Батальонъ: Пафосный. Истеричный. Халтурный

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
936
Время на чтение 4 минуты

Имея на руках явный карт-бланш продюсеры Игорь Угольников («Брестская крепость»), Федор Бондарчук («Сталинград») и режиссер Дмитрий Месхиев («Свои») распорядились им своеобразно.

В советском кинематографе тема Первой Мировой войны находилась под запретом. Ярлык «империалистическая» этому тем более способствовал. А исторические катаклизмы (Октябрьская революция, Гражданская война и др.) задвинули воспоминания о грандиозных военных событиях далеко на периферию массового сознания. К тому же, героями войны 1914 года не могли не стать белогвардейцы, проходившие по разряду «враги Страны Советов».

В постсоветском кино Первой Мировой тоже не везло. Прежде снимать про нее возможности не было, позднее стало не до того - помешали очередные потрясения. Единственной попыткой ввести тему Первой Мировой войны в широкий обиход можно считать телесериал Владимира Хотиненко «Гибель империи», снятый 10 лет назад. Хотя сюжетов из истории этой войны наберется не на один десяток фильмов и сериалов, что подтверждают европейский и американский кинематограф. Так что, в отечественном кино авторы «Батальона» оказались первопроходцами.

Из сюжета про то, как в целях пропаганды тогдашние ловкие политтехнологи предложили собрать женский «батальон смерти» могла выйти мелодрама, психологическая драма, военный эпос. Даже историко-революционный жанр мог оказаться к месту. Однако же получился удивительный кинорассказ из небрежно и словно впопыхах нарезанных и смонтированных эпизодов, логически слабо связанных меж собой. Герои здесь появляются из ниоткуда и исчезают невесть куда, мотивировки поступков затянуты плотным туманом, характеры чаще намечены слабым пунктиром, без надежды на развитие. Сюжетные повороты неуклюжи и предсказуемы. Доброволицы весь фильм пламенеют от любви к Родине. И изредка - к конкретному мужчине. Правда, когда вспыхивают классовые противоречия (стычка в казарме девицы Дуськи с графиней Натальей Татищевой), это чувство на время улетучивается, но немного погодя баланс восстанавливается.

История Марии Бочкаревой, однажды названной «русской Жанной Д'Арк» - не просто любопытная, а совершенно захватывающая. По личному благословению Николая II была зачислена в армию, и в первом же бою спасла 50 солдат. Стала полным Георгиевским кавалером, получила сначала чин подпоручика, а затем и поручика - для русской армии событие немыслимое. В 1917 году, по предложению председателя Временного комитета Госдумы Михаила Родзянко, согласилась организовать новое воинское подразделение. Главковерх А.В. Брусилов и председатель Временного правительства А.Ф. Керенский сочли проект удачным и поддержали. 21 мая Бочкарева выступила в Мариинском дворце с призывом к женщинам России, увлеклась и объявила, что батальон отправится на настоящую войну. Эта предыстория, несомненно важная для понимания происходящего на экране, почему-то деликатно опускается. Авторы ограничиваются лишь военными наградами, живописно разложенными на груди героини и парой не слишком артикулированных реплик о ее прошлых заслугах.

В «Батальоне» все настроены на подвиг и ничего кроме подвига. Полковник Татищев лично привозит единственную дочь в казарму к Бочкаревой. Малодушничают единицы, да и то на пункте записи, когда девиц принимаются стричь под ноль. Прошедшие естественный отбор доброволицы укрепляются в готовности к самопожертвованию, даже без всякой на то надобности. Мужчины предпочитают бездействовать: обсуждают планы очередной рекогносцировки или передислокации, либо по привычке митингуют, либо тоскливо смотрят в окошко деревенской избы. Казалось бы, на экране разворачивается сильная, пронзительная история о женщинах на войне, где смерти и сражения обретают конкретную форму. Однако из собранных слагаемых желанная сумма не получилась. А получился фильм в духе советского кино конца 1940-х - начала 1950-х. Здесь все понятно и разложено по полочкам: война равно подвиг, немцы - шпионы и растлители русской армии, женщины готовы на жертвы и подвиги во имя Родины, офицеры и солдаты - безвольная масса, большевики - сплошь дезертиры и подстрекатели, а в центре - народная героиня Мария Бочкарева. Пафос здесь преобладает и заменяет практически всё, включая возможные сюжетные коллизии и конфликты. Героев же лишают даже минимальной склонности к саморефлексии и сомнениям. Главное - победа, какой ценой - не важно.

Не удается этой истории выразительно и убедительно сыграть еще, возможно, и потому, что в нашем кинематографе так и не родился миф о Первой Мировой. В то время как в европейской и американской культуре он начал формироваться в 1920-е годы и даже раньше. Единственный миф нашего кино, сложный и многомерный, сумевший пережить потрясения последней четверти лет - о Великой Отечественной войне. Однако при просмотре «Батальона» зрительская кинопамять в нужные моменты не включается. Оттого приемы сценариста и режиссера с продюсерами остаются ничем не прикрытыми. Вот и приходится нагонять пафоса. Хотя вместо него достаточно было бы представить внятные психологические мотивировки и большую точность в исторических фактах. Тогда не будут вызывать оторопь, к примеру, финальные эпизоды, в которых на выручку батальону в едином порыве бегут офицер Генштаба, слабовольный полковник и солдаты, всю дорогу морально разлагавшиеся под воздействием немецких шнапса с колбасой и безжизненных большевистских речей.

Когда сходятся продюсерские и режиссерские силы, что представлены в титрах «Батальона», зрители вправе ожидать качественный коммерческий кинопродукт. Тема для фильма выбрана не только идейно верная, но и, будем справедливы, совершенно в нашем кино незаезженная. Поразительно то, что авторы «Батальона» никак не пытаются переосмыслить миф о войне. Здесь проговаривается примитивная мысль: «война - бесконечный подвиг, на ее алтарь дОлжно бросать жизни всех без исключения». О том, что и эта схватка между государствами была чудовищной трагедией, бессмысленной бойней, уничтожившей и сломавшей сотни тысяч судеб, вновь предпочитают не говорить. И по-настоящему перехватывает дыхание лишь однажды. Незадолго до титров пускают сохранившуюся военную хронику с теми самыми доброволицами, которые погибли кто на фронте, кто в тылу, но так и не сумели воодушевить мужчин на подвиги, доблести и славу.

Наталия Эфендиева - обозреватель ИА REGNUM



Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

100 лет с начала Первой мировой войны
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33