Свет православия в творчестве русских поэтов Молдовы

Бывший СССР 
0
318
Время на чтение 10 минут

В молдавской столице прошла Международная конференция "Православная цивилизация и современный мир".


Олеся Рудягина

Пока еще сборник с материалами конференции готовится выйти из печати, портал «Русское поле» представляет вашему вниманию один из докладов, прозвучавший на мероприятии.

Автор материала - учредитель и главный редактор «тезки» нашего сайта - журнала «Русское поле», председатель Ассоциации русских писателей Республики Молдова Олеся Рудягина.

«И снова мне дарован долгий вдох:

так вешний сад вскипает у порога.

А миром правит Милосердный Бог.

Стихи? - Лекарства из аптечки Бога!»

(О.Р.)

- Тема, заявленная мной в названии, не изучена и объёмна. Данный материал, подготовленный специально для сегодняшней конференции*, не может претендовать на её полное раскрытие. Это, скорее, «информация к размышлению», заявка на последующее глубокое исследование.

Однако, явление современной русской поэзии Молдовы столь гармонично и светло на фоне общего мирового разлада и декаданса, что я не могла не заявить о нём на представительном форуме, посвящённом проблемам Православия. Считаю русскую поэзию Республики Молдова сегодня одним из культурных сокровищ нашей страны.

В 2000 году мной была отредактирована большая Антология русской поэзии Молдавии на религиозные темы «Преображение», которую готовил к публикации кишинёвский Центр русской культуры, возглавляемый Аллой Коркиной и Дмитрием Николаевым. Ещё тогда меня поразили удивительной глубиной, силой и искренностью стихи русских поэтов Молдовы, посвящённые осмыслению Ветхого и Нового Заветов, образа Христа и Богородицы.

В 90-х годах, в период развала СССР, на гребне «чемодан-вокзальной» волны, Молдавию покинула целая плеяда значительных поэтов и многие молодые авторы,- уехали за границу, ушли в мир иной. Доперестроечные десятилетия не знали такого небывалого «поэтопада». Слишком болезненным оказался слом, постигший всех нас в 90-х годах; невыносимой и ни с чем несравнимой - утрата опор и идеалов. О том, что мы потеряли, чего лишились, в полный голос успел сказать глубоко верующий человек, поэт Валентин Ткачёв, в коротком двустишии «Предварительные итоги» «/Чего бы мне еще потребовать от жизни,/ Которая прошла?/...Ни Бога,- ни царя, ни флага, ни отчизны,/ Ни света, ни тепла...»

В самом деле, всё замкнулось на этом, в благополучные сытые годы девальвированном, понятии, - «Отчизна». И вполне закономерно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

На рубеже веков новое поэтическое поколение, утратив Отечество, растеряно и потеряно. Трудно найти стихи того времени, внятно свидетельствующие об осознании русскими поэтами, рождёнными в Молдове, своей принадлежности к какому-либо народу. Народа СССР, частицей которого мы были - больше не было в природе. Лозунги «Чемодан -вокзал -Россия» не оставляли иллюзий в отношении принадлежности к молдавскому, тем более, что народные витии с трибун предлагали совсем иное название и народу, и стране. Религиозный опыт у большинства отсутствовал. Для того, чтобы понять своё предназначение, нащупать корни, восстановить связь времён нужно было время. И душевная работа. Помните, у Игоря Северянина: «Россию надо заслужить»? «Русскоязычным» уроженцам Молдовы надо было «заслужить» родину - выстрадать, осознать.

Почти манифестом прозвучали тогда дерзкие и горькие стихи Валентина Ткачёва «Последний солдат империи»: «Словно лопнула линия троса: /Безнадёжность развеяла страх,/ ...Веры нет, император отрёкся,/Да и родину вымели в прах./ Я-последним солдатом увечным./ Пехотинцем, а не на коне./Всё, что было бескрайним и вечным,/ Остаётся лишь только во мне/ Никакого другого примера./Никакого посла к Небесам./ Всё я сам: император и вера,/ Да и родина-тоже я сам.»

Но внутренняя духовная работа шла и «бескрайнее и вечное» прорастало в каждом живом сердце. Озарением низошла жажда веры, обращённая в стихах моих современников к истокам, к Православию.

«...Нет еды... / Но слаще хлеба / Благодатная молитва, / Этот свет и это небо, - / А душа Тебе открыта...» (В. Костишар).

Напряжённый поиск самоидентификации для русских поэтов второго десятилетия XXI века разрешился обретением внутреннего пространства - вместо утраченного реального! Родина отныне - это, во-первых, Россия - любимая генетически, безусловно, - отрёкшаяся, желанная, не достижимая, а для рождённых вне её почти «виртуальная». Не территория, но её язык, искусство, литература, Православная вера: «О, родина духовная моя! / Маяк, ведущий через все моря, / И, приложенье ностальгии острой, / Не видимый никем небесный остров» (А. Юнко).

И, снова во-первых, - родная, «знакомая, как губам - имя собственного ребёнка», - космическая какая-то, лишённая будничных гнетущих подробностей - православная же Молдова: «У меня в узелке дорожном / Ломтик молдавского месяца / (Соленый и бледный). / Вы не смущайтесь, что будут / В бликах творожных руки. / Прошу, угощайтесь. / Вы не смущайтесь, / Что месяца вкус непривычный...) (Т. Орлова)

«...вынырни из небесной реки/над рышкановкой/дрожит тетива ул.димо/внизу ...» (О.Панфил)

В сегодняшней Молдавии, «не оставляют усилий» авторы разных поколений, как «живые классики» почтенного и старшего возраста - Николай Савостин, Константин Шишкан, Борис Мариан, Юрий Павлов, Алла Коркина, Александр Милях, Александра Юнко, Валентина Костишар, Людмила Щебнева, - так и поэты, мужание которых пришлось на смутные 90-е, а выход дебютных книг - на конец XX -первое десятилетие XXI века: Михаил Флоря, Олег Панфил, Ирина Ремизова, Юрий Гудумак, Олеся Рудягина, Сергей Пагын, Виктория Чембарцева, Наталья Новохатняя, Яна Казаченко, Александр Попов, Татьяна Орлова. Появились и совсем молодые поэты, среди которых самый яркий - девятнадцатилетний Леонид Поторак. Почти век отделяет старейшего русского литератора Молдовы от молодой восходящей звёздочки. А это, конечно, различное воспитание, мировоззрение, мироощущение. Есть ли что-либо объединяющее всех этих, совершенно разных, авторов? Какой-то общий мотив, тема, характерная для творчества, воспитанных в разные эпохи, обладающих различным жизненным опытом, поэтов.

Много лет вчитываясь в стихи моих коллег по перу я, мне кажется, разглядела главное, не афишируемое, удивительное качество. Чувство, коим исполнены и философски-созерцательные, и социально-публицистические, и лирические произведения. Любовь! Даже в самые страшные годы Нового времени острого отчуждения и гонений и - до сегодняшнего пребывания, по сути, в духовной изоляции, ни одна русская истинно поэтическая строчка не служила на этой земле злу, блуду, не разжигала межнациональную рознь, не дышала ненавистью к инакомыслящему человеку!

«Погибели предшествует гордость, и падению надменность», - звучит в Притчах16:18. Современной русской поэзии Молдовы, - порой страстной и печальной, чаще- смиренной и мудрой, - гордыня и надменность не свойственны. Свойственна генетически высокая нравственность:

«...Карминный крест и каменный алтарь,/свеча, грехи, молитва, покаянье -/ торопишься, переводя дыханье/перечислять, оправдывая жизнь,/и мечется душа, как зяблик в клетке,/меж пленом и тоскою о свободе./Стремится вверх слизняк, одолевая/ступень, борясь за право высоты:/ничтожен он, но равно же и ты -/ пред Господом едино всё на свете...» (В.Чембарцева)

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Ин. 4, 8) Удивительно, что, как правило, любовь в русской поэзии Молдовы не эгоистична, глубока, почти по-библейски: « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам)

«...я узнал тебя по взгляду,/ по шагам над раем с адом./ время лечит и калечит,/ но звезда в зрачке - навечно.» (Олег Панфил)

Часто она направлена и выливается не только, а иногда вовсе не на конкретного человека. Творчество самых ярких русских поэтов Молдовы начала XXI века отличает пристальная влюблённость в Мир Божий, в его каждодневные будничные приметы, его природу. Поэтов объединяет ощущение себя частицей Мироздания - вдохновенным творением Господа:/ ...И все-таки воде необходимо,/чтоб человек, почти прошедший мимо,/над ней склонился, выдохнул:/ люблю.../Чтоб на озерном выгнутом краю/провел ладонью по траве незрячей,/ заметив после, как при слове «Бог»/рябится небо вдоль и поперек/и в терем превращается прозрачный.» (С. Пагын)

Философское приятие жизни преобладает, библейские заповеди становятся основой бытия: «...Неслышно нитка времени в игольном /ушкЕ свивает прошлое в надежды/ на новый час и день, и год. И прежде,/чем камень бросить в нас краеугольный,/ напомнив, что и это преходяще,/ смеётся жизнь за пазухой у Бога:/ и щепкою плывущий - да обрящет,/ смотрящий в небеса - найдёт дорогу.»(В.Чембарцева)

Опыт человечества, маниакально повторяющего собственные ошибки, плодящего монстров ненависти и вседозволенности, легко свергающего вчерашних кумиров и развязывающего повсеместно войны, не даёт вещественных опор, возвращая нас, как блудных сыновей, к первоосновам бытия. Простым и вечным истинам. Пониманию человеческого долга. Попытка честно ответить себе на вопрос: зачем мы не этой земле? - неизменно приводит поэта к размышлениям о Боге.

"...Пахнет хлебом и горелой щетиной -/верно, борова палят по соседству,/чтобы в праздник пожевать свеженины./Все знакомо...Как обычно....Как в детстве./И подумаешь: открытия, бойня/революций, крах великих империй -/чтоб я снежной колеёю сегодня/пёр дрова колоть к бабе Вере./Потеплело...В небе чуть запотевшем/рек вороньих шелестенье и бремя./И качнулось тихим снегом пошедшим/вертикальное, Господнее время./(С.Пагын)

Единственный способ к познанию Бога есть доброта. (Преподобный Антоний Великий) Заповедью «Не убий!» дышат подборки русских поэтов первого десятилетия XXI века:

«...под гусеницей танка детский мячик,/танкисту не дожить до Дня Рожденья../чьей матери сильнее будет горе,/когда они детей своих оплачут?/подумаешь о мести, милосердьи,/когда в лице врага узнаешь брата/в оптическом прицеле автомата,/и, вдруг, тревогой защемит предсердье?/ не дай нам Боже делать этот выбор!(В. Чембарцева)

Светом любви - к родине «с маленькой буквы «р», к жизни, к людям исполнены стихи самого молодого русского поэта Молдовы Леонида Поторака. Рядом с ключевыми героями мировой литературы в стихах Леонида появляется образ солдата Великой Отечественной, вставшего на защиту мира от фашизма: «...Не меня одного искала/ Пуля, смертью чужой грозя./ Я боялся, хоть проку мало,/И молился, хотя нельзя./ Затерявшись в огне орудий,/Посреди фронтовых снегов, -/Будем живы, Господи, будем, -/Я шептал, вытирая кровь...» - В стихотворении «Рядовой» образ этот достигает такой невероятной силы и отчаянной правды, что перехватывает дыхание. Тема Долга перед Отечеством - великая традиция Православия - возрождается в новом поколении: «Значит, нет ни солдат, ни армий, / И один, посреди дорог, / Я, безликий и безымянный, / Грязь мешу миллионом ног. / (...) С миллионом живых и мертвых / В этот миг и навек един, / Миллионом охрипших глоток / Крикнул: Господи!.. победил». Взгляд Всевышнего необходим поэту. Он, без сомнения, стоит перед Богом.

***

Особой жизнью живёт в русской поэзии Молдовы православная Икона. Как нечто совершенно необходимое, незабвенное, интимное, сияющее нам из глубины прожитых лет, из далёкого далека, как благословение предков.

Ещё в 1984 г. Было написано Александром Миляхом необыкновенно пронзительное стихотворение «Хижина»:/Калитку и дверь откроет/Сквозняк. Забор поник./Когда-то здесь жили трое:/Икона. Старушка. Старик./К затерянной хижине долго/Шла мировая война:/Старушка убита осколком.../Первой ушла... Она./Старик зарядил берданку,/С прошлого века берёг,/И на врагов спозаранку,/Как на волков, залёг./Крест - на её могиле./А на его - Звезда!/Рядом похоронили...Икона - осталась/Одна.

Но нет! Не осталась Икона - одна. Она шагнула вместе с нами и в сердцах наших - в XXI век. Она дышит, и греет, и утоляет земные печали.

/Не припомню толком иконы той:/Иисус...и голубь...реки волна..../Пахла старость кукурузной крупой,/за окном в саду стояла зима./Снегопад качался и кот мурчал,/дверцу в сон открыв золотым ключом,/ и с иконы голубь слетал...слетал/на больное бабушкино плечо.(«У бабушки» С. Пагын).

О предчувствии, ожидании весны так пишет молодая поэтесса Таня Орлова: ...Проснулась Узнав/На слегка побелевшем Стекле/Наброски иконы,/Морозом срисованные/С той,/Что Весна/Рисовала/Во сне...

***

...В литературоведческой статье «Совершенство и самовыражение», встреченной многими апологетами авангарда и «постконцептуализма» в штыки, недавно преставившийся московский поэт и критик Игорь Меламед утверждал: «Совершенство никогда не достигается автором самостоятельно, но всегда дается ему как благодать. Именно благодатное творение дает читателю мгновенную «радость узнавания», неповторимое ощущение истинности. Это ощущение испытывает не только читатель, но и сам автор, обращаясь к уже законченному произведению. Стихотворение и для автора становится если не откровением, то, по крайней мере, ответом на поставленный вопрос.

Представление о творчестве как о благодатном даре неразрывно связано с представлением о едином дарителе.» «...совершенное произведение всегда исполнено истинной гармонии, даруемой свыше, и потому оно - лучшее доказательство Бытия Божия... Это доказательство может входить в намерения автора, не противоречить им и даже расходится с ним - доказывает не автор, а гармония, заключенная в его произведении».

Лучшие образцы современной русской поэзии Молдовы этому прямое свидетельство!

Я начала своё выступление с рассказа о книге «Преображение». И вот, в завершении, словно подтверждение моим словам о наполненности русской поэзии Молдовы светом Православия, - новость. Сегодня у Валентины Костишар, члена правления Ассоциации русских писателей Республики Молдова, дипломанта Международного конкурса им. Великого князя Юрия Долгорукого, готова к печати книга «Пречистый Свет». Автор уже носила рукопись в церковь, получила благословение на издание книги, которая включает более ста стихотворений Валентины. Рукопись вся соткана из библейских мотивов, навеяна размышлениями автора о вере, смысле бытия, о Святой Руси - роли и значении её в мировом пространстве. Названия стихотворений говорят сами за себя: Аввакуму, Храм Христа Спасителя, «Бог - с тобой, Православная Русь», Летописец, Муромские чудотворцы, Дионисий, Вечные тени Бориса и Глеба, Пасха, Рождественский вальс. Святки, К посту готовится душа, «Ходила Богородица босая...» Чудотворец (о Серафиме Саровском). К иконе Казанской Божьей матери. Ксении Петербургской. И другие. Издателя пока не нашлось. Но - будем молиться!

«...И длится вечность, время не деля,/Часы мгновенья отмеряют глухо,/Молитвой дня наполнена земля,/А сердце ей внимает божьим слухом./И верой чувств, и мудростью простой,/которая всё свяжет воедино./А истина сама во тьме ночной/Приходит светом/ От Отца и Сына...»(В.Костишар)

Материал предоставлен при содействии московского бюро портала "Русское поле"

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07