itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мятеж в «золотой клетке», или Майкл Мур

0
963
Время на чтение 5 минут
Мятеж в «золотой клетке», или Майкл Мур | Русская весна

«…Сенсация! Сенсация!» — трубили мировые СМИ в 2004 году, сообщая, что впервые в истории документального кино фильм Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. В названии фильма заложена игра образов: шкала Фаренгейта служит для измерения температуры, 9/11 — день крупнейшего в истории Америки террористического акта в Нью-Йорке, а всё, вместе взятое, отсылает к роману Рэя Брэдбери «491 градус по Фаренгейту».

Написанный в 1953 году роман Брэдбери представляет собой классическую антиутопию, в которой сжигают книги за то, что они призывают людей думать. Профессия главного героя романа Гая Монтэга — пожарный, но пожарный, вооруженный не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не тушит, а разжигает пожары. Нечто подобное сейчас уже происходит: западная культура переходит в состояние антикультуры. Пожарные из романа уверены, что смысл их профессии заключается в том, чтобы по сигналу пожарной тревоги мчаться и сжигать книжную крамолу вместе с домами, а то и их владельцами.

Изображенное Брэдбери общество убивает книги и людей не только физически. Оно прежде всего убивает души… Не такие ли существа, порождённые американской антикультурой, взорвали башни-близнецы в Нью-Йорке?

Брэдбери не ограничился предупреждением человечеству. Он призвал к протесту. Эпиграфом к роману «491 градус по Фаренгейту» стоят слова выдающегося испанского поэта Хуана Рамона Хименеса: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк».

В своём кинематографическом творчестве Майкл Мур «пишет поперёк».

В ленте «9/11 по Фаренгейту» проводится авторское расследование террористического акта 11 сентября 2001 года. Расследование не выявляет конкретных исполнителей этого преступления, зато камня на камне не оставляет от политики семейства Бушей, связанного крепкими узами с саудовским кланом миллиардеров бен Ладенов. Майкл Мур утверждает, что именно в этой связке нужно искать истоки глобального терроризма. Картина содержит исключительно резкую критику политики администрации США в Ираке, а президент Джордж Буш-младший выведен в ней в остро сатирическом виде.

Во время Каннского кинофестиваля публика аплодировала кинофильму стоя в течение 25 минут. Это было прямым указанием на поддержку мировой интеллектуальной и творческой элитой критической позиции автора. Наиболее грамотные граждане США уже тогда понимали, в какую затяжную авантюру втащил их клан Бушей, и не считали нужным скрывать свои чувства.

Между тем в Штатах уже действовало последнее изобретение американской демократии — «Патриотический акт», открывавший дорогу произволу спецслужб и ограничивавший права американцев до небывалого минимума. О последствиях этого акта, принятого по следам трагедии 11 сентября, станет ясно лишь после появления разоблачений Джулиана Ассанжа и Эдварда Сноудена, неопровержимо доказывающих, что логика денежных мешков во все времена одна — они пойдут на любые преступления, лишь бы не выпустить из рук деньги и власть.

И однако же громкий успех фильма Майкла Мура стал быстро сводиться на нет. «9/11 по Фаренгейту» должен был выйти в прокат в США через компанию Miramax, дочернюю компанию фирмы Disney. Однако Disney наложил запрет на распространение фильма, и на большой экран картина не вышла. Хотя заблокировать Интернет американские власти не могли. Пусть и не в таком объёме, как предполагалось, но фильм Майкла Мура пришел к мировой аудитории, увидевшей, что представляют собой правящие круги США.

Ярости семейства Бушей не было предела. Джордж Буш-старший обозвал Майкла Мура «козлом вонючим» или «мешком с дерьмом». Обычно выдержанный политик полностью потерял контроль над собой. Кинорежиссер достал его до самой печёнки.

Но на этом, пожалуй, эффект от кинокартины и закончился. Она стала частью истории Голливуда, нарушитель общественного спокойствия продолжил работу в киноиндустрии, а правители Америки продолжили демократизацию планеты. За 11 лет со времени появления фильма «9/11 по Фаренгейту» они успели превратить Афганистан, Ирак и Ливию в территории бесконечно воюющих племен, устроить перевороты в Грузии и на Украине, подтолкнуть эти несчастные страны к военным провокациям, вскормить до размеров монстра «Исламское государство» и начать имитацию войны с ним в целях прокорма собственного ВПК. Короче, собаки лают, а американский караван идёт.

И вот снова сенсация от автора «9/11 по Фаренгейту».

На днях Майкл Мур сообщил, что на кинофестивале в Торонто в сентябре он представит свой новый фильм, посвященный внешней политике США, с говорящим названием «Куда бы ещё вторгнуться» («Where to Invade Next»).

По словам режиссера, Америка завязла в бесконечных войнах и набрать материал для сатирической ленты оказалось несложно. «После терактов 11 сентября стране постоянно необходим враг, чтобы США могли поддерживать свой оборонно-промышленный комплекс, а компании могли делать на этом деньги. Кто наш следующий враг?» — спрашивает режиссёр.

Самое примечательное, что фильм «Куда бы ещё вторгнуться» снимался в обстановке повышенной секретности. Как американец, Майкл Мур отлично сознаёт опасность конфронтации с системой. Эта система тоталитарна, коварна и беспощадна. Едва ли Мур сумел бы довести свою работу до конца, если бы известил о ней с самого начала. Работая над лентой о террористическом акте 9/11, он не мог не знать, сколько наивных свидетелей, пытавшихся опровергнуть официальную версию, ушли из жизни в результате «несчастных случаев» и «таинственных происшествий». И Мур сделал правильный выбор — работать в подполье. А затем выйти из подполья и нанести удар. Это тоже опасно, но в этом случае у человека есть хотя бы шанс переиграть систему.

Можно не сомневаться, что фильм «Куда бы ещё вторгнуться» станет сильнейшим ударом по американской корпоратократии. Снова Майклу Муру будут аплодировать стоя, и снова его фильм разлетится через Интернет по всему миру. Фильм будут горячо хвалить, будут призывать равняться на него в исполнении гражданского долга. И… всё, как и в предыдущий раз, быстро сойдёт на нет.

Потому что кино Майкла Мура — это попытка мятежа в «золотой клетке». Таких попыток было немало, некоторые из них даже перерастали в индивидуальную войну против системы. Вспомним хотя бы пассионарного красавца Дина Рида, протестовавшего против войны во Вьетнаме, покинувшего родину и погибшего при загадочных обстоятельствах в ГДР. Можно даже поздравить Майкла Мура с тем, что со своим новым фильмом он обманул американские спецслужбы, которые, имей они соответствующую информацию, ни за что не позволили бы режиссёру снять его новую картину.

Только никуда не деться от того удручающего факта, что фильмы Майкла Мура представляют собой всего лишь одиночный протест совестливого члена американского кинематографического сообщества, создающего «империю грёз» для собственной и мировой публики. Они снова будут аплодировать ему стоя, затем вернутся в студии и продолжат клепать свои блокбастеры на патриотические, исторические и любовные темы, которые паровым молотом бьют по мозгам зрителей, придавая им кубическую форму, наиболее пригодную для устройства аквариумов со всякой нечистью. Америку мятежом в «золотой клетке» не пошатнуть.

Аплодисменты стихнут, и караван пойдёт дальше.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Седов
В Германии идёт смена политических поколений
Новый немецкий реваншизм
06.01.2023
США и инспекции по Договору СНВ-3
Карточные шулера и умственное расстройство
30.12.2022
Надежды сербов и конфликт в Косово
Сербы видят в специальной военной операции, которую ВС России проводят на Украине, пример для возвращения Косово
14.12.2022
Все статьи Дмитрий Седов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04