«Дорога на Берлин». Чем можно оправдать «некассовое» кино

В Москве состоялась официальная премьера фильма «Дорога на Берлин» (производство «Мосфильм», режиссёр Сергей Попов, продюсеры Александр Литвинов и Карен Шахназаров). В широкий прокат картина выходит 7 мая - накануне Дня Победы.

Вкратце о фильме. Снят по мотивам повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военных дневников Константина Симонова. Действие происходит летом 1942 года на Южном фронте - по ходу стремительного наступления вермахта в направлении Сталинграда и Кавказа. Главный герой (лейтенант Огарков) приговорён трибуналом к расстрелу за трусость - сгоряча, по правде говоря. Рядовой Джурабаев конвоирует осужденного в штаб армии для утверждения приговора и приведения его в исполнение. По дороге бойцам приходится вырываться из окружения, ввязываться в бои в составе случайно встреченных по дороге частей...

Кассовый успех «Дороге на Берлин» предрекать затруднительно. И по чисто маркетинговым критериям в том числе - молодой режиссёр, доселе известный внимательным ценителям только по сериалам (типа «Фурцевой»), тотальное отсутствие раскрученных кинозвёзд, более чем скромная рекламная кампания, умеренное количество прокатных копий (1000 шт.).

Есть, впрочем, и опасения по субъективной части. Отклики зрителей и специалистов после предварительных показов относительно собственно «киношных» достоинств - сдержанные. Главное в «обвинениях»: близкая к нулю динамичность сюжета, к тому же неоправданно затянутого. Такое впечатление, что идей и действий не хватило толком даже на 80 минут, и поэтому авторы забивали пустоты не решающими никаких задач эпизодами, персонажами, художествами. Или, к примеру, весьма нестандартными представлениями об основах демократии в действующей армии (это когда главный герой невозбранно совершает променады по прифронтовой полосе, предаваясь духовным терзаниям, а в расположения воинских частей заглядывает мимоходом, случайно и ненадолго).

Благосклонные же отклики исчерпываются чем-то типа «утончённой психологичности», «маленького человека на ужасной войне» и прочими высокими соображениями.

Однако тут вот какое дело. Конечно, у «Дороги на Берлин», в отличие от новых «Зорей...», нет прямого аналога в советском военном кино. Но есть непрямой. Действие фильма «Дорога на Берлин» происходит ровно в то же время, в том же месте и в тех же обстоятельствах, что и действие фильма «Они сражались за Родину». Это всё, что мне есть сказать за «психологизм» и «человека».

В общем, не блокбастер. Не зрительское кино. На любителя.

...Тем не менее хочу сказать в адрес «Дороги...» и, пользуясь случаем, в адрес военных опытов современного нашего кино добрые слова.

Как отмечал коллега Виктор Мараховский по поводу «Зорей...», на главном направлении в год 70-летия Победы в кинополитике сделана ставка не на одно «великое кино» (которое, как правило, оказывалось неудачным и провальным), а несколько «не великих» - причём именно современных, но в традициях нормальной отечественной классики, разножанровых и разноплановых, адресованных разным сегментам современной аудитории.

И вот мы с начала года имеем три премьеры: несомненный хит «Битва за Севастополь», а также «А зори здесь тихие...» и «Дорога на Берлин» - к которым можно придраться, но которых не приходится стыдиться. Сравнение с «гранд-премьерами» оставляю на ваше усмотрение.

Возвращаясь к «Дороге...» можно отметить и качественные съёмки (на то и Шахназаров), и качественную проработку деталей вплоть до обмундирования (на то и Российское военно-историческое общество), и содержательные посылы.

Об этом чуть подробнее.

В этом фильме опять нет интеллигентских упражнений с историческими фактами и исторической правдой, с отношением к исторической гордости нашего народа. Подчёркиваю слово «опять» - ведь мы к этому уже пару лет как привыкли, не обращали внимания? Откуда-то же этот перелом взялся?

В самом названии этого фильма заключено очень важное понимание того очевидного факта, что Победа не взялась из ниоткуда в мае 45-го. И дорога на Берлин - это не парадное триумфальное шествие. Дорога на Берлин началась в Брестской крепости, пролегала через «белоснежные поля под Москвой»... И даже отступая к Волге тяжёлым летом 42-го - Красная Армия всё равно шла на Берлин.

А армия - она ведь из бойцов состоит. А бойцы - это люди. Разные и не идеальные - не рождённые героями, а героями себя сделавшие. И об этом тоже пытаются говорить авторы «Дороги...».

В этом фильме опять нет авторских рыданий над судьбой «маленького человека на ужасной чужой войне». Зато есть безусловная правда защиты Отечества и рихтовка характеров героев именно ради этой безусловной правды. А если кому привиделись рыдания и, наоборот, не заметилась правда, - то это, честно говоря, от обрывочно прописанного образа главного героя (лейтенанта Огаркова).

Зато по факту в этом фильме главным стал герой, который сценарием предусматривался как второстепенный - рядовой Джурабаев в исполнении Амира Абдыкалыкова. Тут вот в чём дело. В фильме вообще, как было выше сказано, не задействованы штатные кинозвёзды. А Абдыкалыков - даже не профессиональный актёр. Он алма-атинский электрик. На кастинг попал случайно. И попал. «Я сыграл самого себя», - смущённо признаётся казахский парень.

В этом и ценность. И дело не только в удачном «экранном образе». Дело в том, что алма-атинский электрик сыграл не просто себя - он «сыграл» весь казахский народ. Да так, что теперь вряд ли нужно нашему российскому зрителю разъяснять, откуда в Казахстане берутся Назарбаевы, идеи евразийского воссоединения, и почему Казахстан - наш самый спокойный и надежный друг, не «виляющий на курсе». И участие Казахстана в народном кино «28 панфиловцев» - ещё один фактик в этой современной правде.

...Думаю, этих качеств фильма «Дорога на Берлин» достаточно, чтобы снисходительно отнестись к его слабостям.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Сорокин:
Все статьи автора
"70-летие Победы в Великой Отечественной войне"
«С какой целью Новосибирск разработал собственный брендбук празднования Дня Победы?»
Новосибирский Координационный Совет в защиту общественной нравственности обратился к мэру города А.Е. Локтю в связи с размещением на улицах в качестве символов Победы красных маков и перевернутой звезды
07.05.2019
Так был ли подвиг?..
О «разоблачении советского мифа» о 28 героях-панфиловцах
06.05.2019
Все статьи темы