Анкара в шпионских сетях Вашингтона, Лондона и Берлина

Немецкий журнал Der Spiegel вновь выступил с сенсацией. Со ссылкой на сведения, полученные от бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена, он сообщил, что Агентство национальной безопасности (АНБ) США, а также британская разведка МИ-6 со спутника, а также путем подключений к волоконно-оптической кабельной сети ведут скрытое прослушивание в Турции правительства, армейских учреждений, разведки и энергетических компаний. При этом Der Spiegel, публикуя некоторые документы, указывает, что АНБ и МИ-6 определяют Турцию - в первую очередь - как "одну из своих важных целей в оперативной разведывательной работе на Ближнем Востоке" , и только на второе место ставят ее как партнера по блоку НАТО.

Напомним, что ранее тот же журнал Der Spiegel сообщал, правда, со ссылкой на сотрудника BND, арестованного в Германии по подозрению в агентурной работе на Вашингтон, некоего Маркуса, что начиная с 2009 года германская разведслужба (BND) ведет прицельную слежку за партнером Германии по НАТО Турцией. Журнал утверждал, что приказ шпионить за Турцией поступил в германскую разведку из немецкого федерального правительства. Берлин не стал опровергать эту информацию, отмечая, что "разведка в Турции является значимой для внутренней безопасности Германии". Президент Федерального ведомства по охране конституции Германии Ханс-Георг Маасен дал понять, что Берлин обеспокоен "опасностью, исходящей от исламистов, часть которых так или иначе пробираются через Турцию в зону сирийского и иракского конфликтов, затем, возвращаясь в Европу, привозят свои проблемы". В то же время он уверял, что его Федеральное ведомство тесно сотрудничает с турецкими спецслужбами. Да и сама канцлер Ангела Меркель заявляла, что "шпионаж между друзьями недопустим". Тогда почему же Берлин пошел не на расширение своего сотрудничества со спецслужбами Анкары, а решил за ними шпионить?

Тут выявляется любопытная интрига. Когда зампред правящей партии "Справедливости и развития" Мехмет Али Шахин призвал осторожно относится к "турецким сообщениям" Spiegel, который, по его словам, "не демонстрирует особых симпатий к событиям в стране - в целом, и в отношении политики Реджепа Тайипа Эрдогана - в частности", многие турецкие эксперты восприняли это как намек на то, что через этот журнал "какие-то внешние силы" осуществили "утечку" информации, рассчитанную на осложнение турецко-германских отношений. Действительно МИД Турции вызвал немецкого посла в Анкаре, чтобы высказать обеспокоенность сообщениями о шпионаже. В то же время и.о. министр экономики Нихат Зейбекчи заявил, что раз немецкая разведка "слушает турецкие спецслужбы, пытается добыть эксклюзивную информация из правительства и отдельных фирм, несмотря на партнерские союзнические отношения, то и турецкая разведка должна слушать своих западных союзников".

На наш взгляд, этот скандал имел прямое отношение к процессу формирования нового турецкого правительства, а точнее - выбора кандидатуры , которая должна была занять пост главы МИД Турции вместо назначенного премьер-министром Ахмета Давутоглу. Речь шла о Мевлюте Чавушоглу, одном из основателей правящей в Турции партии "Справедливости и развития", занимавшего до недавнего времени пост Председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы, и продвижение которого на пост главы МИД Турции, видимо, лоббировал Берлин. Тут много неясностей, но, судя по многочисленным косвенным признакам, можно судить, что Германия пытается снизить накал напряжённости в своих отношениях с Турцией, которая возникла из-за перепалки Эрдоган - Меркель по поводу жесткого подавления протестного движения в Турции летом прошлого года и коррупционного скандала , в котором оказались замешаны многие правительственные чиновники и лица из ближайшего окружения Эрдогана. В этой связи Германия предприняла максимум усилий для "замораживания" переговоров по интеграции Турции в ЕС. Сейчас ситуация может измениться.

Что же касается второй "утечки" шпионской информации, прошедшей вновь через Der Spiegel относительно работы в Турции АНБ и МИ-6, то турецкая газета Cumhuriyet дает понять, что на сей раз она могла исходить от немецкой разведки, решающие свои задачи в турецко-американских отношениях. При этом газета уточняет, что наибольший интерес АНБ и МИ-6 вызывала работа другого возможного кандидата на пост министра иностранных дел Турции Хакана Фидана, главы Национального разведывательного управления Турции (MIT), который специализировался на тайной дипломатии в регионе, наводя мосты с Курдской рабочей партией, движением "Хезболла" и на иранском направлении, то есть направлениях, которые Вашингтоном и Лондоном введены в компетенцию "разведки целей верхнего уровня". Они подозревают, что Турция, помимо действий в альянсе с Западом, ведет в регионе и свою собственную игру.

Турции действительно непросто. Она постоянно сталкивается с тем, как США системно репродуцируют в регион новые и неожиданные комбинации, одна из которых вылилась в провозглашении "Халифата" группировкой " Исламское государства Ирана и Леванта" (ИГИЛ). Он объявил «джихад» против всех светских элементов Запада, а наряду с этим причислил и власти Турции к "неверным". В этой связи Cumhuriyet предполагает, что Фидан, похоже, пытался в написанном сценарии "новой американской геополитической мыльной оперы", в которой приписаны слова "продолжение следует", выявить сюжет инструментализации положения Турции в формирующемся новом политическом ландшафте региона.

Тут все взаимосвязано. Так уходящий в отставку генсек НАТО Андрес Фог Рассмусен в статье, опубликованной в The Financial Times, призвал государство НАТО отказаться от сокращения военных расходов, чтобы государства альянса могли " продолжает выполнять свои задачи". При этом он указывает на две угрозы: возрождающаяся Россия, "проявившая себя неожиданно для Запада в ходе украинского кризиса", и "череду кризисов от Северной Африки до Ближнего Востока". Правда, он не упомянул, что украинский кризис и большой кризис на Ближнем Востоке порождены не Россией, а политикой США и их европейскими партнерами.

Что же касается Турции, то ей указывают на главную опасность - ИГИЛ, и заявляют о готовности оказать ей поддержку в случае "внезапного нападений Халифата". Кстати, об этом откровенно говорил пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби, анонсируя предстоящий визит в Турцию министра обороны США Чака Хейгла. По его словам, "учитывая приграничное с Сирией и Ираком положение Турции, необходимо отметить, что эта страна разделяет нашу глубокую озабоченность в вопросе региональной угрозы со стороны организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)". Но до визита Хейгла должен состояться саммит НАТО в Уэльсе, на котором планируется навесить на Турцию дополнительные обязательства по укреплению "безопасности альянса»: добиться ее согласия на размещение на своей территории элементов натовской ПРО. Речь идет о специальных радарах и батареях ракет SM-3. При этом планы США и НАТО по созданию щита ПРО с подключением Турции нацелены на нечто большее, чем защита от ракетной угрозы, исходящей из Ирана или откуда-либо еще. Они будут и должны определять характер не только российско-американских отношений, отношений между Америкой и Европой, но и конечно, перспективы взаимодействия Турции с Россией.

Есть иной вариант: поддержать позицию Германии, блокировать расширение НАТО на Восток и отказаться от натовской ПРО. Но пойти на такой шаг Турция может только при условии, что активизируется процесс ее интеграции в ЕС, а Германия станет перемещать "центр тяжести" своей внешней политики в ближневосточном направлении, заменяя там США.

Пока неизвестно, готов ли проект резолюции саммита НАТО в Уэльсе и какие формулировки там появятся в отношении Турции. Сейчас очевидно следующее: немецкая разведка активно работает в Турции, собирая информацию не только о политике ее правительства, но и в отношении действий США в регионе. В то же время, как и американские спецслужбы, помимо контроля над Анкарой, еще и посматривают за действиями Германии в этой стране. Турция, как всегда, посередине, и чтобы не дать ей вырваться из такого порочного круга, за ней по-прежнему будут шпионить ее союзники.

 

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий