Что делать с нечитающим поколением

Участники интеллектуальных игр, как правило, очень много читают. И чаще всего запоминают весьма заметную долю прочитанного. Но сами наши игры рассчитаны не на знание, а на размышление и творческую фантазию. Вопросы в них по возможности строят так, что выйти на ответ можно рассуждениями, отталкивающимися от каких-то совершенно общеизвестных фактов, но ход этих рассуждений обычно далеко не тривиален. Экзотические же знания выручают довольно редко. Поэтому в игровой тусовке популярна шутка: «Откуда игроки черпают информацию? Из отыгранных вопросов».

Яркий пример игрока именно такого типа есть среди тех, с кем я регулярно участвую в интеллектуальных играх в составе одной команды. В своём поколении он - несомненно лучший из капитанов команд (а задачи капитана во многих отношениях значительно сложнее задач простого игрока, и он тем не менее прекрасно справляется с этими задачами). В то же время он практически ничего не читает. Почти всё воспринимает на слух. В частности, очень многое знает просто по рассказам родных и близких: он - сын двоих несомненно очень сильных игроков, и ему с младенчества было что послушать.

На самом деле в последние годы он всё-таки и читает довольно много - не по игре, а по работе, ибо работа у него тоже весьма серьёзная. Но его опыт показывает: в принципе можно стать умным человеком без помощи книг. И его же опыт показывает, насколько это сложно. Не буду пересказывать все возникавшие у него игровые проблемы. Просто сообщу: ему действительно было достаточно тяжело постигать мир без помощи книги.

Вдобавок большая книга - это ещё и большой объём взаимосвязанных событий и/или рассуждений. По ходу чтения приходится следить за ними, порою мысленно восполнять недостающие звенья. Чем больше читаешь, тем легче самому выстраивать многоходовые цепочки мыслей.

Но дело не в знаниях и даже не в рассуждениях. Куда важнее фантазия.

Когда в книге сказано «вошла женщина в красном платье и с синей сумочкой», приходится самостоятельно додумывать все прочие детали её внешности, приемлемо сочетающиеся с этими платьем и сумочкой (или, наоборот, считать: сочетались они плохо, и автор таким образом решил подчеркнуть, что женщина не хочет или не умеет обращать внимание на свою внешность - это уж зависит от того, нравится ли Вам сочетание красного с синим изначально). Если же Вы смотрите экранизацию этой книги, то видите то, что решили по поводу этой фразы художник по костюмам, гримёр и режиссёр, и Ваша собственная фантазия при этом никоим образом не упражняется.

Этого примера, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять: те, кто ориентируется не на чтение, а на другие способы постижения мира, не упражняют толком свою фантазию. Поколение, ориентированное не на чтение, а на СМИ, не только меньше знает, не только утрачивает навыки к обширным и многоступенчатым размышлениям - важно, что у этого поколения и фантазия тренируется гораздо меньше. Поэтому несомненно необходимо искать способы восстановления любви к чтению, чтобы не утратить заметную часть не только чисто интеллектуального, но и творческого потенциала общества.

Не берусь однозначно подсказать, как это делать. Но могу, исходя из сказанного выше о книгах и фильмах, предположить: довольно полезным может оказаться показ - возможно, даже прямо в школах - нескольких экранизаций одного и того же произведения с тем, чтобы школьники видели, насколько могут различаться взгляды разных авторов на один и тот же текст, и таким образом понимали, что им тоже стоит попробовать свои силы и развить свою фантазию - в конце концов в детстве-то все любят фантазировать.

 

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Вассерман:
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Как противостоять разрушительной силе Интернета
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
06.11.2019
«Ведь не могут же все стать ослами»
Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков
02.10.2019
Детские комплексы главы Сбербанка
Или с какой целью Греф призвал «убить» экзамены в школе
05.09.2019
Все статьи темы