагог, со-создатель проекта «Последний звонок» Евгений Спицын подчеркнул, что Министерство образования и науки должно выходить с инициативой внесения соответствующих поправок в закон «Об образовании». По его мнению, необходимо убрать законодательно норму «образовательные услуги», «сообщить об этом всему педагогическому сообществу и вновь обозначить, что в школе главное - это учитель».

«Услуга воспринимается в большинстве случаев, что „клиент всегда прав". Эта бацилла заразила школу. Что получилось, когда школа стала „услугой"? Ученики вытворяли все, что хотели, любой поступок ученика, который выходил за рамки школьной дисциплины, учителя и директора школ боялись остановить, потому что над ними висел дамоклов меч жалоб родителей в вышестоящие инстанции. Из школы ушли дисциплина, главенство учителя. Однако школа должна базироваться на этом. То, что говорит новый министр, меня вдохновляет. Это правильные вещи, давно ожидаемые общественностью. Но надо посмотреть, насколько она сможет реализовать все эти позиции, насколько удастся переформатировать министерство, поправить законодательную базу», - отметил он.

Работы у министерства под руководством Васильевой, действительно, непочатый край. «То, о чем она говорила на родительском собрании - лишь небольшая часть проблем в школе. Но то, что она их озвучила, говорит о многом. Во-первых, она в курсе существующих задач. Человек не с луны свалился, она следила за ситуацией и понимает болевые точки. Главное, чтобы она дальше двигалась в этом направлении и формировала работоспособную программу национально ориентированных профессионалов, которые остановят катастрофу в нашем образовании и повернут псевдореформу вспять», - заключил Спицын.

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русская школа
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Великое русское слово...
Что призывала прежде всего сохранить Анна Ахматова?
25.03.2024
Юбилей русского подвижника
70 лет отцу Владимиру Мартышину!
21.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54