Кого считать исламским лидером России - Минниханова или Кадырова?

Новости Москвы 
0
578
Время на чтение 10 минут

Общественно-политическая ситуация в 2010-е годы в России сложилась так, что руководители ряда регионов страны с титульным исламским населением стали претендовать на роль выразителей интересов всех мусульман федерации. Речь идет в первую очередь о главе Чечни Рамзане Кадырове и президенте Татарстана Рустаме Минниханове.

Оба региональных лидера стараются позиционировать собственные республики как исламские, а самих политиков воспринимают в качестве высокопоставленных мусульман. И Кадыров, и Минниханов стараются подчеркивать свою религиозность и представлять свои регионы в качестве модели «исламских республик». Разница между Чечней и Татарстан, безусловно, имеется, в том числе и по степени клерикализации обществ, светскости политического режима, количеству немусульманского населения и характеру взаимоотношений с федеральным центром. Поэтому представляется достаточно любопытным посмотреть на развитие отношений между властными элитами.

Предыстория контактов между Чечней и Татарстаном уходит в 1990-е годы. Политические отношения между Грозным и Казанью развивались тогда на фоне «парада суверенитетов», где обе республики выступали с проектами собственной государственной независимости, противопоставляя себя Москве. В этом плане Чечня и Татарстан друг друга поддерживали. Республики отказывались подписывать федеративный договор с Москвой, настаивая на признании своего суверенитета и отдельном договоре о разграничении полномочий.

С началом Первой чеченской войны (1994-1996) руководство Татарстана открыто осуждало действия федерального центра, а в Грозный шла помощь из Казани по линии татарских националистических организаций, для которых вооруженная борьба Чечни за свою независимость выглядела примером. После поражения федеральных войск и заключения Хасавюртовского соглашения связи между татарскими и чеченскими сепаратистами только усилились: известен визит одного из лидеров Татарского общественного центра Рафиса Кашапова к Шамилю Басаеву. Контакты между Татарстаном и Чечней носили и вполне официальный характер: Аслан Масхадов, как президент Чечни, приезжал в Казань с визитом, был очень тепло встречен тогдашним президентом РТ Минтимером Шаймиевым. В период фактической независимости Чечни с 1996 по 1999 годы по мере усиления в этом регионе ваххабитских вооруженных группировок из Татарстана туда приезжали исламисты, которые проходили боевую подготовку в военно-тренировочном лагере «Кавказ». Это стало понятно с началом Второй чеченской войны (1999-2001), когда в рядах чеченских террористов оказались и выходцы из Татарстана, выпускники медресе, часть которых была причастна к взрывам домов в Москве в 1999 году (среди них называют студента медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах Дениса Сайтакова). Более того, боевикам в Чечне их единомышленники в Татарстане старались «помочь» терактами (1 декабря 1999 года был совершен подрыв газопровода на границе Татарстана с Кировской областью: террористы из «Кукморского джамаата» во главе с Рамазаном Ишкильдиным рассчитывали таким образом нанести экономический ущерб России).

Если в Первую чеченскую официальный Татарстан открыто симпатизировал Джохару Дудаеву, то с началом Второй чеченской войны Минтимер Шаймиев стал призывать Москву к переговорам с Асланом Масхадовым. Оказавшемуся у власти после свержения Масхадова Ахмаду Кадырову Шаймиев дал довольно сдержанную оценку, упрекая, в первую очередь, федеральный центр в том, что религиозного деятеля (Кадыров-старший занимал пост муфтия Чечни) сделали президентом: «Беспрецедентен сам факт назначения религиозного деятеля на государственный пост в стране, где религия официально отделена от государства». Впрочем, затем это отношение смягчилось, хотя никаких личных контактов между Ахмадом Кадыровым и Минтимером Шаймиевым так и не было. И всю вторую половину 2000-х годов с недолгим правлением Али Алханова (2004-2007), а потом Рамзана Кадырова (с 2007 года) отношения между Чечней и Татарстаном на высшем уровне никак не развивались: контактов и визитов не было.

В 2010 году Чечня преподнесла неприятный для руководства Татарстана сюрприз: Рамзан Кадыров выступил с идеей переименования должностей глав республик, заявив, что называться президентом может только президент Российской Федерации. Это привело к принятию Госдумой поправок к федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», обязавшего все национальные республики в срок до 1 января 2015 года переименовать названия своих высших должностных лиц. Принятие этого закона и участие в этом Рамзана Кадырова совпало с началом правления президента Татарстана Рустама Минниханова в 2010 году. Получалось так, что из-за Кадырова Минниханов мог лишиться возможности именоваться президентом Татарстана. К 2015 году все руководители республик, кроме Татарстана, отказались от должности «президент» и стали именоваться главами. С помощью лоббизма на федеральном уровне Татарстану удалось отсрочить это переименование еще на год. За это время в Татарстане прошли президентские выборы (в сентябре 2015 года), в ходе которых предсказуемо победил Минниханов, после чего власти республики стали использовать выборы как аргумент в пользу сохранения должности президента. В итоге татарской этнократии удалось отстоять этот столь дорогой ее сердцу «атрибут государственности». Однако в Казани среди татарских националистов еще долго звучали упреки в адрес Кадырова в том, что из-за него Татарстан мог лишиться президентства.

Оба региональных лидера позиционируют себя как мусульмане: и Кадыров, и Минниханов совершают намазы, осуществили хадж и умру (малое паломничество) в Мекку, всячески поддерживают проведение религиозных праздников. Правда, степень религиозной активности у обоих политиков разная: Кадыров в Чечне создал общество с фактически существующими шариатскими порядками, вытеснив светскость как главный принцип государственно-конфессиональных отношений и общественно-политической жизни социума. Более того, глава Чечни старается выступать в качестве защитника интересов мусульман: так, после теракта в редакции парижского сатирического журнала «Шарли Абдо» (январь 2015), публиковавшего карикатуры на пророка Мухаммеда, Кадыров собрал многотысячный митинг в Грозном под лозунгом «Я люблю пророка», который должен был продемонстрировать всему миру, что личность основателя ислама не может быть объектом юмора. В другом случае Кадыров вступился за брошюру «Молитва (дуа) к богу: ее место и назначение в Исламе», которую городской суд Южно-Сахалинска в сентябре 2015 года признал экстремистской литературой. Глава Чечни публично возмутился судебным решением, требуя наказать судью и прокурора, в противном случае обещал «призвать их к ответу», впрочем, не уточняя, как. Угрозы от Кадырова прозвучали весьма конкретно: правоохранительные органы на Сахалине дрогнули и пошли на попятную. Решение суда было отменено, и брошюра не попала в число экстремистской литературы.

Это снискало определенную симпатию к Кадырову среди российских мусульман, поскольку практика признания исламской религиозной литературы экстремистской стала весьма распространенным явлением. В результате в список запрещенной литературы попали даже классические богословские труды. Наконец, в декабре 2015 года Кадыров опубликовал в соцсетях сообщение, что он прочитал за свою жизнь 10 млн салаватов (восхвалений), посвященных пророку Мухаммеду. Нам неизвестны примеры, чтобы кто-нибудь еще из региональных руководителей России старался продемонстрировать свою набожность так, как это делает глава Чечни. Его коллеги из соседних Ингушетии и Дагестана Юнус-Бек Евкуров и Рамазан Абдулатипов также стараются показать себя правоверными, но сильно уступают Кадырову в плане публичной религиозности.

На фоне Кадырова президент Татарстана Рустам Минниханов выглядит менее религиозным, намаз совершает несколько раз в год, стараясь не реагировать столь эпатажно, как Кадыров, на разного рода резонансные факты, связанные с исламом. И на контрасте с Кадыровым Минниханов выглядит привлекательнее в качестве «лица российского ислама». Именно это и используют федеральные власти: если понаблюдать за поездками президента России в исламские страны, то можно увидеть, что в состав российской делегации часто включают главу Татарстана, но крайне редко - Рамзана Кадырова. Создается ощущение, что Кадыров - это как бы исламский политик для внутренней политики России, а Минниханов - для внешней. В качестве подтверждения этого можно отметить тот факт, что в 2015 году именно Минниханова поставили в качестве председателя возобновившей свою деятельность стратегической группы «Россия - исламский мир», которая должна заниматься налаживанием сотрудничества с зарубежными мусульманскими странами.

Теперь можно коснуться темы взаимных контактов между обеими региональными лидерами. 24 ноября 2015 года президент Татарстана Рустам Миннихнов прибыл с официальным визитом в Грозный, где провел встречу с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формальная причина поездки Минниханова - участие в открытии выставки спецтехники КамАЗа в столице Чечни, однако контакты между двумя республиками вызвали интерес к подноготной отношений между двумя региональными лидерами, позиционирующими себя в качестве исламских политиков.

Отметим, это не первый визит в Чечню Минниханова. В марте 2013 года он приезжал на футбольный матч между казанским «Рубином» и питерским «Зенитом» в Грозный, однако данная встреча ничем не запомнилась, кроме как традиционным для всех приезжающих в Чечню гостей посещением местной достопримечательности - мечети «Сердце Чечни» и совместным селфи Минниханова и Кадырова: оба являются активными пользователями социальных сетей, стремящимися публиковать фото со своих поездок и встреч.

Попутно Минниханов и Кадыров встречались на совместных мероприятиях за пределами своих регионов: так, в ноябре 2014 года они общались на Гран-при «Формулы-1» в Абу-Даби (ОАЭ), после чего в комментарии к публикации совместной фотографии Кадыров подчеркнуто уважительно назвал Минниханова «старшим братом» и «опытным политиком, мусульманином». Затем в сентябре 2015 года Кадыров через Интернет поздравил с победой на президентских выборах в Татарстане Минниханова, назвав его «мой дорогой старший брат». На открытии Московской соборной мечети в конце того же месяца оба политика сидели рядом и фотографировались. 5 ноября 2015 года Кадырова ждали в Казани на вечере бокса, но он не сумел приехать.

И вот в конце ноября 2015 года состоялся полноценный официальный визит Минниханова в Грозный. По традиции, всех высоких гостей, приезжающих в Чечню, ведут на могилу отца Рамзана Кадырова, занимавшего пост президента Чечни в 2000-2004 годах и погибшего в результате теракта. Показательно, что во время нахождения в Чечне Минниханов надел на голову и уже не снимал чеченскую тюбетейку. Кадыров постоянно подчеркивал, что Минниханов «наш старший брат». Похвала в адрес экономической мощи Татарстана тоже не сходила с уст главы Чечни: «Нам есть где брать опыт, и мы стараемся равняться с Татарстаном, потому что это самый сильный промышленный и экономически развитый регион. Я думаю, что с помощью нашей братской республики в ближайшем будущем мы тоже поднимем экономику». Кадыров показал Минниханову предмет своей гордости - учебный центр спецподготовки СОБР «Терек», демонстрируя навыки и успехи бойцов этого подразделения, которые используются в боевых задачах, в том числе и антитеррористических операциях. Увидев выставленные на выставке спецтехники КамАЗа машины, Кадыров предложил именно их рассматривать как важный продукт в рамках программы импортозамещения. Вероятно, в Татарстане рассчитывают, что Чечня вскоре станет еще одним рынком сбыта камазовской продукции.

Оба лидера, позиционируя себя в качестве мусульманских политиков, а свои регионы как примеры исламских республик в составе России, между собой открыто не соперничают. Наоборот, подчеркнуто высказывают взаимоуважение. Можно констатировать, что к настоящему времени в России имеются две модели регионов с мусульманским титульным населением. Между ними есть существенные отличия: если в Чечне степень клерикализация общества значительно выше, а ислам является доминирующим политическим фактором, то в Татарстане гораздо более секулярное общество, хотя и имеется тенденция к исламизации.

Впрочем, последнему процессу мешает то, что большинство татарского населения Татарстана - светские люди (из 2 млн татар лищь около 90 тысяч являются активно верующими мусульманами). Сам регион только с большой оговоркой можно назвать «исламским»: 39% населения составляют русские, 6% кряшены (православные тюрки) и т. д. В Татарстане нет той моноэтничности и моноконфессиональности, которая в итоге сложилась в Чечне после двух последних войн, закончившихся гибелью значительной массы и исходом русского населения. Но элита Татарстана, в отличие от Чечни, старается позиционировать республику в качестве суверенного государства, борется за сохранение любых его атрибутов.

Почему так? На мой взгляд, для Кадырова эти атрибуты самостийности не столь важны, поскольку де-факто он и так полностью самостоятелен во внутренней политике, никто из федерального центра не посягает на полноту его власти в пределах республики. В Чечне есть свой собственный силовой блок, а подчеркнуто грозный образ самого Кадырова и милитаристская лексика выступлений создают вокруг него ореол самостоятельной политической фигуры. В Татарстане же татарская элита цепляется за пустую символику. У Минниханова нет своей личной гвардии, нет брутальной эпатажности, которая не столько привлекает, сколько пугает. Иногда это пытаются компенсировать «регионализацией» федеральных силовых структур в регионе: хотя правоохранительные органы в Татарстане формально являются подразделениями федеральной вертикали, на практике они ориентируются на местные власти. Компенсировать отсутствие собственных гвардейцев президент Татарстана старается активной внешней политикой: по числу ежемесячных зарубежных поездок Минниханов обходит любого из глав. И на федеральном уровне, и в самой республике Татарстан стараются представить как российское «окно» в исламский мир, через которое сам исламский мир может заглянуть в Россию.

Впрочем, будем объективны: в условиях международных конфликтов России Татарстан не всегда занимает четкую федеральную позицию. Это снова проявилось во время начавшейся российско-турецкой «холодной войны» после того, как турецкие военные сбили российский боевой самолет в небе над Сирией 24 ноября 2015 года. Позиция официального Татарстана тогда и сейчас носит выжидательный характер с осторожным выражением прежних симпатий в адрес «братского турецкого народа». Контраст стал особенно заметен после эксцентричного, но искреннего заявления Рамзана Кадырова про Турцию, которая «еще пожалеет о своем коварстве».

После «удара Турции в спину» (так охарактеризовал инцидент с Су-24 над Сирией президент РФ Владимир Путин) Рустам Минниханов почти месяц молчал и лишь потом высказал пожелание, чтобы «все наши политические разногласия разрешились». Тогда же в близких к Казанскому кремлю СМИ как по команде стали публиковаться статьи об огромной роли Турции в экономике Татарстана (280 турецких предприятий и 26% от всего потока иностранных инвестиций в Татарстан приходится на Турцию) и причитания на тему того, что Москва своей «недальновидностью» испортит отношения Казани с Анкарой.

Таким образом, и Рамзан Кадыров, и Рустам Минниханов - это примеры двух «мусульманских лидеров» в современной России, которые не соперничают друг с другом, но, тем не менее, в разных ситуациях ведут себя по-разному. Политикам отводятся разные роли. Что из этого выйдет, покажет время: как известно, настоящая лояльность России проверяется в условиях больших потрясений. Пока же впереди - выборы в Госдуму. А до выборов президента России еще целых два года.

Раис Сулейманов, эксперт Институт национальной стратегии

На фото - Рамзан Кадыров и Рустам Минниханов. Фото: prokazan.ru

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21