Суверенитет белорусских элит: деликатное и быстрое решение вопроса

Александр Григорьевич Лукашенко, которого в особо торжественных случаях называют Первый Президент Республики Беларусь, - всегда был в сложных отношениях с Москвой.

Он, безусловно, идейно расположен к России. Не только в силу экономических интересов своей республики, а в целом расположен - как человек с определёнными убеждениями. За два прошедших десятилетия можно было в этом убедиться. С другой стороны, Лукашенко - суверенный правитель Белоруссии. Со всеми ограничениями, которые накладывает на суверенитет современная глобализация, евразийская интеграция и прочие внешние обязательства, но всё же настоящий правитель национального государства. Это он тоже убедительно и многократно доказывал. И продолжает доказывать, например, своей позицией по отношению к украинскому кризису - подчёркнуто независимой от российской.

Между первой и второй ролью белорусского президента нет никаких противоречий, но только до тех пор, пока эту должность занимает Лукашенко. В 2015 году на выборах, он, конечно, снова побеждает. Это означает ещё пять лет стабильной интеграции в экономической сфере, стабильного взаимодействия вооружённых сил и стабильных пререканий российских властей с Александром Григорьевичем. Но что потом?

Сейчас Лукашенко в своей избирательной кампании по максимуму использует эффект от войны на Украине: не нужно майданов, революций, перемен. И его сограждане с ним согласятся. Но к 2020 году бессменный президент может и надоесть. Даже если лозунг белорусской оппозиции: «Пора менять лысую резину!» не сработает, всё равно жизненный ресурс отдельной личности не бесконечен. И тут государственный суверенитет отдельной республики из конституционного права белорусского народа вполне может превратиться в реальную проблему.

Россия не умеет всерьёз относиться к независимости Белоруссии. Не может просто взять и уйти, если вдруг республика с силу своего суверенного права решит сменить вектор геополитической ориентации. Нет у нас такого исторического опыта - жить и успешно взаимодействовать в разных русских государствах, подобно тому, как научились жить и взаимодействовать друг с другом державы англосаксов. Не сразу, кстати, научились.

А чему нужно учиться нам - тот ещё вопрос. В настоящее время Евразийский экономический союз идёт по стопам ЕС, который тоже постепенно обрастал наднациональной бюрократией, пока не появилось почти полноценное общеевропейское политическое пространство: Еврокомиссия, европарламент, евросуд...

Годная стратегия, однако нужно ли нам теми же методами притирать Россию и Белоруссию в Евразийском союзе, как, например, Германию и Грецию в Европейском? А если шире, то нужен ли русским суверенитет от белорусов, а белорусам - суверенитет от русских? Народам, наверное, не нужен. А вот элитам придётся делать предложение, от которого они не смогут отказаться.

В 90-е годы, когда шли переговоры о создании Союзного государства России и Белоруссии, гуляла такая немного наивная версия о том, что Александра Лукашенко можно «купить» перспективой президентского кресла в Москве. Наивная, потому что абсурдно увязывать проект объединения двух держав под амбиции одного человека. Неважно, кем мог или не мог стать Лукашенко в российской политической системе. Важно предоставить такие же возможности всем белорусам в России и всем русским в Белоруссии. Уравнять владельцев национальных паспортов в правах. А гражданство, государственный суверенитет - всё это пусть остаётся.

Небо не рухнет на землю, если человек с белорусским паспортом получит возможность занимать государственные должности в России. А с русским - в Белоруссии. Нам незачем оставаться в плену архаичных концепций национального государства - Россия всё равно таковым не является и вряд ли когда-либо станет. С новым подходом к евразийской политике мы вряд ли что-то потеряем, а приобрести можем многое. Мы получим реальную интеграцию элит, общий политический класс, не создавая при этом избыточную бюрократическую надстройку союзных органов власти. То есть достигнем искомого результата быстро и избежим при этом ошибок ЕС.

Более того, мы приобретём опыт, который можно будет в какой-то мере использовать и в отношении других республик Евразийского союза. Возможно, шаблоны интеграции от ВТО и Евросоюза сами по себе неплохи, но пора нарабатывать и свои решения.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий