Лев Аннинский: «Корчагины не исчезли - просто они не у дел»

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
137
Время на чтение 6 минут

29 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Николая Островского - создателя знаменитого автобиографического романа «Как закалялась сталь».

Не было человека в СССР, который не читал бы этой книги. Ее по праву называют биографией молодежи 20-х годов, а в Великую Отечественную бойцы носили ее с собой в заплечных мешках - в музеях хранятся экземпляры, пробитые пулей и залитые кровью. Однако в перестройку легендарный роман был изъят из пантеона русской классики. К Павке Корчагину, строящему узкоколейку в светлое будущее, стали относиться иронически...

Так остается ли Павка символом чести и верности долгу? Что он сказал бы сегодня об олигархах, метросексуалах, апологетах гламура? И рвался бы на подмогу ополченцам Новороссии? Действие романа происходит на Украине - и в этом опять перекличка тех времен с нашим днем. О Николае Островском и его романе «Культура» попросила рассказать известного литературоведа Льва Аннинского.

культура: Вы еще в 60-х годах прошлого века подробно изучали этот роман, много писали о нем. В чем его феномен?
Аннинский: Прежде всего, в фигуре автора: Николай Островский создавал свою книгу не как художественное произведение, а как исповедь. Роман покорил читателей мужеством автора и главного героя. Поначалу Островский, потерявший зрение, писал от руки - строчки налезали одна на другую, разобрать что-либо было невозможно. Тогда он придумал сделать прорези для строк в картонной папке - это значительно облегчило работу. Это общеизвестные факты, но я на всякий случай напомню их. В процессе работы у него отнялась рука, и он вынужден был надиктовывать секретарям...

Без каких-либо указаний сверху книга мгновенно стала популярной среди молодежи. Кроме того, и с идеологической точки зрения это было абсолютно точное попадание, несмотря на то, что сам автор ни о каком «попадании» не думал - просто писал о том, что ему близко и дорого. Так что в судьбе романа переплелись искренний читательский интерес и официоз. С официозом, как у нас часто бывает, перегнули палку. Когда роман «Как закалялась сталь» ввели в школьную программу и стали усиленно насаждать, возникла обратная реакция - читатели начали сопротивляться.

культура: А для Вас лично это что - агитка или искренняя исповедь настоящего подвижника?
Аннинский: Буду честен: и то, и другое. Когда мне в 60-е годы предложили написать об этой книге, первой моей реакцией был отказ - мне это еще в школе, извините, осточертело: перекормили. Но потом, после некоторых раздумий, я решил взяться за эту работу. Я поместил роман в контекст русской духовности. Николай Островский, конечно, порожден советской эпохой. Но сама эта эпоха была, в свою очередь, порождена тысячелетней историей нашей страны. Островский вырос на Украине, по крови - наполовину поляк. При этом он - абсолютно русский человек. Его главной чертой было правдолюбие. Он поверил в идеалы революции, потому что был внутренне заряжен на поиски справедливости. Он чувствовал личную ответственность за то, что происходит вокруг - рушится привычный мир, после революции начинается Гражданская война, и он ищет силу, которая могла бы объединить людей. Это существенная русская черта: когда мы объединяемся - мы сильные, когда разъединяемся - все в русской жизни распадается. Островский был человеком героического склада. Очень аскетичный в быту и в любви. Эти черты он передал своему герою - Павке Корчагину. Еще одно важное человеческое качество Островского - он был заряжен на общение. Он не мог держать что-то в себе, таиться, ему хотелось делиться своими идеями, агитировать. Литература помогла ему отдать людям то, что его мучило, что в нем жило. Бешеное желание установить справедливость и сделать всех вокруг счастливыми - вот что им двигало. «Как закалялась сталь» - это памятник эпохи Гражданской войны, страшной и героической.

культура: Накануне нашей беседы я побывала в музее Островского в Москве на улице Тверская, 14. Удивило то, как там дают биографию писателя. Большевизм Островского затушеван, главный акцент сделан на инвалидности. Стоит ли вынимать Островского из контекста той эпохи, где все было пронизано пафосом классовой борьбы?
Аннинский: Мы знаем, что у нас был период - в перестройку и в 90-е годы, когда все советское выметалось метлой. Музей тогда нашел выход: давайте будем рассказывать не только о большевизме Островского, но о его инвалидности и о человеческом подвиге. В 23 года он совсем перестал ходить, начал слепнуть, болезнь приковала его к постели. Писать он не мог, видеть не мог, вставать не мог. Но работало сознание, работало воображение, работала беспокойная, воспаленная совесть. Такие слова, как «инвалид» или «человек с ограниченными возможностями», к Островскому не подходят. Он был настоящим героем. До самого конца держался, верил в идею социальной справедливости и всеобщего счастья, за которое можно и умереть.

культура: События в романе «Как закалялась сталь» разворачиваются на Украине, где воюют немцы, поляки, красные, белые, петлюровцы. Все рифмуется с днем сегодняшним. Казалось бы, такие фигуры, как Николай Островский, должны объединять наши народы, но, увы, пока этого не происходит. Более того, как мне по секрету сказали знающие люди на Украине, музей в Шепетовке не хочет праздновать юбилей Островского...
Павел Корчагин - Василий ЛановойАннинский: Сегодня нам надо заново перечитывать «Тараса Бульбу», «Как закалялась сталь» и извлекать уроки. И Гоголь, и Островский показали психологию жителей Украины, где все так перемешано. Я сам наполовину казак. У меня мать с Украины. А бабку мою убили на Украине за то, что она еврейка. У меня горькая связь с этой землей. Я вижу, сколько всего провокационного происходило на Украине, - зачем они пытались придушить русский язык и русские школы, зачем кричали: «Кто не скачет, тот москаль»? Накопилась злоба. Теперь все расплачиваются. При этом мы в России не испытываем к украинцам никакой ненависти. Но рано или поздно наступит период, когда это их бешенство уляжется, и все равно нужно будет строить мирную жизнь.

культура: Роман «Как закалялась сталь» учит мужеству, он написан для эпох, когда требуется проявлять жертвенность, героизм, и не случайно был востребован в годы Великой Отечественной войны...
Аннинский: Поколение, которое делало революцию, участвовало в Гражданской, я называю «невольниками истории». Они расплатились за все. Мое отношение к ним - горькое сочувствие и преклонение. История первой половины ХХ века - очень трагична. Россия выкрутилась из Первой мировой, получила передышку, провела индустриализацию и снова начала воевать. Мы победили Гитлера ценой огромного самопожертвования. Отсюда и ГУЛАГ - государство боялось предательства. Как только победили в войне - и ГУЛАГ начал сходить на нет. К счастью, Островский не оказался ни среди жертв, ни среди палачей.

Павел Корчагин - Владимир Конкинкультура: Мы живем довольно буржуазно - ценим комфорт, личное благополучие, преуспевание. Актуален ли для нынешней молодежи такой тип человека, как Павка Корчагин?
Аннинский: Конечно. Этот тип никуда не исчезает. Просто такие люди сейчас не у дел. Они, может быть, чуть смешные, затаились, не на виду. Но они есть. В русских продолжает жить ощущение того, что весь мир хочет нас прижать. В ответ возникает встречное чувство - желание доказать свое превосходство. Это с особой силой проявляется в критических ситуациях - войнах, стихийных бедствиях. Тогда желание сделать то, что считаешь важным и нужным, становится настолько сильным, что люди не жалеют ни жизни своей, ни здоровья. Думаю, таких примеров сейчас немало, хотя бы, на юго-востоке Украины. Другое дело, сможет ли современный Павка-Островский написать о себе такую же яркую книгу, найдутся ли люди, которые помогут ему издаться, дойдет ли это произведение до прилавков и сможет ли читатель его заметить среди килотонн другой литературы. На эти вопросы ответить сложнее. Но думаю, история потребует - люди найдутся.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Медведева
Людмила – людям милая. Святая с былым платком
Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой
29.09.2023
«В русской литературе много шедевров…»
Беседа с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
15.03.2023
Талант сочувствия
О своих творческих проектах и круге чтения рассказал писатель Василий Дворцов, эксперт форума «Мiръ Слова»
24.07.2022
Калужская духовная семинария приглашает абитуриентов
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским
26.06.2022
Все статьи Татьяна Медведева
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21