Практически всю текущую рабочую неделю президент Украины (по версии
майдана) Пётр Алексеевич Порошенко проведёт в США. Его поездку можно
было бы назвать курортно-ознакомительной. Ни к чему не обязывающее
участие в форуме по ядерной безопасности, где от Украины ничего не
зависит, выступление перед разношёрстной публикой на вспомогательной
площадке в здании Конгресса, встреча с Байденом, который заранее
известно, что скажет своему незадачливому подчинённому, да судорожные
попытки хоть с кем-то сфотографироваться в переговорной комнате, «на
полях» вышеупомянутого форума - вот и вся программа «лидера великой
европейской державы». Но на самом деле это визит последней надежды.
Последней надежды как лично для Петра Алексеевича, так и для нацистского
режима, установленного организаторами февральского, 2014 года,
государственного переворота на территории Украины. Да и для самой
Украины и многих тысяч, а скорее даже десятков, а то и сотен тысяч её
граждан это последняя надежда не выжить, так хоть оттянуть развязку.
Украинские руководители (все, а не только те, которые захватили власть в
2014 году) - редкие воры и прожжённые пройдохи. Но в некоторые вещи они
верят, как дети, считающие воспитательницу в детском садике эталоном
мудрости и сакральным вместилищем власти.
Все они верили в безальтернативность западной поддержки Украины. Они так
привыкли к тому, что им давали деньги на борьбу с Януковичем и прощали
любые подлости, совершаемые ради победы «европейских ценностей», что не
сомневались в том, что будут давать и на борьбу с Россией.
Поскольку же Россия явно больше, чем Янукович, они готовили уже даже не
мешки, а товарные вагоны под удовлетворение своего личного «интереса».
Они не сомневаются в том, что именно удовлетворение этого «интереса» и
является основой политики. Ибо зачем же напрягаться и идти в парламент
или в правительство, если ты не можешь украсть что-то для себя? И чем
больше в твоём распоряжении денег, тем больше ты должен красть. А если
не крадёшь, значит не умеешь, то есть профнепригоден.
Кстати, именно поэтому украинская элита искренне верит в то, что Путин
придумал Таможенный союз, чтобы отобрать у них бизнес. А также в то, что
у Путина в швейцарских и американских банках лежит миллиардов триста
долларов и куплены тысячи дворцов по всему миру. Они меряют своею мерою.
А сами бы они поступили именно так.
Украинские политики не могли себе даже представить, что их не возьмут на
полный пансион, не решат за них все вопросы, не завоюют им Камчатку и
Тюмень, не проведут им какие-то особые правильные реформы, в результате
которых они будут красть больше, чем поступает в казну, а народ будет
сыт, одет, обут, доволен и в стране будет полное процветание. Они
представить себе не могли, что в тот момент, когда Украина
самостоятельно угробит свою промышленность, аннигилирует политическую
систему, разрушит административную вертикаль и уничтожит силовые
структуры, заменив их легализованными нацистскими бандами, Запад снимет
страну и её элиту, которая добросовестно сменила юбки из пальмовых
листьев и головные уборы из перьев на костюмы от лучших модных домов с
обоих берегов Атлантики, с довольствия. Им было невдомёк, что для
создания проблем России нет необходимости содержать сильную Украину - её
достаточно просто разрушить.
То есть, США были не против создания сильного антироссийского
украинского государства, а Европа даже была уверена в том, что оно
вот-вот возникнет, надо только чуть-чуть помочь добрым советом и совсем
немного дать в долг. Но обустраивать страну должны были украинские
политики за счёт внутренних ресурсов. Никто не собирался вечно
оплачивать праздник жизни для амбициозных дураков и тупых бездельников,
уверовавших в то, что достаточно трижды крикнуть «москалей на ножи!»,
как из Европы или из США пришлют очередной самолёт, под завязку набитый
«евродолларами».
В результате, праздник жизни быстро закончился. Деньги с Запада
поступать перестали, а с собственного населения взять уже нечего, кроме
шкуры и костей. И взяли бы, да спроса на мировом рынке нет. Украинские
политики долго не хотели верить, что это серьёзно. Они привычно голосили
о российской агрессии и протягивали ручку за копеечкой, но рука из раза
в раз оставалась пустой, а на художественные чтения о российской
агрессии собиралось всё меньше и меньше слушателей. Пока не остались
одни прибалты, сами бедные, как церковные мыши.
При этом аппетиты дорвавшихся до власти мародёров меньше не стали.
Наоборот увеличились. В условиях, когда ресурсная база стремится к нулю,
удовлетворить свой «интерес» они могут только за счёт товарища по стае.
Отсюда неизбежным стало внутреннее противостояние между различными
финансово-политическими группами и группками. Но так или иначе, весь
антагонизм сводился к двум полюсам - президенту и премьеру. Независимо
от фамилий людей, занимавших эти должности, после возвращения
конституции 2004 года конфликт между ними был неизбежен, так как они
имели примерно равные возможности по доступу к ресурсной базе. Причем
остальные могли получить такой доступ только через кого-то из них.
Поскольку на всех всего всегда не хватает, а на Украине не осталось уже
даже необходимого, каждый лидер группировки должен был обеспечить
приоритетный доступ к ресурсам своих подельников, иначе кому он нужен.
Но для этого надо было устранить альтернативного лидера. Яценюк свой
шанс избавиться от Порошенко упустил летом-осенью 2014 года, когда его
премьерский рейтинг ещё был достаточно высок, а Порошенко, чья
«блестящая» победа в первом туре, за три месяца с точностью до десятой
доли процента «спрогнозированная» посольством США, у многих и раньше
вызывала некоторые сомнения, к тому времени проиграл первую донбасскую
кампанию, не выполнил ни одного предвыборного обещания и начал внушать
опасения своей ненасытностью всему украинскому олигархату (тогда ещё не
утратившему ни активов, ни амбиций).
США, которым нужна была стабильность (очередной переворот в эту
концепцию не вписывался) запретили Яценюку обижать Порошенко и дали ему
гарантии, что Порошенко не обидит Яценюка. Но послу и даже
вице-президенту США легко требовать, а попробуй исполни их требования,
когда логика выживания толкает на то, чтобы ресурсы сконцентрировались в
руках у одного, а ответственность за политические и экономические
провалы понёс другой. Порошенко постепенно усилился и начал копать под
Яценюка. США долго сдерживали эту активность Петра Алексеевича. Однако в
конечном итоге в Киеве сложилась совершенно ущербная ситуация, когда
все знали, что ненавидимый народом премьер удерживается лишь потому, что
его запрещают убирать США.
Тогда Вашингтон махнул рукой и сделал последнюю попытку воззвать к
разуму и спасти ситуацию на Украине. Порошенко сказали, что он может
снимать кого хочет, но не должен доводить дело до очередных внеочередных
выборов, которые дополнительно дестабилизируют и без того нестабильную
ситуацию и окончательно разбалансируют и без того разваливающуюся
систему украинской государственности. От Порошенко потребовали
соблюдения единственного условия - вначале новое большинство, а затем
смена премьера.
К 28 марта, после многомесячных усилий Пётр Алексеевич был уверен, что
искомое большинство у него есть. Гройсман был почти официально назван
сменщиком Яценюка. Контуры новой коалиции обозначены. Порошенко
готовился вылететь в Вашингтон победителем, консолидировавшим власть в
стране и, являясь уже единственным центром силы, замыкающим на себя все
решения, настойчиво потребовать денег, денег и ещё раз денег.
Не будем вспоминать, к чему в своё время подобный же подход к проблеме
привёл Януковича. Всё равно Порошенко ни Ростов, ни дом на Рублёвке не
светит. К тому же Пётр Алексеевич, недооценив своих партнёров по борьбе с
Яценюком и переоценив свой контроль над ситуацией, попал впросак. После
того, как он перешёл Рубикон и его блок вышел из коалиции, обусловив
своё участие в новой политической конфигурации сменой премьера,
Порошенко стал предельно зависим от своих младших партнёров по борьбе с
Яценюком (БЮТ и Радикальной партии Ляшко). Если они не дают голоса за
новую коалицию, то и премьера смещать бессмысленно. Следующего не
удастся провести через парламент.
Порошенко, конечно, может назначить кабинет исполняющих обязанности и
работать с правительством меньшинства, давя на парламент при решении
принципиальных вопросов угрозой роспуска. Но депутаты тоже не дети. Они
прекрасно осведомлены о том, что США запретили проводить досрочные
выборы. Могли и проигнорировать угрозы Порошенко. И что тогда делать?
Расписываться в собственной беспомощности? И как работать с
правительством, которое даже неспособно провести через Раду бюджет? Тем
более, что это не времена Януковича, когда подчинённая президенту
административная вертикаль работала, как часы, а особенно
самостоятельных депутатов могли не только лишить мандата, но и посадить,
как посадили, например, Игоря Маркова.
У каждой фракции парламента теперь есть не только свой олигарх-финансист
и не только свой базовый регион, в котором власти трудно работать без
её помощи. Каждая фракция теперь опирается ещё на собственные (хоть
формально и государственные, входящие в состав официальных силовых
структур и финансируемые из бюджета) вооруженные формирования,
оснащённые не только стрелковым оружием, но и тяжелой бронетехникой и
всем набором артиллерийских систем. Голыми руками этих ребят не взять.
Что могло решить проблему Порошенко? Явная поддержка Вашингтона.
Политическую поддержку должен был засвидетельствовать Обама в ходе
личной встречи, а финансово она должна была быть подкреплена финансовыми
гарантиями США на три миллиарда долларов. Без этого дефолтной Украине
никто денег не даст.
Вернувшись с деньгами и ярлыком, Порошенко имел возможность сломать
ситуацию в свою пользу. Но ему было отказано. Отказано во всём. Вместо
этого Джозеф Байден вновь прочёл ему лекцию о важности федерализации
Украины на примере США.
Это провал. Яценюк всё ещё в Кабмине. В парламенте фронда. Коалиции нет.
На досрочные выборы идти нельзя. Понятно, что Яценюка в результате
уберут (иначе надо будет досрочно избирать президента, а это значительно
сложнее), но сколько и каких пожеланий от крупных и мелких владельцев
«золотой акции» предстоит удовлетворить Порошенко и что останется после
этого от его единовластия -можно только догадываться.
Диктатура не складывается. Страна скатывается в махновщину, в войну всех
против всех. Без сильного центра в лице президента парламентские
фракции, являющиеся по сути представительствами региональных элит, очень
быстро исчерпают политические механизмы решения противоречий (которые и
без того непопулярны на Украине) и перейдут к силовому противостоянию,
не обращая внимания на ничего больше не значащую центральную власть.
Отсрочить крах может только война. Но война означает неизбежное
поражение. А третье подряд поражение от ополчения утратившая всякий
авторитет и внутренне расколотая киевская власть не переживёт.
Консолидировать остатки майданных сил вокруг власти может только война с
реальным внешним врагом. Такой враг у Киева один - Россия.
Конечно, нападать на Россию страшно, но можно же попробовать
организовать провокацию и представить дело так, что Россия первая
начала. Да и Западу в представлении Киева деваться некуда. Не может же
он оставить на произвол судьбы своих верных украинских клевретов. Да и в
Киев можно стянуть побольше боеспособных частей - пусть попробует
российская армия начать уличные бои. Визг на весь мир о гуманитарной
катастрофе и страшных насилиях «агрессора» над мирным населением
обеспечен.
В общем, есть шанс избежать моментального военного поражения и краха,
затянуть время и попытаться с помощью Запада сохранить власть нынешнего
режима хоть над частью территории Украины, что будет подаваться как
выигрыш войны у сильнейшей армии мира, естественно, укрепляя авторитет
власти.
Вариантов у киевских властей нет. После того, как Запад отказал в любой
реальной поддержке, быстрый крах всё равно неизбежен. Тем более, что
атакой на Яценюка Порошенко нарушил хрупкий баланс сил и теперь система
не может обрести устойчивость без внешнего воздействия.
Скатывание в махновщину вызовет внутреннюю войну по всей территории
Украины, после чего иностранное вмешательство становится неизбежным, а
Запад (Европа вне сомнений) будет вынужден признать крах проекта Украина
и, ради того, чтобы избежать собственной дестабилизации толпами
вооруженных беженцев с Украины (количество которых в считанные месяцы
может превысить пять миллионов) будет вынужден сыграть в паре с Россией
(в Сирии видели, как происходит просветление «партнёров»).
Единственный шанс Киева сохранить видимость внутреннего единства и
заставить Запад играть на своей стороне - втянуть в войну Россию. В
Киеве знают, что мелкие провокации не действенны. Эрдогану даже сбитый
самолёт не помог. Поэтому провокация должна быть наглой, чудовищной и не
оставлять России выбора.
Ну а наш единственный шанс избежать полномасштабного конфликта с
Украиной в невыгодных условиях, а также чудовищных по цинизму и масштабу
провокаций - искренний животный страх киевской элиты, смертельно
боящейся увидеть псковских десантников и прочих вежливых людей на
порогах своих столовых, спален и кабинетов раньше, чем они успеют
додумать мысль о войне с Россией. Но этот шанс невелик, поскольку боятся
Порошенко, Яценюк и десяток высокопоставленных генералов, чувствующих
на шее нюрнбергскую петлю, а сотням парасюков, гаврылюков, тарасюков,
корчинских и даже таким звёздам украинской политики, как Тимошенко и
Ляшко раскачка ситуации представляется прекрасным способом решения
собственных проблем (они ведь ни за что не отвечают). Ситуация же начала
выходить из-под контроля политиков, мнящих себя кукловодами, и в любой
момент может сорваться в неуправляемый штопор.
Ростислав Ищенко